Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок по литературе :А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Урок по литературе :А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Дата: 30.09 Предмет: литература. Учитель Тасмаганбетова А.К.

Тема: А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Цель урока:

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина; совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи; прививать интерес к предмету.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей; развивать навык словесного рисования; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

Оборудование :Компьютер, проектор, экран; Портрет А. С. Пушкина; Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина

Ход урока

I. Организация детей на занятие

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа об авторе.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.

Когда и где родился А. С. Пушкин?

  • В Москве, 6 июня 1799 год

Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Кто учил его писать по-русски?(Писать по-русски учила его бабушка)

Кто ему рассказывал сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

Назовите сказки:"Сказка о рыбаке и рыбке""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях""Сказка о царе Салтане:""Сказка о попе и его работнике Балде" "Сказка о золотом петушке"

Викторина по сказкам

Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"

1. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года

2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два раза.

"В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой".

3. Сколько времени была старуха царицей? . . . . Две недели. "Вот неделя, другая проходит. . . "

4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).

5. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? Пять раз

6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?"Что тебе надобно старче?" - "Смилуйся государыня рыбка!. . ,"

Вопросы к "Сказке о царе Салтане"

1В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

В комара, муху, шмеля

2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея

3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.

("А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей". )

4. Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? Остров Буян

5. Назови любимую песню белочки? "Во саду ли:"

6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?"

Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"

1. С каких слов начинается "Сказка о попе:" Жил-был поп, толоконный лоб

2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ". . . в год затри щелчка полбу. . . "

3. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?

"Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь".

4. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?"Лучшего б ненадобно дохода, Да есть на них недоимки за три года".

5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? ". . . вышлю к тебе внука".

Физкультминутка для глаз.

Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

"Семь торговых городов Да сто сорок теремов". . .

2."Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая, 
Пряла, сидя под окном. . . "

Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:

"Коли красная девица, Будь нам милая сестрица".

3Кто дал царевне отравленное яблоко? Чернавка

4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка

5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

"Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . . ",

"Ветер, ветер! Ты могуч. . . "

6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

". . . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз".

Обобщающие вопросы по сказкам

1. Из какой это сказки?

"Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".

Из "Сказки о царе Салтане"

2. О ком идет речь:

"И, кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется. . . "?

О Королевиче Елисее.

3. Из какой это сказки:

"Пошел, сел у берега моря; 
Там он стал веревку крутить 
Да конец ее в море мочить"?

Сказка "О попе и работнике его Балде".

4.

"Вдруг шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя". Что это за девица?

Шамаханская царица из "Сказки о золотом петушке".

5. Кем предстала перед стариком старуха:

" В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки"
Столбовою дворянкой

Физкультминутка

Изобразите:

- Волны на море

- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Задание 1. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"

- Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! 
(Балда)

Вижу я, что тут 
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! 
(Молодая царевна)

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. 
(Третья сестрица)

Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! 
(Мудрец)

Задание 2. "Расшифруй слова и назови, из каких сказок эти предметы"

АЗРОКЕЛ

5137426

ЗЕРКАЛО

ЫБАРК

23514

РЫБКА

ТЕОШПКУ

3265174

ПЕТУШОК

ЕЛАБК

23514

БЕЛКА

ОМШЕК

41325

МЕШОК

Подведение итогов урока.

Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?

Карточки для учащихся (работа по вариантам)

I вариант.

Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Тут соседи беспокоить 
Стали старого царя, 
Страшный вред ему творя. ________________________

Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, - испугался!_____________________

2. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?

_________________________________

3. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?

_________________________________

4. Какие просьбы старика исполнила рыбка?

_________________________________

II вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Крепко связаны ей локти; 
Попадется зверю в когти, 
Меньше будет ей терпеть, 
Легче будет умереть.

__________________________________

Мать с младенцем спасена; 
Землю чувствует она.

___________________________________

2. Продолжить строчки:

"Отпусти ты, старче, меня в море, 
Дорогой____________________________

3. За какую плату согласился работать Балда?

___________________________________

4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?

___________________________________



  • Начальные классы
Описание:

продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина; совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;прививать интерес к предмету.

развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей;развивать навык словесного рисования; обогащать словарный запас учащихся;развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.


Автор Тасмаганбетова Алмагуль Калымтаевна
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 685
Номер материала MA-070731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы