Дата:
30.09 Предмет: литература. Учитель Тасмаганбетова А.К.
Тема:
А.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.
Цель
урока:
Образовательные:
продолжить
знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина; совершенствовать
навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию; формировать
умение логично излагать свои мысли во время устной речи; прививать интерес к
предмету.
Развивающие: развивать
устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность; развивать
образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять
кругозор детей; развивать навык словесного рисования; обогащать словарный
запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и
другие логические операции мышления.
Воспитательные: воспитание
норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного
произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы и
жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
Оборудование
:Компьютер, проектор, экран; Портрет А. С. Пушкина; Рисунки
детей по сказкам А. С. Пушкина
Ход урока
I.
Организация детей на занятие
II.
Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа об авторе.
Но
прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда
и где родился А. С. Пушкин?
- В Москве, 6 июня 1799
год
Когда
А. Пушкин начал сочинять стихи?Он начал сочинять рано, когда был совсем
маленьким.
Кто
учил его писать по-русски?(Писать по-русски учила его бабушка)
Кто
ему рассказывал сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
Назовите
сказки:"Сказка о рыбаке и рыбке""Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях""Сказка о царе Салтане:""Сказка о попе и его
работнике Балде" "Сказка о золотом петушке"
Викторина по сказкам
Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"
1.
Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года
2.
Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два
раза.
"В
третий раз закинул он невод, - Пришел невод с одною
рыбкой".
3.
Сколько времени была старуха царицей? . . . . Две недели. "Вот
неделя, другая проходит. . . "
4. Сколько
просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка,
царица).
5. Сколько раз
старик ходил к рыбке с просьбами? Пять раз
6. Что
спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?"Что
тебе надобно старче?" - "Смилуйся государыня рыбка!. . ,"
Вопросы к "Сказке о царе Салтане"
1. В
кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?
В комара, муху, шмеля
2. От кого князь
Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея
3.
Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.
("А
царевич хоть и злится, Старой бабушки своей". )
4.
Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? Остров Буян
5.
Назови любимую песню белочки? "Во саду ли:"
6.
Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?"
Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"
1.
С каких слов начинается "Сказка о попе:" Жил-был поп,
толоконный лоб
2.
Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ". . . в год
затри щелчка полбу. . . "
3.
Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?
"Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он ее
исполнил точь-в-точь".
4. За сколько
лет должен был собрать Балда оброк с чертей?"Лучшего б ненадобно
дохода, Да есть на них недоимки за три года".
5.
Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? ". . .
вышлю к тебе внука".
Физкультминутка
для глаз.
Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"
1.
Какое приданое приготовил царь своей дочери?
"Семь
торговых городов Да сто сорок теремов". . .
2."Раз
царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном. . . "
Почему
братьев, ведь она была единственной дочерью царя?
Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:
"Коли
красная девица, Будь нам милая сестрица".
3. Кто
дал царевне отравленное яблоко? Чернавка
4.
Кличка собаки семи богатырей? Соколка
5.
К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
"Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . .
",
"Ветер,
ветер! Ты могуч. . . "
6.
Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?
".
. . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз".
Обобщающие вопросы по сказкам
1.
Из какой это сказки?
"Выбрал
я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего
благословенья".
Из
"Сказки о царе Салтане"
2.
О ком идет речь:
"И,
кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее
отвернется. . . "?
О
Королевиче Елисее.
3.
Из какой это сказки:
"Пошел,
сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить"?
Сказка
"О попе и работнике его Балде".
4.
"Вдруг
шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо
встретила царя". Что это за девица?
Шамаханская
царица из "Сказки о золотом петушке".
5.
Кем предстала перед стариком старуха:
" В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки"
Столбовою дворянкой
Физкультминутка
Изобразите:
-
Волны на море
-
Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
-
Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в
царевну.
-
Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
-
Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся
за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Задание 1. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"
-
Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
Вижу
я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
В
кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)
Подари
ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
Задание 2. "Расшифруй слова и назови, из каких сказок эти
предметы"
АЗРОКЕЛ
|
5137426
|
ЗЕРКАЛО
|
ЫБАРК
|
23514
|
РЫБКА
|
ТЕОШПКУ
|
3265174
|
ПЕТУШОК
|
ЕЛАБК
|
23514
|
БЕЛКА
|
ОМШЕК
|
41325
|
МЕШОК
|
Подведение итогов урока.
Что
нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
Карточки для учащихся (работа по вариантам)
I
вариант.
Из
каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Тут
соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ________________________
Вкруг
ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!_____________________
2.
Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?
_________________________________
3.
Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях"?
_________________________________
4.
Какие просьбы старика исполнила рыбка?
_________________________________
II
вариант.
1.
Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Крепко
связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
__________________________________
Мать с
младенцем спасена;
Землю чувствует она.
___________________________________
2.
Продолжить строчки:
"Отпусти
ты, старче, меня в море,
Дорогой____________________________
3.
За какую плату согласился работать Балда?
___________________________________
4.
Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел
опасность?
___________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.