Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по литературе :А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Урок по литературе :А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Скачать материал

Дата: 30.09 Предмет: литература. Учитель Тасмаганбетова А.К.

Тема: А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка.

Цель урока:

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина; совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;  прививать интерес к предмету.

Развивающие:  развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;  развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей;  развивать навык словесного рисования; обогащать словарный запас учащихся;  развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

Оборудование :Компьютер, проектор, экран; Портрет А. С. Пушкина;  Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина

Ход урока

I. Организация детей на занятие

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа об авторе.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.

Когда и где родился А. С. Пушкин?

  • В Москве, 6 июня 1799 год

Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Кто учил его писать по-русски?(Писать по-русски учила его бабушка)

Кто ему рассказывал сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

Назовите сказки:"Сказка о рыбаке и рыбке""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях""Сказка о царе Салтане:""Сказка о попе и его работнике Балде" "Сказка о золотом петушке"

Викторина по сказкам

Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"

1. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года

2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два раза.

"В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой".

3. Сколько времени была старуха царицей? . . . . Две недели. "Вот неделя, другая проходит. . . "

4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).

5. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? Пять раз

6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?"Что тебе надобно старче?" - "Смилуйся государыня рыбка!. . ,"

Вопросы к "Сказке о царе Салтане"

1В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

В комара, муху, шмеля

2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея

3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.

("А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей". )

4. Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? Остров Буян

5. Назови любимую песню белочки? "Во саду ли:"

6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?"

Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"

1. С каких слов начинается "Сказка о попе:" Жил-был поп, толоконный лоб

2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ". . . в год затри щелчка полбу. . . "

3. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?

"Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь".

4. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?"Лучшего б ненадобно дохода, Да есть на них недоимки за три года".

5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? ". . . вышлю к тебе внука".

Физкультминутка для глаз.

Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

"Семь торговых городов Да сто сорок теремов". . .

2."Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая, 
Пряла, сидя под окном. . . "

Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:

"Коли красная девица, Будь нам милая сестрица".

3Кто дал царевне отравленное яблоко? Чернавка

4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка

5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

"Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . . ",

"Ветер, ветер! Ты могуч. . . "

6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

". . . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз".

Обобщающие вопросы по сказкам

1. Из какой это сказки?

"Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".

Из "Сказки о царе Салтане"

2. О ком идет речь:

"И, кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется. . . "?

О Королевиче Елисее.

3. Из какой это сказки:

"Пошел, сел у берега моря; 
Там он стал веревку крутить 
Да конец ее в море мочить"?

Сказка "О попе и работнике его Балде".

4.

"Вдруг шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя". Что это за девица?

Шамаханская царица из "Сказки о золотом петушке".

5. Кем предстала перед стариком старуха:

" В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки"
Столбовою дворянкой

Физкультминутка

Изобразите:

- Волны на море

- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Задание 1. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"

- Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)

Вижу я, что тут 
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)

Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)

Задание 2. "Расшифруй слова и назови, из каких сказок эти предметы"

АЗРОКЕЛ

5137426

ЗЕРКАЛО

ЫБАРК

23514

РЫБКА

ТЕОШПКУ

3265174

ПЕТУШОК

ЕЛАБК

23514

БЕЛКА

ОМШЕК

41325

МЕШОК

Подведение итогов урока.

Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?

Карточки для учащихся (работа по вариантам)

I вариант.

Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Тут соседи беспокоить 
Стали старого царя, 
Страшный вред ему творя. ________________________

Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, - испугался!_____________________

2. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?

_________________________________

3. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?

_________________________________

4. Какие просьбы старика исполнила рыбка?

_________________________________

II вариант.

1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.

Крепко связаны ей локти; 
Попадется зверю в когти, 
Меньше будет ей терпеть, 
Легче будет умереть.

__________________________________

Мать с младенцем спасена; 
Землю чувствует она.

___________________________________

2. Продолжить строчки:

"Отпусти ты, старче, меня в море, 
Дорогой____________________________

3. За какую плату согласился работать Балда?

___________________________________

4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?

___________________________________

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе :А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Литературная сказка."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина; совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;прививать интерес к предмету.развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей;развивать навык словесного рисования; обогащать словарный запас учащихся;развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 139 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.09.2020 206
    • DOCX 57.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Махамбетова Мадина Казиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Махамбетова Мадина Казиевна
    Махамбетова Мадина Казиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84264
    • Всего материалов: 262

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 488 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек