Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок по ИЗО 5 класс "Кукла - Утешница"

Урок по ИЗО 5 класс "Кукла - Утешница"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Тема: Кукла – «закрутка» зготовление куклы-Утешницы)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель: Осознание того, что тряпичная традиционная кукла – это неотъемлемая часть русской культуры, средство нравственного воспитания на основе создания своими руками тряпичной куклы – «закрутки», используя специальную схему последовательности выполнения изделия.

Личностные результаты

  • личностная интерпретация ДПИ;

  • развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям русской культуры;

  • мотивация учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • овладение техникой « закрутка»;


Метапредметные:



 Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе творческой деятельности;

  • развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе творческой деятельности, а также поиска и сбора информации;

  • формирование навыков развёрнутого речевого высказывания с использованием языка изобразительного искусства;

  • формирование умения согласованно работать в группе, распределять работу между участниками проекта, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)


Познавательные УУД:


  • поиск и использование в практической деятельности информации о традиционных народных куклах;

  • ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • преобразование информации из одной формы в другую на основе заданного алгоритма, выполняя творческое задание;

  • владение формами рефлексивной оценки творческой деятельности

  • овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;




Регулятивные УУД:


  • Проговаривание последовательности действий на уроке;

  • формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству, к собственной творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

  • совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой творческой деятельности.


Предметные результаты:

  • владение особенностями технологии «закрутка»;

  • представление о том, что тряпичная кукла – это прародительница современной, часть русской культуры;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.


Педагогические технологии:


  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникативные технологии;

  • Физкультминутка;

  • Музыкальная терапия.


Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, (групповая) коллективная.

Методы ведения занятия:

  • Наглядно-иллюстративный;

  • Словесный – рассказ, беседа, инструктаж;

  • Практический метод – изготовление изделия в соответствии с заданием.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, календарь изготовления традиционных кукол, альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол, наглядность на доску.

Оборудование: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература, музыка

Звуковой ряд:

  • MP3 серия «Великие исполнители России XX века». Лучшие классические произведения. Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ Рекордз», 2006

  • «Золотое кольцо» Н. Кадышева

  • «Русская песня» Н. Бабкина

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Вступительная часть. Актуализация. Мотивация. Тема, цель, план урока!

3.Проверка домашнего задания по группам: а) стихи о куклах; б) календарь кукол; в) сравнение куклы современной и традиционной тряпичной.

4.Объяснение задания (практическая часть): работа с инструкционными картами

5.Творческая мастерская (изготовление куклы): индивидуальная и фронтальная работа с детьми.

6.Итог урока: а) демонстрация, обсуждение работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.


ХОД УРОКА

Конспект занятия.

1.Организационный момент:


- Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

- Приветствие воспитанников


Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!


(Мотивация)


У вас на партах лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними работать.

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!


Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!


2. Актуализация занятия:


- Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.


Загадка.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)


Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Тряпичная кукла закрутка) - Показываю тряпичную куклу

Правильно, мои золотые, это кукла! Тема нашего урока

Кукла – «закрутка»

Ребята, сегодняшний наш урок будет некой подготовкой к внеклассному мероприятию.

То есть знаниями, полученными сегодня на уроке, вашими мини – проектами и творческими исследования мы пойдем делиться с малышами в детский сад. Тем самым будем прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству и русской народной культуре.

Но разве мы можем прийти к детям с пустыми руками? Правильно, конечно нет!

Поэтому целью нашего урока будет изготовление куклы-Утешницы!

А почему именно Утешницы, я объясню вам немного позже!


Дети, давайте определим дальнейший план нашего сегодняшнего урока, в котором и отразятся задачи УРОКА!

( Вешаю на доску)


Тему определили? Определили!

Цель определили? Определили!

Проверка знаний по прошлому уроку (ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ)

Проверка работы групп (РАБОТА ГРУПП)

Изготовить куклу – Утешницу!

Порадовать ДЕТЕЙ! (посещение дет. садика)


Теперь немного вопросов по предыдущему уроку!


Викторина вопрос-ответ.

А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

- 4 тыс. лет назад.

- Для чего служила кукла изначально?

- Как оберег от злых духов.

- Из каких материалов делалась ?

- Соломы, натуральных тканей (лен, хлопок), дерева, глина, лыко .

- Как вы думаете? Как традиционно изготавливалась тряпичная кукла ?

- Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками

- Почему кукла была без лица?

- Вместе с лицом кукла получала душу и могла навредить ребенку.

На какие три вида куклы делились по-назначению?

- Игровые, обрядовые, обереги!


Хорошо, молодцы! Продолжим проверять вашу подготовку по группам!


I Группа (ЛИТЕРАТОРЫ)

В это время остальные дети записывают в таблицу услышанные слова или словосочетания, характеризующие куклу. Например – удалая, родная и т.д. ( Задание № 1 в рабочем листе)


Читают стихи.


Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала, 
Мастерила, колдовала, 
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось. 
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство, 
Чтобы вечно помнить детство


А. Барто

«Кукла»

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье



Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.



II Группа (ОФОРМИТЕЛИ)

Славянский календарь изготовления кукол


В это время остальные дети записывают в таблицу названия кукол (одно или два), соответствующие времени года. ( Задание № 2 в рабочем листе)


Еще девочки сделали альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол, которых вы видели в календаре!!!!


III Группа (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства


В это время остальные дети слушают, анализируют. В итоге должны сделать вывод, какая из кукол, традиционная народная или современная, учит детей фантазировать, творить и проявлять милосердие. ( Задание №3 в рабочем листе)


Молодцы! Все замечательно подготовились!

Раздаю каждой подгруппе звездочки с оценками!


3. Физкультминутка!


Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место!


4. Выполнение практической работы. Объяснение задания: 


Игровая кукла «Утешница» была яркой, с пышной юбкой. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка. «Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Родители кормили ребенка конфетами с куклы, но фантики от конфет они оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Объяснение по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы.

Инструкционная карта «Изготовление куклы Утешницы»

5. Заключительная часть: Рефлексия (Дерево) !


Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.



6. Домашнее задание:


Предложить воспитанникам найти информацию о появлении ткачества на Руси.


Заключительное слово педагога:


Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!


Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.

Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!

8



  • Другое
Автор
Дата добавления 18.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 360
Номер материала MA-072727

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»