Открытый
урок истории в 6 классе
Тема: «Во главе христианского мира»
(формирование основ антикоррупционного мировоззрения)
Цель урока: познакомить с ролью католической
церкви в средневековом обществе, выявить источниками обогащения церкви через
призму формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся; определить
причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против
еретиков.
Планируемые
результаты:
Предметные: научить объяснять причины борьбы
церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в
учебном тексте факты, сопоставлять аргументацию; формулировать собственные
гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям
современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг
друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же
искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и
осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ
на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника,
схемы;
Личностные УУД: формировать личностную
мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для
самого себя и общества; выражать своё отношение к роли истории в жизни
общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Изучение нового материала:
1.Мотивационный момент – видео «Уроки
истории питона Каа» - значимость духовенства
2.Определение темы урока
- Ребята, на основе просмотренного
видеофрагмента попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока
«Во главе христианского мира»
«Могущество католической церкви»
3.Рассказ учителя
Действительно
В XI - XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не
обходилось ни одного событие.
Средневековая
церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было
христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной
связи с религией, требованиями церкви. Таким образом, католическая церковь
обладала в средневековом обществе небывалым могуществом
4.Постановка
учебной задачи урока
Учебная
задача:
Предлагаю сегодня
рассмотреть вопрос о могуществе католической церкви, её богатствах в средние
века через призму такого понятия как коррупция.
Известно ли вам, что
это такое? Попытаемся разобраться с данным понятием
5.Использование
элемента технологии критического мышления – составление кластера понятия
-Какие ассоциации
возникают у вас, когда я произношу это слово? – ответы учащихся
Понятие коррупции –
обратитесь к раздаточному материалу
На
сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция»,
установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции».
Коррупцией
считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение
указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Формы коррупции:
-превышение
должностных полномочий
-получение взятки
-дача взятки
-злоупотребление
полномочиями
- использовании
своего статуса для получения некоторых преимуществ
6. Переход к
изучению новой темы
Окунёмся
же в страницы истории средневековья. Работать сегодня будем с учебниками по
истории средних веков различных автором, разнообразными историческими
источниками.
1.Чему учила людей
церковь? – учебника Агибалова, Донской с.124-125
2. Что проповедовала
христианская мораль? – дети добавляют 10 заповедей
3.Кого церковь
считала образцом, на кого надо было равняться? – попытка создания образа
истинного христианина
НО!!! При этом
церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Что
же являлось источниками обогащения католической церкви? Что обогащало её и
делало могущественной.
7.Организация
групповой работы
Предлагаю
поработать в группах и попытаться соотнести богатства католической церкви с
понятием и формами проявления коррупции
Группа 1
Изучите тексты
А) учебник Ведюшкин
В.А. «История средних веков» с.128-129
Б) Агибалова Е.В.
«История средних веков», с.125-126
В) исторический
источник – «Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.»
Г) исторический
источник - «Привилегии во благо князей церкви»
Ответьте на вопросы:
А) каким образом
католическая церковь стала крупнейшим собственником земли?
Б) что такое
десятина?
В) что произойдёт с
людьми, которые не заплатят десятину?
Г) является ли
десятина проявлением коррупции, на ваш взгляд и почему?
Группа 2
Изучите тексты
А) учебник Ведюшкин
В.А. «История средних веков» с.128-129
Б) Агибалова Е.В.
«История средних веков» с.125-126
В) исторический
источник – П.Абеляр «Об индульгенции»
Г) исторический
источник – «Текст индульгенции»
Ответьте на вопросы:
А) что такое
индульгенция?
Б) почему многие
священники торговали индульгенциями на рынке
В) является ли
индульгенция проявлением коррупции и почему?
Группа 3
Изучите тексты
А) учебник Ведюшкин
В.А. «История средних веков» с.133-135
Б) Агибалова Е.В.
«История средних веков», с.129-130
В) дополнительный
материал
Ответьте на вопросы:
А) Какие источники
богатства церкви помимо десятины и индульгенций вы можете назвать? продажа
церковных должностей, церковные обряды, прикосновение к священным реликвиям
Б) является ли это
проявлением коррупции и почему?
Группа 4
Изучите тексты
А) учебник Ведюшкин
В.А. «История средних веков» с.133
Б) Агибалова Е.В.
«История средних веков» с.129-132
В) исторический
источник – поэма Д.Чосера «Кентерберийские рассказы»
Г) исторический
источник – Пьер де во де Серне «История альбигойцев»
Ответьте на вопросы:
1.Кто такие еретики?
2.Что в образе жизни
и поведении церковнослужителей вызывало недовольство у простых людей? –
зачитать из текста
3. Как церковь
боролась с еретиками?
4.Как эти методы
борьбы согласуются с основными заповедями христианства?
5.Заполните
сравнительную таблицу «Расхождения во взглядах еретиков и духовенства»
8.Защита
творческой групповой деятельности – после защиты 2 группы видеофрагмент «Мартин Лютер» - продажа
индульгенций
9. Подведение
итогов работы.
Итак, ребята мы с
вами выяснили, что источники
богатства католической церкви в средние века являются проявлениями коррупции.
Прошло
уже более 500 лет, а такое пагубное явление как коррупция продолжает жить в
нашем обществе. Действительно,
день ото дня мы всё больше убеждаемся, что коррупция – это одна из серьёзнейших
проблем которая требует немедленного решения. Проблема эта мирового масштаба.
Ещё в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции и теперь ежегодно 9
декабря мы считается Международным днём борьбы с коррупцией.
10. Рефлексия - предлагаю
Вам, выразить собственное
отношение к коррупции, в различных формах:
А) слоган
Б) листовка
В)
мини-стихотворение
11.Думаю, что все вы сегодня
увидели, что во все времена находятся люди, которые ведут борьбу с коррупцией,
считаю её злом для развития общества. Хотелось бы, чтобы такими людьми стали и
вы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.