Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок по истории на тему "Сельское хозяйство после отмены крепостногог хозяйтва"

Урок по истории на тему "Сельское хозяйство после отмены крепостногог хозяйтва"

Скачать материал

Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – рассмотреть на уроке развитие помещичьего и крестьянского хозяйства после отмены крепостного права.

Задачи:

- познакомить учеников с развитием помещичьих хозяйств по капиталистическому пути, а также с крестьянским хозяйством, которое  мало чем отличалось от дореформенного периода;

- продолжить формирование умений работать с текстом, делать анализ и сравнение, формирование монологичной речи.

- воспитание уважения к труду, неприятия эксплуатации чужого труда.

Оборудование: презентация «Сельское хозяйство после отмены крепостного права», сборник стихотворений А.Н.Некрасова.

 

 

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация урока.

Учитель: ребята, на наших уроках мы часто обращаемся к произведениям русских писателей, в которых отражены исторические события. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку мы возьмём фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

На уроке мы и рассмотрим развитие хозяйств крестьянина и его бывшего хозяина после реформы 1861 г.

III. Изучение нового материала.

План

  1. Помещичье хозяйство

Учитель: о  помещичьем хозяйстве  нам расскажут наши докладчики. Образцом такого хозяйства они выбрали имение Павла Ивановича Левицкого из Тульской губернии

  1. Имение и полеводство

Рассказ ученика.

Всей земли в имении 959 десятин. Вся земля разделена на 3 хутора с отдельными севооборотами. В девятипольном севообороте следующее чередование полей: 1) пар, удобренный навозом, 2) рожь, 3) картофель, 4) овес, 5) кле­вер на семена, 6) клевер на траву, 7) пар, 8) рожь и 9) овес. Из озимых культивируется в настоящее время только местная рожь. Посев пшеницы с 1894 г. не производится, потому что стоимость производства ее не окупается при существующих ценах, вследствие привоза на местные рынки с юга пшеницы, которая добротой превос­ходит местную. Из яровых возделываются овес французский, карто­фель беломясный «саксонский луковичный» и, в виде опыта, «персик»; далее — греча и красный клевер.

  1. Лесоводство.

Рассказ ученика.

Лес, естественный, расположен по оврагам и балкам, а иногда выходит и на ровные места. Преобладающие породы — дуб и береза в возрасте от 60 лет и моложе.

Искусственное лесоразведение ведется с 1872 года. Под посадку леса отведен участок земли, удаленный от усадьбы верст на 5 и от ближайшего хутора версты на 4, причем он отрезан от остальной земли глубокими оврагами. Кроме того, производились посевы желудей; в прош­лом году произведен посев желудей под особые железные колья, с притаптыванием ногою. Всходы получились вполне удовлетвори­тельно.

Посадочный материал в последнее время приобретается в казен­ных питомниках.

Лесоразведением руководит владелец лично.

  1. Садоводство

Рассказ ученика.

Плодовый сад занимает 3 дес, на которых разводят­ся преимущественно яблони: из сортов озимых — антоновка, апорт, бабушкино, кальвиль и пепин, а из осенних — боровинка, коричне­вое и др.

Имеется питомник, из которого продаются привитые яблони и груши только испытанных сортов; сорта же, еще лишь испытываемые, в продажу не поступают. Предлагаются яблони: антоновка, боровин­ка, грушевка, кальвиль красный зимний, бабушкино, а из груш  - бес­семянка.

Прививок на продажу готовится до 15 тысяч штук, по цене около 30 коп. за штуку на месте.

  1. Скотоводство

  Рассказ ученика.

 Лошади содержатся метисы. Основанием завода послужили суффольки. Излишний молодняк в возрасте 4—5 лет продается по 100—200 руб. Упряжных лошадей имеется 50 голов.

Лошади в рабочее время получают до 20—25 фунтов овса и сена вволю; неработающие получают зимою жёсткий корм, а летом ниче­го кроме подножного корма; на зимний корм скот становится около половины октября и переходит на пастбищный в половине апреля.

Крупный рогатый скот, чистокровный симментальский, заведен 24 года тому. Молочных коров около 40 голов. Поступают в продажу в возрасте одного года; оцениваются бычки в 125 руб., а молодые коровы в 90—100 руб. Малая удойливость в 1891 г. объясняется плохими кормами. Молоко переделывается на сладкое сливочное масло, сливки отде­ляются сепаратором Бурмейстера и Кена и сбиваются на маслобойке Лефельда. Масло сбывается в Москву и Тулу.

Овцы только заводятся — оксофорширдаунские.

Свиньи содержатся беркширские, чистокровные. Приплод продается в возрасте шести недель, около 3 руб. за штуку, ежегодно до 75 поросят; покупателями являются преимущественно местные крестьяне. Большим препятствием к расширению свиноводства явля­ется падеж свиней от бациллярной ржи, из-за которой приходится держать свиней в стойлах, а следовательно, в ограниченном количестве.

Зимой при скоте держится 4 скотника, 1 рабочий при паровике и 2 скотницы.

  1. Управление хозяйством.

Рассказ ученика.

Управление. Хозяйством заведует сам владелец; административ­ный персонал состоит из приказчика, трех старост, ключника и заве­дующего счетоводством; счетоводство ведется по двойной системе.

Метеорологическая станция третьего разряда содержится вла­дельцем на собственные средства.

Рабочие. Все работы в хозяйстве исполняются собственным инвентарем и постоянными рабочими. Годовых рабочих держат около 10 чел., а на срок с весны до ноября — 7—8 человек;, на время уборки хлеба, 5—6 человек; кроме того, по мере надобности берутся подённые. Плата годовым, на экономическом содержании, колеблется от 45 до 90 р. За подённые работы платят, смотря по времени года, 15—25 коп.

За   уборку  хлеба   платят   по 3 руб 50 коп. за десятину, а за уборку картофеля — 9 р. 50 коп..

  1. Орудия и машины.

Рассказ ученика.

Для обработки земли в хозяйстве употребля­ются: сохи, плуги Сакка однолемешные и двулемешные изделия Липгарта и Тульского товарищества; бороны Говарда и шведские. Посев производится разбросною сеялкою по Эккерту Липгарта и рядовой Сакка.

Хлеб убирается косами, а иногда и машиной Джонстона «Континенталь». Ручная уборка дешевле, и машина работает лишь тогда, когда не хватает рук. Травы убираются сенокосилками Джонстона, конными граблями и стогометателями Кольмана.

Молотьба производится молотилкой «Малый Богатырь» завода Буркгарда, приводимой в действие локомобилем Коломенского завода. Веялки и сортировки имеются системы Гранта, Пеннея и др.

Учитель:

    • Ребята, назовите, каких животных разводили в имении Левицкого?

Коров, овец, лошадей и поросят, причём только породистых.

    • Какие орудия труда использовали в имении?

Плуг, соха, сенокосилка, косы.

    • Что выращивали в поле и саду?

Пшеницу, гречиху, картофель, овёс, рожь.

    • Какие сорта яблок росли в саду Левицкого?

Антоновка, кальвиль.

    • Как вы думаете, для чего Павел Иванович Левицкий разводил так много животных?

Для продажи.

  1. Крестьянское хозяйство.

Мы помним с вами как крестьяне ожидали реформу, как верили в то, что измениться всё в лучшую сторону.

Но  ещё в одном фрагменте из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можем найти такие строки

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

По времени действия мы можем сказать, что это уже после отмены крепостного права. Подтвердите или опровергните моё высказывание.

Ответ ученика -  в тексте есть слово «временнообязанный». Этот термин появился уже после 19 февраля 1861 г.

Объясните, почему автор дал именно такие названия губернии, уезду, волости и деревням?

ответ ученика – потому, что крестьяне после отмены крепостного права не стали жить лучше, а некоторые даже и хуже. Можно было встреть крестьян в заплатанной одежде, которые продолжали носить лапти или вовсе ходили разутыми. На уроке мы уже рассматривали картину Н.П.Богданова – Бельского «Устный счёт в народной школе с.А.Рачинского», где видели учеников в лаптях. Крестьянам часто не хватало хлеба, так как выкупные платежи очень большие.

Ребята давайте для подтверждения  этих слов посмотрим на текст  «Письма из деревни», автором которого является  А. Н. Энгельгард

<...> Наш <...> мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где не­женки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку . <..>

Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если до­вольно хлеба в деревнях - едят по три раза; стало в хлебе умаление, хлебы коротки - едят по два раза, налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. <...>

 

Для того, чтобы узнать, почему так плохо жилось русскому крестьянину познакомимся с текстом

Из описания Карпогорской сельской общины Никитинской волости Пинежского уезда Архангельской губернии

3.  Поземельная община (Карпогорское селение) состоит из 7 де­ревень по ревизии. 

В общине состоит мужских душ по ревизии 150 и наличных, на которые произведен надел по приговору 1877 г., 162.

17.  Земля делится по наличным мужеска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемою от семейства, из которого если бы последовала убыль душ.

21.  При переделах земли наделов про запас для подрастающих членов общины не оставляется.

70. Система трехпольного полеводства, как неприменимая к расположению по качествам пашни, не введена, и каждый домохо­зяин сообразно способности полей к родам производительности пользуются и употребляет их по своему усмотрению. Особенных улучшений в полеводстве средствами целой общины не было; тра­восеяния также не существует Введения целой общиной усовершенствованных орудий, машин и проч. не было. ...

74. Помочи здесь разумеются: большое собрание людей для снятия у одного домохозяина хлеба или сена, но в крестьянской общине они весьма редки. В ней существуют обычные ежегодно бо­роды (дожины хлеба), оканчивая дожин хлеба с 3—5—10 сторон­ними рабочими, преимущественно женщинами и девицами из родни, завивающего бороду (оканчивающего жатву), так по местному обы­чаю говорят: у такого-то сегодня бороду завивают (дожинают), бородное будет (угощение). По окончании жатвы хозяин предлагает вечером того же дня или по созыву в другое время пиво, изрядный ужин и непременным долгом приготовить и угощать кру­пяною кашей; сюда приглашаются мужья жен, бывших на работе, и другие родные и знакомые, хотя и не участвовавшие в дожине; По окончании ужина, когда пища соберется со стола, вместо благодарения богу, как бы следовало за обильный дар хлеба, под­нимается неумолкаемый крик деревенских песен, потом толпою. Выходят на улицу и по несколько раз проходят по всему селению с песнями.

76. Собственных крестьянских лесов не существует.

85.  Ни старшина, ни староста и ни другие должностные лица никакими льготами в отбывании платежей и повинностей не поль­зуются.

86.  Воинские чины во время службы вовсе свободны от пла­тежей и повинностей, которые (п. 84) община принимает на себя, прибавляя на количество своей земли налог. ...

83.  За убылые души платежи уплачиваются и повинности от­правляются теми членами семейств, из которых последовала убыль, а выморочные участки община поручает своим членам, более нуж­дающимся по семейным соображениям в земле, с обязательством уплачивать все налоги до нового передела земли. Случаев осво­бождения на время от уплаты платежей и повинностей таких кресть­ян, хозяйство которых пришло во временный упадок вследствие причин, от них не зависящих, не было.

Ответьте на вопросы, опираясь на фрагменты теста.

  1. Через сколько лет проводится передел земли в общине? Может ли он проводиться в связи со смертью одного из крестьян?
  2. Какую систему полеводства применяли крестьяне?
  3. Что такое «помочи»?
  4. Кто платил за умерших общинников или бросивших свою землю?
  5. Существовали ли льготы для кого-либо в общине?

О том, как крестьяне реагировали на такое положение нам свидетельствует

Сообщение ученика.

Донесение курского губернатора П. А. Извольского министру

внутренних дел П. А. Валуеву об отказе крестьян вносить

выкупные платежи, получить данную им землю и о сопротивлении

местным властям при попытке арестовать активных

участников волнений

1864 г. мая 7

...Крестьяне села Бегоши по-прежнему отказываются как от взноса выкупных платежей, так и от получения данной земли. Сверх того путивльский уездный исправник... донес мне, что при исполнении приставом... требования мирового посредника о побуж­дении означенных крестьян к уплате следующих с них в казну платежей они не только отказались исполнять его законное настоя­ние по этому предмету, но даже высказали при этом явное непови­новение с нанесением становому приставу самых грубых оскорбле­ний...

29 апреля сего года командировал для приведения к по­виновению бегошинских крестьян штаб-офицера Корпуса жандармов полковника Герасимова и обоянского уездного исправника Мосоло­ва.- Продолжая убеждать крестьян, Мосолов и Герасимов ... за­метили более дерзких и упорных 4 человек и приказали выйти вперед; замеченные зачинщики тотчас же были чрез полицейских служителей арестованы; когда же они были отправлены в квартиру, занимаемую Мосоловым, то толпа народа, бросившись во дворы, забрав колья, с криком «разбой!» и ругательствами догнав арес­тованных, начали полицейских и сотских бить теми кольями и в глазах начальства арестованных людей отняли и увели с собою... Не видя другой возможности остановить буйное движение тол­пы..., я счел необходимым ... обратиться с просьбою к г. коман­дующему 1-м резервным корпусом об отправлении в с. Бегоши 200 пе­ших и 40 конных нижних чинов, которые туда же и командированы...

Почему же крестьянин, который работает с утра до вечера жил впроголодь?

Потому что выкупные платежи были очень высокими.

IV.Закрепление изученного  материала.

У вас на партах лежат карточки с заданием, аналогичные мы уже делали на уроках. Если вы были на уроке внимательны, то вам не составит труда найти ошибки в этом тексте.

 

 

Тест с ошибками

После отмены крепостного права в феврале 1860 г.  императором ________________ помещичье хозяйство стало развиваться быстрее: оно состояло из сотен десятин, помещик содержал племенной  породистый скот. Несколько десятин занимал сад и лес. Всё что выращивалось в хозяйстве шло на его нужды  и на помощь бывшим крепостным крестьянам. Как  и помещик, крестьяне использовали 9-полье, разводили породистых коров и овец. Через каждые 7 лет проводился передел земли, но в некоторых губерниях он проводился ещё чаще из-за переезда крестьянина или смерти жены хозяина дома. Крестьяне платили подати и выполняли повинности, исключение составляли_ ____________________.. После отмены крепостного права помещики и крестьяне совместно владели лесом.

V. Домашнее задание.

Вы хорошо справились с задание, но давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Я увидела на уроке только как цепь ударила по крестьянам. А вот как она ударила по помещику вы узнаете из параграфа 23

VI. Выставление оценок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории на тему "Сельское хозяйство после отмены крепостногог хозяйтва""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок позволит познакомить учеников с развитием помещичьих хозяйств по капиталистическому пути, а также с крестьянским хозяйством, котороемало чем отличалось от дореформенного периода; продолжит формирование умений работать с текстом, делать анализ и сравнение, формирование монологичной речи. воспитание уважения к труду, неприятия эксплуатации чужого труда.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 807 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 670
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.09.2020 388
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полищук Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полищук Татьяна Алексеевна
    Полищук Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80941
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по истории в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 108 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 237 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов