5 класс
Природа
и люди Древней Индии
Тип урока – изучение нового
материала.
Цель урока – познакомить учеников с
географическим положением и населением Древней Индии.
Задачи:
1. познакомить учеников с
природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
2. продолжить формирование
умений работать с исторической картой, иллюстрацией, сравнивать природные
условия разных стран, составлять рассказ, получать информацию из кинофрагмента,
поиск стратегии решения проблемы, применять свои навыки на практике.
3. воспитание уважения к
другой культуре, здорового образа жизни.
Понятия – джунгли.
Оборудование: мультфильм «Книга
джунглей», карта «Древний Восток: Китай и Индия», иллюстрации, журнал «Сто
человек: Будда» шахматы, фигурка слона, сахар.
Ход
урока
I.
Организационный
этап.
II.
Актуализация
темы.
- Ребята давайте вспомним,
какие страны мы посетили на уроках истории, на уроках истории.
- Египет, Финикию,
Междуречье, Ассирию, Израиль.
- Какая река дала жизнь
Египту?
- Нил.
- Какие реки мы ещё
изучили?
- Тигр, Иордан, Евфрат.
- Какие изобретения были
сделаны финикийцами?
- Стекло, пурпур, алфавит.
- Как называли Ассирию в
Древнем мире? И почему её так называли?
- Ассирию называли
«логовищем львов», а Ниневию «городом крови», потому что основным занятием
ассирийцев была война.
- А теперь мы отправимся в
новую страну. А в какую, узнаем из фрагмента фильма.
Просмотр
фрагмента мультфильма «Книга джунглей»
- Ребята, а как называется
мультфильм, фрагмент которого мы просмотрели?
- Мультфильм называется
«Книга джунглей»
- А кто из вас знает по
книге, какого автора создан мультфильм?
- «Маугли»
- Автором этого
произведения является английский писатель Р.Киплинг. А в какой же стране
происходят события «Маугли»?
- Ученики не могут ответить
на этот вопрос.
- Р. Киплинг много лет
прожил в Индии, поэтому действия таких его произведений как «Рикки-Тикки–Тави»
и «Маугли» происходят в этой стране. Вот и мы с вами отправимся в эту страну,
но не в XIX в., в котором жил
автор, а в во времена Древней Индии. Тема нашего урока «Природа и люди Древней
Индии». Давайте запишем её в нашей тетради.
III.
Изучение
нового материала.
1.Георгафическое
положение и природные условия Индии».
Учитель
показывает на карте географические объекты, сопровождая это рассказом.
- В первую
очередь мы как всегда посмотрим, где располагается государство, о котором мы
сегодня будем говорить.
Индия
располагается на юге Азии, с востока, юга и запада её омывает Индийский океан.
С севера Индию прикрывают самые высокие в мире горы Гималаи. В Индии, как и в
Междуречье две реки, называются они - Инд и Ганг. А как назывались реки в
Междуречье?
- Тигр и
Евфрат.
- В Индии
много густых, труднопроходимых лесов, которые называются джунгли. А какие
животные живут в Индии?
- Слон,
крокодил, бегемот, тигр, обезьяны, леопарды…..
- А зачем
в хозяйстве индийцев нужен слон?
- Чтобы
он переносил тяжести.
- Чтобы на
нём можно было ездить.
- Чтобы
использовать на войне.
- А ещё в
Индии живут ядовитые змеи и насекомые. И если вы захотите поехать в Индию, то в
туристической фирме вас попросят сделать прививку.
2. Занятия
жителей Индии.
- А какие
же занятия были у индийцев? Давайте ответим на этот вопрос вместе.
- Земледелие,
скотоводство, рыболовство, ремесло, торговля.
- В Индии
стали выращивать сахарный тростник и хлопчатник. Священным животным у индийцев
была и остаётся корова. В наше время, если машина едет по дороге, а на ней
лежит корова, то он не сигналит, а объезжает её. А как вы думаете, почему
именно это животное?
- Потому что
давала молоко, простоквашу, творог,
- И в
России уважительно относятся к корове, её называют кормилицей. Смерть коровы
считалась трагедией, по ней скорбели как по члену семьи. А в Индии даже не едят
мясо коровы.
3.
Религиозные верования индейцев.
- Давайте
вспомним, в Египте и Междуречье жители верили в одного бога или несколько
богов? Как их называли?
- Амон,
Осирис, Гор, Тот, Маат, Шамаш, Эа,Син.
- Также
как и у египтян, шумеров индийцы верили во множество богов, т.е. были
язычниками.
- Давайте
посмотрим на с.96. кого мы там видим?
- Бога
Ганеша.
- В
образе, какого животного представлен бог?
- В виде
слона.
- Индийцы
верили в то, что души людей переселяются. Об этом нам расскажет (имя ученика)
- Проект
ученика
- В Индии
зародилась одна из старейших религий мира – буддизм. О том кто такой Будда
расскажет (имя ученика)
- Был некогда в Индии юный царевич Гаутама. Жил он в
прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не
коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же
прекрасна, и даже не предполагал, что существуют горе, боль и смерть. Но
однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна.
Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и
решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И
однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому
размышлению, он - обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда
(Просветленный, Мудрец).
- Долгих 7
лет Гаутама жил вдали от людей. Что же заставило Будду вернуться к семье? Ответ
вас удивит. Но сначала скажите, какое блюдо вы любите больше всего?
- Дети
называют.
- А кто из
вас любит кашу рисовую?
Дети
поднимают руки.
- Так вот рис,
сваренный на молоке с пряностями и сахаром, заставил Будду вспомнить о семье.
Сахар это одно из открытий индийцев. Но они же изобрели ещё и шахматы. Кто из
вас умеет играть в шахматы?
- Дети
поднимают руки.
Учитель
вызывает одного из учеников и просит рассказать, как называются фигуры и как
они ходят.
IV.
Закрепление
изученного материала.
А теперь
решим кроссворд.
1. Священное
животное индийцев.
2. Одна из
рек Индии.
3. Животное,
в образе которого изображали индийского бога Ганеша.
4. Животное,
которое жило в Индии, а в Междуречье превращалось в реку.
5. Самые
высокие горы в мире.
Итак,
ключевое слово – каста, термин пока нам не известен, но на следующем уроке мы
узнаем, что это слово означает.
А что нового
сегодня на уроке вы узнали
- ответы
учеников
V.
Выставление
оценок.
VI.
Домашнее
задание – прочитать §20.
Урок составлен по
учебнику 5 класса
«История Древнего мира»
А.А.Вигасина, Г.И.Годера
и С.Свенцицкой
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.