КГУ «Средняя школа
№3 им. Т.Шаханова»
Открытый урок
по теме:
«Казахско-китайские
отношения
во второй половине 19 века».
Подготовила: Сёмченко
М. С. .
Ерментау
Күні /
Дата
Сабақ /Урок № 51
Пән / Предмет:история Казахстана
Сынып / Класс 8
Тақырып
/Тема: Казахско-китайские
отношения во второй половине 19 века.
Мақсат /Цель:
1. Рассмотреть
какую роль играл Казахстан в русско-китайских торговых отношениях; изучить
Кульджинское и Петербургское соглашения;
2. Продолжить
развитие навыков самостоятельной работы; умение работать в группе, устанавливать
причинно-следственные связи;
3. Воспитывать
чувство патриотизма, уважительного отношения к истории народа, экономическую
грамотность.
Құрал-жабдықтар /Оборудование: учебник, задания, презентация.
Сабақ түрі / Тип урока: урок изучения новой темы.
Сабақ барысы / Ход урока:
1.
Орг. Момент.
Добрый день уважаемые ученики и гости нашего урока.
Сегодня нас ждет
удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и
вы добьетесь успеха.
2.
Знакомство с темой урока:
Ассоциации:
на экране картинки: Китай, Казахстан, весы, деньги, обмен.
? О чем мы сегодня будем говорить?
ответы учеников
да тема нашего урока Казахско-китайские отношения во второй половине 19 века.
Объявление
темы урока.
Постарайтесь
определить, что мы должны изучить по данной теме, используя следующие глаголы.
Изучить
Раскрыть
Рассмотреть
Выделить
Определить
И так цель нашего урока такова : рассмотреть отношения
между Казахстаном и Китаем во второй половине 19 века.
Задачи:
1. Рассмотреть
какую роль играл Казахстан в русско-китайских торговых отношениях; изучить
Кульджинское и Петербургское соглашения;
2. Продолжить
развитие навыков самостоятельной работы; умение работать в группе, устанавливать
причинно-следственные связи;
3. Воспитывать
чувство патриотизма, уважительного отношения к истории народа, экономическую
грамотность.
3.Изучение новой темы:
Класс поделен на 6 групп по 4 человека.
Задание №1.
на столах лежит конверт №1, в нем задание для 4 –х учеников группы
1-й ученик
Задание:
Назовите причины подписания Кульджинского соглашения?
2-й ученик
Задание
Закончи предложения по Кульджинскому соглашению?
1.Кульджинское
соглашение…
|
|
2.По
Кульджинскому соглашению были расширены права таможен известных центров
караванной торговли…
|
|
3.Кульджинское
соглашение позволило увеличить товарооборот городам…
|
|
4.В
1852г через Чугучак для обмена на казахские изделия было доставлено …
|
|
5.Русско-китайская
торговля увеличилась в..
|
|
3-й ученик
Задание
Прочитай учебник стр.239-240, Заполни схему (Выполнить в тетради)
ПЕТЕРБУРГСКОЕ
СОГЛАШЕНИЕ:
4-й ученик
Задание . Допиши предложения по Петербургскому договору.
1.Превращение Семиречья в экономический район
способствовали…
|
|
2.Казахские торговцы на китайских базарах продавали
в основном…
|
|
3.При содействии российского консула в Кульдже в
1883г открыли…
|
|
4.Знаменитые ярмарки Семиречья это…
|
|
5.Имя российского консула, который способствовал
открытию водного пути по реке Или…
|
|
Ответы учеников по одному из группы.
1.
Вывод: Таким образом после
подписания Петербургского договора торговые связи между Казахстаном и Китаем
стали взаимовыгодными, способствовали укреплению хозяйственных связей между
городами.
Задание для 1 группы:
ответить на вопрос
Для чего подписан Петербургский договор?
Задание для 2 группы:
ответить на вопрос
Для чего подписан Петербургский договор?
Задание для 3 группы:
ответить на вопрос
Значение торговых связей между Россией и Китаем через Казахстан?
Задание для 4 группы:
ответить на вопрос
Значение торговых связей между Россией и Китаем через Казахстан?
Задание для 5 группы:
товарообмен
Россия Китай?
Казахстан
Задание для 6 группы:
товарообмен
Россия Китай?
Казахстан
Ответы учеников по одному из группы.
4.Сабақты
қорытындылау / Итоги урока:
А) 7 тестовых вопросов, без вариантов ответа, ученики пишут сами правильный
ответ.
1. Один из основных центров казахско-китайской торговли в Жетысу в 50- 60-х
годах XIX века._Верный
2.
Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась Китаю
был подписан __1881г.
3.Купец
Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или___
_в __1883г.
4.
Города, которые были основными торговыми пунктами с Китаем по семиреченскому
пути_____Капал Верный____
5.
После подписание Петербургского договора на расстоянии 60-65 верст от
русско-китайской границы беспошлинно продавался_ чай______________
6.В
1883 году купец Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или,
конечным пунктом была крепость___Суйдун_________________
7.Подняла
торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень введенная в строй 30 августа
1894г._______Сибирская железная дорога_____
Б) дата и событие (если время останется).
карточки, на которых написаны даты:
25 июля 1851г подписали Кульджинское соглашение
1852г. Через китайский г. Чугучак для обмена на
казахские изделия было доставлено свыше 15 пудов шелковой материи (пуд =16 кг,
=240кг)
1881г. Петербургское соглашение
1882г купец Вали Ахун Юлдашев и инженер Поклевский
купили в Англии крупное судно и т.о. в 1883г. Открыли водный путь через реку
Или.
30
вгуста 1894г. Открытие Сибирской
железной дороги
5.Рефлексия:
Стратегия «Светофор».
Ребята,
я вам предлагаю на листе рефлексии наклеить стикер определенного цвета в
соответствии с тем, чему, на ваш взгляд , ты научился:
красный-
«мне было трудно работать на уроке, я ничего не понял»;
желтый-
«Мне было интересно, но мне нужна помощь»;
зеленый
– «Я чувствую себя уверенно, я все понял».
Каждый
участник группы клеит на листе рефлексии стикер определенного цвета в
соответствии с тем, чему, на его взгляд , он научился: красный- «мне было
трудно работать на уроке, я ничего не понял»; желтый- «Мне было интересно, но
мне нужна помощь»; зеленый – «Я чувствую себя уверенно, я все понял».
В завершении сегодняшнего урока всем хочу сказать спасибо за активную
работу.
Формативное
оценивание . Критерии красный, желтый и зеленый.
6.Үйге тапсырма беру / Задание на дом:
параграф № 45, пересказ.
Задание №1.
1-й ученик
Задание:
Назовите причины подписания Кульджинского соглашения?
2-й ученик
Задание
Закончи предложения по Кульджинскому соглашению?
1.Кульджинское
соглашение…
|
|
2.По
Кульджинскому соглашению были расширены права таможен известных центров
караванной торговли…
|
|
3.Кульджинское
соглашение позволило увеличить товарооборот городам…
|
|
4.В
1852г через Чугучак для обмена на казахские изделия было доставлено …
|
|
5.Русско-китайская
торговля увеличилась в..
|
|
3-й ученик
Задание
Прочитай учебник стр.239-240, Заполни схему (Выполнить в тетради)
ПЕТЕРБУРГСКОЕ
СОГЛАШЕНИЕ:
4-й ученик
Задание . Допиши предложения по Петербургскому договору.
|
1.Превращение Семиречья в экономический район
способствовали…
|
|
|
|
2.Казахские торговцы на китайских базарах продавали
в основном…
|
|
|
|
3.При содействии российского консула в Кульдже в
1883г открыли…
|
|
|
|
4.Знаменитые ярмарки Семиречья это…
|
|
|
|
5.Имя российского консула, который способствовал
открытию водного пути по реке Или…
|
|
|
Задание для 1 группы:
ответить на вопрос
Для чего подписан Петербургский договор?
|
Задание для 3 группы:
ответить на вопрос
Значение торговых связей между Россией и Китаем через Казахстан?
|
Задание для 2 группы:
ответить на вопрос
Для чего подписан Петербургский договор?
|
Задание для 4 группы:
ответить на вопрос
Значение торговых связей между Россией и Китаем через Казахстан?
|
Задание для 5 группы:
товарообмен
Россия Китай?
Казахстан
|
Задание
для 6 группы:
товарообмен
Россия Китай?
Казахстан
|
|
|
|
|
|
Задание для закрепления: написать ответ. ( три копии)
1.
Один из основных центров казахско-китайской торговли в Жетысу в 50- 60-х годах
XIX века.________________________________
2.
Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась Китаю
был подписан ______________________________
3.Купец
Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или_____________________________________
4.
Города, которые были основными торговыми пунктами с Китаем по семиреченскому
пути_________________________________
5.
После подписание Петербургского договора на расстоянии 60-65 верст от
русско-китайской границы беспошлинно продавался_______________
6.В
1883 году купец Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или,
конечным пунктом была крепость____________________
7.Подняла
торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень введенная в строй 30 августа
1894г.__________________________________
Задание для закрепления: написать ответ.
1.
Один из основных центров казахско-китайской торговли в Жетысу в 50- 60-х годах
XIX века.________________________________
2.
Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась Китаю
был подписан ______________________________
3.Купец
Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или_____________________________________
4.
Города, которые были основными торговыми пунктами с Китаем по семиреченскому
пути_________________________________
5.
После подписание Петербургского договора на расстоянии 60-65 верст от
русско-китайской границы беспошлинно продавался_______________
6.В
1883 году купец Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или,
конечным пунктом была крепость____________________
7.Подняла
торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень введенная в строй 30 августа
1894г.__________________________________
Задание для закрепления: написать ответ.
1.
Один из основных центров казахско-китайской торговли в Жетысу в 50- 60-х годах
XIX века.________________________________
2.
Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась Китаю
был подписан ______________________________
3.Купец
Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или_____________________________________
4.
Города, которые были основными торговыми пунктами с Китаем по семиреченскому
пути_________________________________
5.
После подписание Петербургского договора на расстоянии 60-65 верст от
русско-китайской границы беспошлинно продавался_______________
6.В
1883 году купец Вали Ахун Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или,
конечным пунктом была крепость____________________
7.Подняла
торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень введенная в строй 30 августа
1894г.__________________________________
Казахско-китайские торговые связи во второй половине
XIX века
Развитие торговых связей. До 1851
года торговые и экономические связи России и Цинской империи осуществлялись
преимущественно через город Кяхту, располагавшуюся на
территории
современной Бурятии. Вернувшись из
западных районов Китая, вице-директор Азиатского департамента российского
Министерства иностранных дел Н.И. Любимов в письме государственному канцлеру
К.В. Нессельроде отмечал значение стабильной русско-китайской торговли
для урегулирования политических споров.
25 июля 1851 года в Кульдже
было подписано соглашение между Китаем и Россией
о нормализации русско-китайской торговли на среднеазиатской границе. По этому
соглашению в Восточном Туркестане открывались российские консульские центры и
специальные торговые фактории русских купцов. Права таможен известных центров
караванной торговли с Китаем (Семипалатинск, Троицк, Оренбург и таможенные
отделы Усть-Каменогорска) были расширены. Благодаря Кульджинскому торговому
соглашению увеличился товарооборот соседних с Казахстаном городов Жаркент,
Аксу, Чугучак. В 1852 году через Чугучак для обмена на казахские изделия
было доставлено свыше 15 пудов шелковой материи. Для всего Западного
Туркестана, и в том числе и для казахов, необходимым товаром был чай. После подписания
Кульджинского соглашения ежегодно закупалось 3 000 пудов чая.
За несколько лет объем
русско-китайской торговли увеличился в 4 раза. В 1855 году местные жители
разграбили факторию русских купцов в Чугучаке, что временно приостановило
русско-китайские торговые отношения. Российская торговля с Китаем ограничилась
городом Кульджой.
В 50-60-х годах XIX века, наряду с
городами Восточного Казахстана, в торговле с Восточным Туркестаном все активнее
участвуют семиреченские пункты Капал и Верный. Использовал свое удачное
географическое положение на пути караванной торговли город Аягуз
(Сергиополь).
Русско-китайские и
казахско-китайские связи усилились в связи с приходом в Илийский край
российских войск. Хозяйственно-экономические связи Семиречья и Кыргызстана
сильно укрепило переселение сюда уйгуров и дунган в 1881-1883 годах.
Пекинский договор 1860 года
и Чугучакский протокол 1864 года официально закрепили признание Китаем отхода к
России Семиречья и Кыргызстана. Чугучакский
договор 1864 года был продолжением и развитием
Пекинского договора и определял прохождение русско-китайской границы в
Центральной Азии от Алтая до Тяньшаня,
Петербургское соглашение,
подписанное 12 февраля 1881 года, открыло более
широкие возможности для развития приграничной и караванной торговли между
Россией и Китаем. В соответствии с договором на расстоянии 60-65 верст от
русско-китайской границы беспошлинно продавался чай.
Благоприятно сказалось на торговле
Семиреченского края с Китаем образование Семиреченской области (1867) и
Туркестанского генерал-губернаторства (1882). В начале 80-х годов XIX
века объем русско-китайской торговли через Семиречье достиг 5 млн. рублей,
экспортная торговля превысила 3 млн. Ведущую роль в экономических связях с
Китаем играли Петропавловск и Семипалатинск.
В Петербургском соглашении
1881 года был решен вопрос по открытию водного
сообщения России с Китаем по реке Или. При поддержке
генерал-губернатора Колпаковского в 1882 году состоятельный купец из города
Верного Вали Ахун Юлдашев и инженер Поклевский купили крупное судно в
Англии. В 1883 году был открыт торговый путь по реке Или, став
знаменательным событием в истории русско-китайских отношений второй половины
XIX века, груженный 20.000 пудами зерна, достиг крепости Суйдун и 20 мая
возвратился обратно.
Наряду с Ирбитской и Крестовской
ярмарками в России, в торговле с Китаем выделялись Каркаринская ярмарка
в Семиречье и Кояндинская (Ботовская) в Центральном Казахстане.
Расположение Каркаринской ярмарки было удобным для продажи скота в Синьцзян,
откуда его отправляли в Аксу, Турфан, Кашгар.
Для активизации торговли с Китаем в
июне 1890 года был создан Семипалатинский торговый округ. 30 августа
1894 года была введена в строй Сибирская (Транссибирская) железная дорога,
что подняло торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.