Инфоурок Информатика КонспектыУрок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)

Урок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)

Скачать материал

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

 

Решение логических  задач с помощью таблиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. педагога: Милосердова Надежда Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент.

II. Разминка

Начинаем наше занятие с разминки, где разберём весёлые задачи на сообразительность.

1.                 На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

2.                 У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7 детей)

3.                 У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли? (на 4 тетради)

4.                 Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (столько же, сколько и тебе)

5.                 На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе. (1 прихлопнутая)

6.                 В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков, учитель тоже человек)

 

III. Теоретический материал занятия.

Вся наша жизнь – это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.

Среди других «крепостей царства смекалки» логические за­дачи стоят особняком.

С одной стороны, они отличаются от обычных задач-загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести чита­теля в заблуждение.

С другой стороны, они отличаются от большинства математи­ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообразительность, а не запас каких-то специальных знаний.

Само собой разумеется, что решающий логические задачи должен постоянно иметь в виду такие очевидные истины: отец старше своего сына; в баскетбольной команде могут быть либо только мужчины, либо только женщины; генерал старше майора по званию и т. п.

Разумеется, задача задаче — рознь, и ход рассуждений нель­зя свести к одной-двум стандартным схемам. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций по методике решения логических задач.

Лучше всего это сделать на конкретном примере. А поэтому рассмотрим задачу.

Вот ее условие.

Мысленно провести нить рассуждений сквозь многочисленные факты, гипотезы и выводы, основанные на них, трудно. Здесь очень легко запутаться.

 

 

 

 

А теперь приступим к решению.

 

 

 

 

 

 

 

IV. Выполнение практического задания.

 

Детям предлагается задача первого уровня сложности (запись сделана на интерактивной доске):

 

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не  на втором и не на третьем?

 

Решение (дается в виде таблицы на интерактивной доске):

 

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Веране  на втором и не на третьем?

 

 

 

1 этаж

2 этаж

3 этаж

Аня

-

-

+

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

-

 

 

 

Тем, кто успешно решил задачу первого уровня сложности предлагается самостоятельно выбрать себе карточку с задачей второго уровня сложности. После решения задачи ребенку дается на карточке ответ для проверки правильности своего решения.

 

 

 

Задача 1.

       На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

 

 

 

 

 

Ответ к 1 задаче:

 

 

Блины с вареньем

Пироги с капустой

Оладьи со сметаной

Пироги с вареньем

Лена

+

-

-

-

Аня

-

-

-

+

Ваня

-

+

-

-

Света

-

-

+

-

 

Так как Аня любит пироги и сладкоежка, то она выбрала пироги с вареньем. Пироги с капустой выбрал Ваня. Сладкоежка Лена выбрала блины с вареньем, а Света выбрала оладьи со сметаной.

 

 

 

 

 

Задача 2.

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном меся­це, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одина­ковыми числами. Назовите дату рождения каждой де­вочки.

 

 

 

 

Ответ ко 2 задаче:

 

 

2 марта

17 мая

2 июля

20 марта

Катя

-

-

+

-

Соня

-

-

-

+

Галя

+

-

-

-

Тамара

-

+

-

-

 

Так как Соня и Галя родились в одном месяце,  то это не май и июль. Дни рождения Гали и Кати совпадают по числам, но Галя не может иметь день рождения в июле. Следовательно, Галя родилась в марте, а Катя в июле. Соня родилась в марте вместе с Галей, а Тамара в мае.

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3.

В одном классе учатся Иван, Петр и Сергей. Их фами­лии — Иванов, Петров, Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр — не Петров, Сергей — не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.

 

 

 

 

Ответ к 3 задаче:

 

 

Иванов

Петров

Сергеев

Иван

-

+

-

Петр

-

-

+

Сергей

+

-

-

 

Фамилии детей не совпадают с именами. Сергей не может быть Петровым, так как живёт с ним в одном доме. Следовательно, он Иванов. Пётр может быть только Сергеевым, а Иван Петровым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:

1)  Коля — ни первое, ни четвертое;

2)  Боря — второе;

3)  Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

 

 

 

 

Ответ к 4 задаче:

 

 

1 место

2 место

3 место

4 место

Коля

-

-

+

-

Боря

-

+

-

-

Вова

+

-

-

-

Юра

-

-

-

+

 

Боря занял 2 место, следовательно, остальные не могут быть вторыми. Но Коля занял, ни первое, ни четвёртое и ему остаётся только третье. Так как Вова не был последним, то он занял первое место, а Юра четвёртое.

 

 

 

 

 

 

Задача 5.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и
Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии.
Один из них готовится стать трактористом, другой —
садовником, третий — комбайнером. В разное время
были записаны следующие сказанные ими фразы:

1)  Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.

2)  Смотрел я вчера, Коля, как ты ухаживаешь за маши­ной, и подумал, что держать машину в отличном со­стоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

3)  Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать рабо­ту молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

 

 

 

Ответ к 5 задаче:

 

 

Тракторист

Садовник

Комбайнер

Саша

-

-

+

Коля

-

+

-

Петя

+

-

-

 

Петя не может быть комбайнером, как и Коля, следовательно, комбайнер Саша. Так как Коля тоже имеет дело с техникой то он тракторист, а Петя садовник.

 

 

Задачи третьего уровня сложности:

 

Задача 1.

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных язы­ков, инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели, а Лена не говорит по-немецки. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Валя не знает французского, Лена не играет на арфе, а виолончелист­ка не говорит по-итальянски. Определите, кто на ка­ком инструменте играет, и на каком языке говорит.

 

 

Задача 2.

Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Бо­рис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде.

Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

1)  Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весь­ма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

2)  у двоих из этих людей названия профессий и горо­дов, в которых они живут, начинаются с той же бук­вы, что и имена;

3)  жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.

 

 

 

 

 

 

Ответ к 1 задаче:

 

 

 Музыкальные инструменты

Разговорный язык

Рояль

Скрипка

Виолончель

Арфа

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

Маша

+

-

-

-

-

-

+

-

Оля

-

-

+

-

-

+

-

-

Лена

-

+

-

-

+

-

-

-

Валя

-

-

-

+

-

-

-

+

 

Маша играет на рояле, а все остальные нет. Оля играет на виолончели, а все остальные нет. Лена не играет на арфе, следовательно, она играет на скрипке. На арфе играет Валя.

На  французском языке говорит скрипачка Лена. Так как Маша не знает итальянского языка и виолончелистка Оля тоже, то на итальянском языке говорит Валя. Оля так же не владеет английским языком, а говорит на немецком языке.  Маша владеет английским языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ ко 2 задаче:

 

 

Место жительства

Профессия

Бобруйск

Архангельск

Белгород

Аптекарь

Бухгалтер

Агроном

Андрей

-

+

-

-

-

+

Бронислав

+

-

-

+

-

-

Борис

-

-

+

-

+

-

 

Борис не живёт в Бобруйске и не является аптекарем. Так как у двоих совпадают первые буквы города, профессии и имени, то Борис живёт в Белгороде и он бухгалтер. Андрей может жить только в Архангельске и быть агрономом, а Бронислав в Бобруйске – аптекарем.

 

 

 

 

 

V. Подведение итогов занятия.

На этом занятии мы с вами научились решать логические задачи более удобным способом с помощью таблиц. Этот способ даёт нам преимущества в наглядности, так как логические задачи отличаются от большинства математи­ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообразительность.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по информатике на тему "Решение логических задач с помощью таблиц" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: изучение нового материала; в тематическом плане это занятие проводится после изучения законов логики, алгебры высказываний и решения логических задач с помощью алгебры логики;Цель урока: тренировка умения мыслить логическиЗадачи урока:- научиться решать логические задачи с помощью таблиц;- формирование логического мышления;- овладеть основными логическими приёмами при решении задач.Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация объяснения темы, карточки с заданиями, карточки-ответы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 054 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.03.2020 11635
    • DOCX 136.5 кбайт
    • 558 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибрагимова Джарият Бахмудовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибрагимова Джарият Бахмудовна
    Ибрагимова Джарият Бахмудовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70216
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 38 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 44 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 34 регионов

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов