Предмет: информатика
Класс:
8б
№ 19 Дата:25.01.17
Тема: «Графические
операторы и процедуры».
Цель:
- формирование у учащихся представления о работе в графическом режиме
ТР и значении циклов в программировании графических задач;
- развитие умений устанавливать взаимосвязь вопросов информатики с
другими школьными предметами, с реальной жизнью;
- воспитание дисциплинированности, ответственности за выполненную работу.
Тип: комбинированный
Ход урока
1. Организационный
момент.
2. Проверка домашнего задания
Уважаемые знатоки ТР, последний турнир задал нам задачу о посвящении в
рыцари ТР. Что у нас получилось?
Ответ: Изменения в блоках программ, реализованных с помощью разных
операторов цикла записаны в таблице.
WHILE
|
REPEAT
|
While
i<=n do begin
|
Repeat
|
End;
|
Until
i>n;
|
Записать изменения в тетради. Проверка решения задачи, способов ее
реализации. Ученик у доски с помощью Activpen указывает соответствие алгоритмов циклов и
их названий.
Решение физической
задачи.
По готовой блок-схеме
составляется текст программы.
Учитель. Мы научились
производить расчеты движения этой задачи. А как сделать, чтобы эта машина
поехала, а светофор регулировал свет? Что для этого нужно, мы сейчас узнаем.
3. Содержательная часть.
Обычно экран
компьютера находится в символьном режиме Crt. В этом режиме можно рисовать символами
псевдографики, изменять цвет символов и фона.
Задание. Составить программу имитации «Цветные математические узоры».
Текст исходной программы.
uses
crt;
var
i,j,n: integer;
begin clrscr; n:=1;
for i:=1 to 2 do
for j:=1 to 5 do begin
while n<40 do begin
textcolor(i);write('$');
textcolor(j);write('0');n:=n+2;end;writeln;n:=0;
end; readln
end.
Ученик отвечает
у доски. Производит работу с флипчартом. Объясняет структуру программы и действие циклов. Компьютер сам рисует математические узоры. Учащиеся
записывают программу в тетрадь
Для переключения
экрана в графический режим необходимо подключение модуля graphABC. В
результате этого, экран переходит в цветной графический режим. (Презентация). http://ppt4web.ru/informatika/grafika-v-pascalabc.html
При работе в
графическом режиме изображение на экране строится из точек (пиксель). Каждый
пиксель на экране имеет координаты (X,Y), которые образуются номерами столбцов
(Х) и строк (Y). Нумерация начинается в верхнем левом углу. Координата Х растет
вправо, координата Y – вниз.
Любая графическая картинка формируется из простых
геометрических фигур. Это точки, отрезки (линии), прямоугольники,
окружности и т.д. Графические координаты принимают только целочисленные
значения.
Рисование различных
геометрических фигур осуществляется с помощью специальных стандартных команд
(процедур). В модуле GraphAbc с помощью команды setwindowsize(X,Y) можно
задавать размеры графического окна.По умолчанию графическое окно будет
принимать размеры экрана компьютера.
Стандартные
цвета с задаются символическими константами:
clBlack
|
черный
|
clYellow
|
желтый
|
clWhite
|
белый
|
clNavy
|
темно-синий
|
clRed
|
красный
|
clMaroon
|
темно-красный
|
clGreen
|
зеленый
|
clPurple
|
фиолетовый
|
clBrown
|
коричневый
|
clCream
|
кремовый
|
clBlue
|
синий
|
clAqua
|
бирюзовый
|
clSkyBlue
|
голубой
|
clOlive
|
оливковый
|
clFuchsia
|
сиреневый
|
clTeal
|
сине-зеленый
|
clGray
|
темно-серый
|
clMedGray
|
серый
|
clLime
|
ярко-зеленый
|
clSilver
|
серебряный
|
Процедура Line(x1,y1,x2,y2) вычерчивает прямую линию из точки
(х1,y1) в точку (x2,y2) цветом установленным процедурой SetPenColor(c).
Процедура Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует прямоугольник, где (х1,y1)
координаты верхней левой точки, а (х2,y2) – правой нижней.
Процедура FillRect(x1,y1,x2,y2:
integer) – заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных
вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
Процедура Сircle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке
(х,y) и радиусом r.
Закрасить замкнутую
фигуру можно с помощью процедуры FloodFill(х,у,c), (х,у) – координата
точки внутренней области фигуры, c – цвет заливки.
Процедура СlearWindow(color) устанавливает
цвет графического окна. Закрасить прямоугольник и круг можно, используя команду
закраски кистью SetBrushColor (color).
Процедуры для ввода
текста:
TextOut(x,y: integer; s: string) – выводит строку s в
позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который
будет содержать текст из строки s);
SetFontSize(size:
integer) – устанавливает размер текущего шрифта в пикселях;
SetFontColor(c: Color) – устанавливает цвет
текущего шрифта;
SetFontStyle(fs:
integer) – устанавливает стиль текущего шрифта.
Записать только
выделенные процедуры.
3. Закрепление
знаний
Задача. Нарисовать
домик, используя изученные команды.
Program dom;
Uses
graphABC;
Begin
line(100,100,150,50);
line(150,50,200,100);
line(200,100,100,100);
floodfill(120,90,clgreen);
SetBrushcolor(clred);
rectangle(115,100,185,150);
SetBrushcolor(clblue);
circle(150,75,5);
SetBrushcolor(clgray);
rectangle(125,120,140,140);
SetBrushcolor(clred);
textOut(150,110,'Дом');
end.
|
«название
программы (комментарий)»
– переключаем экран в графический режим
– команда начала программы
«рисуем крышу»
– рисуем линию с координатами (100,100,150,50)
– рисуем линию с координатами (150,50,200,100)
– рисуем линию с координатами (150,50,200,100)
– заливаем область крыши зеленым цветом
«рисуем фасад дома»
– устанавливаем цвет кисти красный
– рисуем прямоугольник с координатами(115,100,185,150)
«рисуем окно»
– устанавливаем цвет кисти синий
– рисуем окружность с координатами (150,75,5)
«рисуем дверь»
– устанавливаем цвет кисти темно-серый
– рисуем прямоугольник с координатами(125,120,140,140)
«пишем текст»
– устанавливаем цвет кисти красный
– выводим текст «дом» на месте координат (150,110)
– конец программы
|
4. Подведение итогов урока. Обмен мнениями о том, какие области знаний
пригодятся программистам при работе с графикой.
5. Рефлексия (3 мин)
Домашнее задание
Решить задачи в среде PascalABC с использованием трех
видов циклов.
а)
б) в)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.