Инфоурок Химия КонспектыУрок по химии в 9 классе "Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях"

Урок по химии в 9 классе "Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях"

Скачать материал

Открытый урок по химии.

 

9 класс. Тема. Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях.

Цель урока: закрепить и обобщить изученный материал по темам «Металлы», «Неметаллы».

Задачи урока:

обучающие: актуализировать знания о свойствах металлов, неметаллов и соединений, их нахождении в природе и получении.

развивающие:

·                     формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности;

·                     развитие исследовательских и практических навыков, умений объяснять химические свойства веществ на основе наблюдений,

·                     развитие мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

·                     развитие познавательной само­стоятельности и творческой активности.

воспитательные:

·                     формирование научно-материалистического мировоззрения;

·                     воспитание инициативности, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности;

·                     развитие коммуникативных умений (работать в команде, принимать решение сообща, способность выражать свои мысли четко и кратко).

Формы: фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, работа в группах, проблемно-поисковый.

Оснащение урока: презентация , интерактивная доска, образцы металлов и неметаллов, справочные таблицы.

Ход урока.

1.      Организационный момент. Постановка целей урока.

       Психологический настрой.

Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам сделать следующее.

 Поднимите руки те, кто сегодня хорошо готов к уроку, и уверен, что получит за урок «5». Погладьте себя по голове и скажите «Я молодец!».

А теперь поднимите руку те, кто готов к уроку, но чуть-чуть в себе сомневается. Погладьте себя по голове и скажите «У меня все получится!»

Поднимите руку те, кто не совсем готов к уроку и не уверен,  что у него получится хорошо отвечать на уроке. Погладьте себя по голове и скажите «Я буду стараться!»

Сегодня вы работаете в группах. Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно соблюдать следующие правила работы в группах.

Демонстрация слайда.

1.      Вежливо обращайтесь друг с другом.

2.      Выслушивайте мнение каждого.

3.      Не перебивайте говорящего.

4.      Доказывайте свои версии.

5.      В группе ответы дает каждый.

6.      Умеешь сам – научи другого.

 

2.      Фронтальная беседа.

·         Сколько химических элементов-неметаллов в периодической системе (22)

·         Положение неметаллов в таблице Менделеева.

·         Какой неметалл обладает самым высоким значением электроотрицательности?

·         Какова высшая валентность азота?

·         Сколько протонов имеет ядро атома серы?

·         Сколько электронов имеет атом углерода?

·         Какой неметалл образует простое вещество газ без цвета, без запаха?

·         Какое простое вещество – неметалл находится при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром)

·          Какой самый распространённый элемент-неметалл: a) на Земле, б) во Вселенной?

·         Какой неметалл считают вторым по распространенности на Земле после кислорода? (Si)

·         Сколько металлов известно? (88)

·          Какое количество электронов у металлов на внешнем электронном  слое? (1-3).

·         Окислительные или восстановительные свойства проявляют металлы?(восст.)

·          Какой из металлов имеет заряд ядра + 19? (калий)

·          Если бы существовал приз за активность, то среди предложенных вам металлов какому бы отдали приз и почему Fe, Na, Al, Mg?

    • Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
    • Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).
    • Какой металл самый легкий? (литий).
    • Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).
    • Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
    • Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

·          Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

 

·         Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

 

 

3. Физические свойства металлов и неметаллов.

Работа в группах. Учащимся выданы по 2 пробирки. В одной находится металл, в другой – неметалл

 

Задание: определить простое вещество в пробирке. Описать его физические свойства и назвать аллотропные модификации.

1 группа –алюминий, сера.   

2 группа –медь, углерод

3 группа – кальций, фосфор

На слайде тест.

Тест.

1. Определите простое вещество в пробирке 1.

А) медь   Б) алюминий     В) кальций  

Опишите его физические свойства.

  1. Определите простое вещество в пробирке 2.

А) сера     В) углерод     В) фосфор

Опишите его физические  свойства. Есть ли аллотропные модификации у соответствующего химического элемента?

 

4.Нахождение в природе металлов и неметаллов.

Рассказ с элементами беседы.

По нахождению металлов в природе их можно разделить на 3 группы. 1-ые встречаются в природе только в свободном (самородном) виде, 2-ые в самородном виде и в виде соединений, 3-и – только в виде соединений.

 - Как вы думаете, от чего зависит форма нахождения металла в природе? (от активности металла)

      Демонстрация слайда. Нахождение металлов в природе.
Только в самородном виде  - благородные металлы - золото, платина.

В самородном виде и в виде соединений  - металлы малой активности – серебро, медь, ртуть, олово.

Только в виде соединений  - металлы, стоящие в ряду напряжений до олова. 

Неметаллы также могут встречаться в природе в виде самородных элементов. Это сера, графит, алмаз. Простые вещества неметаллы есть в составе воздуха.

- Какие простые вещества есть в составе воздуха? (кислород, азот, инертные газы)

Также неметаллы могут встречаться и в виде соединений. Например, фосфор в составе апатитов, хлор в составе галита, углерод – в составе известняка и т.д.

Вам предлагается следующее задание.

 

Работа в группах.

 Установите соответствие между названием природного вещества и его формулой.

( Учащимся выдаются карточки формата А3 с заданием.После выполнения заданий они демонстрируют результат своей работы и озвучивают его для всего класса).

1 группа.

Название вещества

Формула

1. боксит

А. FeS2

2. калиевая селитра

Б. PbS

3. пирит

В. КNO3

4. свинцовый блеск

Г. Аl2O3 * 2H2O

5. фосфорит

Д. Ca3(РО4)2

2 группа. 

Название вещества

Формула

1. натриевая селитра

А. NH3

2. цинковая обманка

Б. NaNO3

3. аммиак

В. ZnS

4. гипс

Г. Fe3O4

5. магнитный железняк

Д. CaSO4* 2 H2O

 

3 группа.

Название вещества

Формула

1. углекислый газ

А. СаСО3

2. известняк

Б. Аl2O3

3. кремнезем

В. Fe2O3

4. рубин

Г. SiO2

5. красный железняк

Д. СО2

 

 

 

  1. Получение металлов и неметаллов.

Рассказ с элементами беседы.

Большинство металлов встречаются в природе в виде соединений. При этом металлы имеют положительную степень окисления. Поэтому в основе их лежит процесс восстановления металлов из руд. Существуют 4 основные способа восстановления металлов.

- Какие это способы? (пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия и электрометаллургия).

Демонстрация слайда – способы получения металлов.

 - Что является важнейшим условием восстановления металлов при пирометаллургии?

 - Что такое электрометаллургия?

 - Что такое гидрометаллургия?

 - Металлотермия?

В отличие от металлов неметаллы не имеют общих способов получения. Как правило, для каждого элемента-неметалла характерен свой способ получения.

- Как, например, получают в промышленности азот? ( из сжиженного воздуха)

Сейчас вы работаете в группах.

Перед вами ряд формул. FeO, SiO2, Al2O3, CaCl2, Ca3(РО4)2, H2S.

Вам нужно выбрать из них те, из которых можно получить

1 группа – фосфор, алюминий

2 группа – кремний, кальций.

3 группа – сера, железо.

Составьте соответствующие уравнения реакций. Укажите условия. Для металлов укажите название способа получения.

После выполнения задания в группах учащиеся выходят к доске и пишут составленные ими уравнения реакций.

 

 

6. Соединения. Генетическая связь. Химические свойства.

Работа в группах.

Задание. Закончите уравнения реакций, характеризующие свойства простых веществ и соединений.

1 группа.

 Na + S                          Na2S

P + Cl2                          2PCl3

ZnSO4 + NaOH              Zn(OH)2 + Na2SO4

Fe+CuSO4→                      Fe SO4 + Cu

SO3+ H2O →                      H2SO4

СаO + CO2→                     CaCO3

2 группа.

 Fe+S→                             FeS

ZnO+C→                            Zn + CO

Mg+ H2O→                        MgO + H2

Ca(OH)2+CO2→                CaCO3 + H2O

Fe+ HCl →                         FeCl2 + H2

CaO+HNO3 →                   Ca (NO3)2 + H2O

3 группа.

P + O2  →                    2P2O5

N2 + H2→                   2NH3

CuO + H2 →               Cu + H2O

Zn+HCI→                   ZnCl2 + H2

Mg+CuCI2→               MgCl2 + Cu

FeSO4+ KOH →         Fe(OH)2 + K2SO4

 

7.Значение металлов и неметаллов в природе.

Индивидуальная работа по карточкам.

Учащиеся получают карточки с заданием. Задание у всех одинаковое. Напротив каждого утверждения нужно поставить знак «+» (если утверждение верное) или «-» (если неверное). На выполнение 3-4 минуты.

  Демонстрация слайда с правильными ответами. Самопроверка.

1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков.                                                              +

2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха.                                                                              –

3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен.                                                   –

4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов.           +

5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния.                                                                                                                            +

6. В организме человека содержится 100 г кальция.                                                                                    –

7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску.                                       +

8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей.

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Вы знаете вопрос о значении металлов и неметаллов на «5».                                                                                                                                      

 

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке.

На столах у вас лежат листочки с надписью «Рефлексия». Каждый возьмите такой листочек и ответьте на утверждение знаком «+» или «-».

1.                  Я пытался внести максимальный  вклад в работу группы

2.                  Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

3.                  На уроке было над чем подумать

4.                  На все возникшие у меня вопросы я получил ответы

5.                  На уроке я поработал добросовестно

А теперь посчитайте свои плюсы и минусы. Если плюсов получилось больше, чем минусов, значит сегодняшний урок прошел для вас не зря, вы чему-то научились, что-то узнали новое. Если больше получилось минусов, значит нам еще есть над чем поработать , мы будем стараться исправить эти минусы на последующих уроках.

 

9. Домашнее задание. Повторить темы «Кальций», «Алюминий», «Железо».

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии в 9 классе "Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводится после изучения разделов "Металлы и их соединения" и "Неметаллы и их соединения". Цель урока - обобщить знания и подготовить учащихся к контрольной работе. Форма работы учащихся - групповая. Задания рассчитаны на 3 группы по 4-5 человек. Используются методы и приемы технологии развития критического мышления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 124 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.02.2020 786
    • DOCX 94 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Махамбетова Мадина Казиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Махамбетова Мадина Казиевна
    Махамбетова Мадина Казиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84402
    • Всего материалов: 262

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 381 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 440 человек

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов