Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Химия / Урок по химии в 9 классе "Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях"

Урок по химии в 9 классе "Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях"

Открытый урок по химии.



9 класс. Тема. Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях.

Цель урока: закрепить и обобщить изученный материал по темам «Металлы», «Неметаллы».

Задачи урока:

обучающие: актуализировать знания о свойствах металлов, неметаллов и соединений, их нахождении в природе и получении.

развивающие:

  • формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности;

  • развитие исследовательских и практических навыков, умений объяснять химические свойства веществ на основе наблюдений,

  • развитие мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

  • развитие познавательной само­стоятельности и творческой активности.

воспитательные:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения;

  • воспитание инициативности, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности;

  • развитие коммуникативных умений (работать в команде, принимать решение сообща, способность выражать свои мысли четко и кратко).

Формы: фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, работа в группах, проблемно-поисковый.

Оснащение урока: презентация , интерактивная доска, образцы металлов и неметаллов, справочные таблицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Психологический настрой.

Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам сделать следующее.

Поднимите руки те, кто сегодня хорошо готов к уроку, и уверен, что получит за урок «5». Погладьте себя по голове и скажите «Я молодец!».

А теперь поднимите руку те, кто готов к уроку, но чуть-чуть в себе сомневается. Погладьте себя по голове и скажите «У меня все получится!»

Поднимите руку те, кто не совсем готов к уроку и не уверен, что у него получится хорошо отвечать на уроке. Погладьте себя по голове и скажите «Я буду стараться!»

Сегодня вы работаете в группах. Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно соблюдать следующие правила работы в группах.

Демонстрация слайда.

  1. Вежливо обращайтесь друг с другом.

  2. Выслушивайте мнение каждого.

  3. Не перебивайте говорящего.

  4. Доказывайте свои версии.

  5. В группе ответы дает каждый.

  6. Умеешь сам – научи другого.


  1. Фронтальная беседа.

    • Сколько химических элементов-неметаллов в периодической системе (22)

    • Положение неметаллов в таблице Менделеева.

    • Какой неметалл обладает самым высоким значением электроотрицательности?

    • Какова высшая валентность азота?

    • Сколько протонов имеет ядро атома серы?

    • Сколько электронов имеет атом углерода?

    • Какой неметалл образует простое вещество газ без цвета, без запаха?

    • Какое простое вещество – неметалл находится при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром)

    •  Какой самый распространённый элемент-неметалл: a) на Земле, б) во Вселенной?

    • Какой неметалл считают вторым по распространенности на Земле после кислорода? (Si)

    • Сколько металлов известно? (88)

    • Какое количество электронов у металлов на внешнем электронном слое? (1-3).

    • Окислительные или восстановительные свойства проявляют металлы?(восст.)

    • Какой из металлов имеет заряд ядра + 19? (калий)

    • Если бы существовал приз за активность, то среди предложенных вам металлов какому бы отдали приз и почему Fe, Na, Al, Mg?

    • Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

    • Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

    • Какой металл самый легкий? (литий).

    • Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

    • Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

    • Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

    • Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).


  • Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).



3. Физические свойства металлов и неметаллов.

Работа в группах. Учащимся выданы по 2 пробирки. В одной находится металл, в другой – неметалл


Задание: определить простое вещество в пробирке. Описать его физические свойства и назвать аллотропные модификации.

1 группа –алюминий, сера.

2 группа –медь, углерод

3 группа – кальций, фосфор

На слайде тест.

Тест.

1. Определите простое вещество в пробирке 1.

А) медь Б) алюминий В) кальций

Опишите его физические свойства.

  1. Определите простое вещество в пробирке 2.

А) сера В) углерод В) фосфор

Опишите его физические свойства. Есть ли аллотропные модификации у соответствующего химического элемента?


4.Нахождение в природе металлов и неметаллов.

Рассказ с элементами беседы.

По нахождению металлов в природе их можно разделить на 3 группы. 1-ые встречаются в природе только в свободном (самородном) виде, 2-ые в самородном виде и в виде соединений, 3-и – только в виде соединений.

- Как вы думаете, от чего зависит форма нахождения металла в природе? (от активности металла)

Демонстрация слайда. Нахождение металлов в природе.
Только в самородном виде - благородные металлы - золото, платина.

В самородном виде и в виде соединений - металлы малой активности – серебро, медь, ртуть, олово.

Только в виде соединений - металлы, стоящие в ряду напряжений до олова. 

Неметаллы также могут встречаться в природе в виде самородных элементов. Это сера, графит, алмаз. Простые вещества неметаллы есть в составе воздуха.

- Какие простые вещества есть в составе воздуха? (кислород, азот, инертные газы)

Также неметаллы могут встречаться и в виде соединений. Например, фосфор в составе апатитов, хлор в составе галита, углерод – в составе известняка и т.д.

Вам предлагается следующее задание.


Работа в группах.

 Установите соответствие между названием природного вещества и его формулой.

( Учащимся выдаются карточки формата А3 с заданием.После выполнения заданий они демонстрируют результат своей работы и озвучивают его для всего класса).

1 группа.

Название вещества

Формула

1. боксит

А. FeS2

2. калиевая селитра

Б. PbS

3. пирит

В. КNO3

4. свинцовый блеск

Г. Аl2O3 * 2H2O

5. фосфорит

Д. Ca3(РО4)2

2 группа.

Название вещества

Формула

1. натриевая селитра

А. NH3

2. цинковая обманка

Б. NaNO3

3. аммиак

В. ZnS

4. гипс

Г. Fe3O4

5. магнитный железняк

Д. CaSO4* 2 H2O


3 группа.

Название вещества

Формула

1. углекислый газ

А. СаСО3

2. известняк

Б. Аl2O3

3. кремнезем

В. Fe2O3

4. рубин

Г. SiO2

5. красный железняк

Д. СО2




  1. Получение металлов и неметаллов.

Рассказ с элементами беседы.

Большинство металлов встречаются в природе в виде соединений. При этом металлы имеют положительную степень окисления. Поэтому в основе их лежит процесс восстановления металлов из руд. Существуют 4 основные способа восстановления металлов.

- Какие это способы? (пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия и электрометаллургия).

Демонстрация слайда – способы получения металлов.

- Что является важнейшим условием восстановления металлов при пирометаллургии?

- Что такое электрометаллургия?

- Что такое гидрометаллургия?

- Металлотермия?

В отличие от металлов неметаллы не имеют общих способов получения. Как правило, для каждого элемента-неметалла характерен свой способ получения.

- Как, например, получают в промышленности азот? ( из сжиженного воздуха)

Сейчас вы работаете в группах.

Перед вами ряд формул. FeO, SiO2, Al2O3, CaCl2, Ca3(РО4)2, H2S.

Вам нужно выбрать из них те, из которых можно получить

1 группа – фосфор, алюминий

2 группа – кремний, кальций.

3 группа – сера, железо.

Составьте соответствующие уравнения реакций. Укажите условия. Для металлов укажите название способа получения.

После выполнения задания в группах учащиеся выходят к доске и пишут составленные ими уравнения реакций.



6. Соединения. Генетическая связь. Химические свойства.

Работа в группах.

Задание. Закончите уравнения реакций, характеризующие свойства простых веществ и соединений.

1 группа.

Na + S Na2S

P + Cl2 2PCl3

ZnSO4 + NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4

Fe+CuSO4→ Fe SO4 + Cu

SO3+ H2O →    H2SO4

СаO + CO2→ CaCO3

2 группа.

 Fe+S→ FeS

ZnO+C→ Zn + CO

Mg+ H2O→ MgO + H2

Ca(OH)2+CO2→   CaCO3 + H2O

Fe+ HCl → FeCl2 + H2

CaO+HNO3 →       Ca (NO3)2 + H2O

3 группа.

P + O2 → 2P2O5

N2 + H2→ 2NH3

CuO + H2 → Cu + H2O

Zn+HCI→ ZnCl2 + H2

Mg+CuCI2→ MgCl2 + Cu

FeSO4+ KOH →    Fe(OH)2 + K2SO4


7.Значение металлов и неметаллов в природе.

Индивидуальная работа по карточкам.

Учащиеся получают карточки с заданием. Задание у всех одинаковое. Напротив каждого утверждения нужно поставить знак «+» (если утверждение верное) или «-» (если неверное). На выполнение 3-4 минуты.

Демонстрация слайда с правильными ответами. Самопроверка.

1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков. +

2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха. –

3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен. –

4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов. +

5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния. +

6. В организме человека содержится 100 г кальция. –

7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску. +

8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей.

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Вы знаете вопрос о значении металлов и неметаллов на «5».


8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке.

На столах у вас лежат листочки с надписью «Рефлексия». Каждый возьмите такой листочек и ответьте на утверждение знаком «+» или «-».

  1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

  2. Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

  3. На уроке было над чем подумать

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы

  5. На уроке я поработал добросовестно

А теперь посчитайте свои плюсы и минусы. Если плюсов получилось больше, чем минусов, значит сегодняшний урок прошел для вас не зря, вы чему-то научились, что-то узнали новое. Если больше получилось минусов, значит нам еще есть над чем поработать , мы будем стараться исправить эти минусы на последующих уроках.



9. Домашнее задание. Повторить темы «Кальций», «Алюминий», «Железо».




  • Химия
Описание:

Урок проводится после изучения разделов "Металлы и их соединения" и "Неметаллы и их соединения". Цель урока - обобщить знания и подготовить учащихся к контрольной работе. Форма работы учащихся - групповая. Задания рассчитаны на 3 группы по 4-5 человек. Используются методы и приемы технологии развития критического мышления.

Скачать материал
Автор Рогачева Любовь Михайловна
Дата добавления 03.03.2017
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 3230
Номер материала MA-070519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.