Открытый
урок по химии.
9
класс. Тема. Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях.
Цель
урока: закрепить и обобщить
изученный материал по темам «Металлы», «Неметаллы».
Задачи
урока:
обучающие: актуализировать знания о свойствах металлов, неметаллов
и соединений, их нахождении в природе и получении.
развивающие:
·
формирование
практико-ориентированного направления познавательной деятельности;
·
развитие исследовательских и
практических навыков, умений объяснять химические свойства веществ на основе
наблюдений,
·
развитие мыслительных
операций: умение анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные
связи и делать выводы.
·
развитие познавательной самостоятельности
и творческой активности.
воспитательные:
·
формирование
научно-материалистического мировоззрения;
·
воспитание инициативности,
уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности;
·
развитие коммуникативных
умений (работать в команде, принимать решение сообща, способность выражать свои
мысли четко и кратко).
Формы: фронтальная работа, групповая работа,
самостоятельная работа обучающего характера.
Тип
урока: обобщение
и закрепление знаний.
Методы
и методические приемы: фронтальный
опрос, рассказ с
элементами беседы, работа в группах, проблемно-поисковый.
Оснащение
урока: презентация
, интерактивная доска, образцы металлов и неметаллов, справочные таблицы.
Ход
урока.
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
Психологический
настрой.
Перед тем, как мы начнем
наш урок, я предлагаю вам сделать следующее.
Поднимите руки те, кто
сегодня хорошо готов к уроку, и уверен, что получит за урок «5». Погладьте себя
по голове и скажите «Я молодец!».
А теперь поднимите руку
те, кто готов к уроку, но чуть-чуть в себе сомневается. Погладьте себя по
голове и скажите «У меня все получится!»
Поднимите руку те, кто не
совсем готов к уроку и не уверен, что у него получится хорошо отвечать на
уроке. Погладьте себя по голове и скажите «Я буду стараться!»
Сегодня вы работаете в
группах. Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно соблюдать
следующие правила работы в группах.
Демонстрация слайда.
1. Вежливо обращайтесь друг с другом.
2. Выслушивайте мнение каждого.
3. Не перебивайте говорящего.
4. Доказывайте свои версии.
5. В группе ответы дает каждый.
6. Умеешь сам – научи другого.
2. Фронтальная беседа.
·
Сколько химических
элементов-неметаллов в периодической системе (22)
·
Положение
неметаллов в таблице Менделеева.
·
Какой неметалл обладает самым
высоким значением электроотрицательности?
·
Какова высшая валентность азота?
·
Сколько протонов имеет ядро атома
серы?
·
Сколько электронов имеет атом
углерода?
·
Какой неметалл образует простое
вещество газ без цвета, без запаха?
·
Какое простое
вещество – неметалл находится при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром)
·
Какой самый распространённый элемент-неметалл: a) на Земле,
б) во Вселенной?
·
Какой неметалл
считают вторым по распространенности на Земле после кислорода? (Si)
·
Сколько металлов известно? (88)
·
Какое количество электронов у
металлов на внешнем электронном слое? (1-3).
·
Окислительные или
восстановительные свойства проявляют металлы?(восст.)
·
Какой из металлов имеет заряд
ядра + 19? (калий)
·
Если бы существовал приз за
активность, то среди предложенных вам металлов какому бы отдали приз и почему Fe, Na, Al, Mg?
- Какой металл считается самым древним в использовании
человеком? (медь).
- Как называются металлы 1 группы главной
подгруппы? (щелочные).
- Какой металл самый легкий? (литий).
- Перечислите физические свойства, общие для
всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск,
пластичность).
- Назовите металлы, которые относятся к
благородным металлам. (серебро, золото, платина).
- Как называется разрушение металлов под
воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
·
Какой металл способен
намагничиваться и размагничиваться? (железо).
·
Какой металл входит в состав
белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека?
(железо).
3. Физические свойства металлов и неметаллов.
Работа в группах. Учащимся выданы по 2 пробирки. В одной
находится металл, в другой – неметалл
Задание: определить
простое вещество в пробирке. Описать его физические свойства и назвать
аллотропные модификации.
1 группа –алюминий,
сера.
2 группа –медь,
углерод
3 группа – кальций,
фосфор
На слайде тест.
Тест.
1. Определите
простое вещество в пробирке 1.
А) медь Б)
алюминий В) кальций
Опишите его
физические свойства.
- Определите простое вещество в пробирке 2.
А) сера В)
углерод В) фосфор
Опишите его
физические свойства. Есть ли аллотропные модификации у соответствующего
химического элемента?
4.Нахождение в
природе металлов и неметаллов.
Рассказ с
элементами беседы.
По нахождению
металлов в природе их можно разделить на 3 группы. 1-ые встречаются в природе только в свободном (самородном) виде, 2-ые в
самородном виде и в виде соединений, 3-и – только в виде соединений.
- Как вы думаете,
от чего зависит форма нахождения металла в природе? (от активности металла)
Демонстрация слайда. Нахождение
металлов в природе.
Только в самородном виде - благородные металлы - золото, платина.
В самородном виде и
в виде соединений - металлы малой активности – серебро, медь, ртуть, олово.
Только в виде
соединений - металлы, стоящие в ряду напряжений до олова.
Неметаллы также могут встречаться в
природе в виде самородных элементов. Это сера, графит, алмаз. Простые вещества
неметаллы есть в составе воздуха.
- Какие простые вещества есть в
составе воздуха? (кислород, азот, инертные газы)
Также неметаллы могут встречаться и в
виде соединений. Например, фосфор в составе апатитов, хлор в составе галита,
углерод – в составе известняка и т.д.
Вам предлагается следующее задание.
Работа в
группах.
Установите соответствие между названием природного вещества
и его формулой.
( Учащимся
выдаются карточки формата А3 с заданием.После выполнения заданий они
демонстрируют результат своей работы и озвучивают его для всего класса).
1 группа.
Название
вещества
|
Формула
|
1. боксит
|
А. FeS2
|
2. калиевая селитра
|
Б. PbS
|
3. пирит
|
В.
КNO3
|
4. свинцовый блеск
|
Г. Аl2O3 *
2H2O
|
5. фосфорит
|
Д.
Ca3(РО4)2
|
2 группа.
Название
вещества
|
Формула
|
1. натриевая селитра
|
А. NH3
|
2. цинковая обманка
|
Б.
NaNO3
|
3. аммиак
|
В. ZnS
|
4. гипс
|
Г. Fe3O4
|
5. магнитный железняк
|
Д. CaSO4* 2 H2O
|
3 группа.
Название
вещества
|
Формула
|
1. углекислый газ
|
А. СаСО3
|
2. известняк
|
Б.
Аl2O3
|
3. кремнезем
|
В. Fe2O3
|
4. рубин
|
Г. SiO2
|
5. красный железняк
|
Д. СО2
|
- Получение металлов и неметаллов.
Рассказ с
элементами беседы.
Большинство
металлов встречаются в природе в виде соединений. При этом металлы имеют
положительную степень окисления. Поэтому в основе их лежит процесс
восстановления металлов из руд. Существуют 4 основные способа восстановления
металлов.
- Какие это
способы? (пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия и
электрометаллургия).
Демонстрация
слайда – способы получения металлов.
- Что является
важнейшим условием восстановления металлов при пирометаллургии?
- Что такое
электрометаллургия?
- Что такое
гидрометаллургия?
- Металлотермия?
В отличие от
металлов неметаллы не имеют общих способов получения. Как правило, для каждого
элемента-неметалла характерен свой способ получения.
- Как, например,
получают в промышленности азот? ( из сжиженного
воздуха)
Сейчас вы
работаете в группах.
Перед вами ряд
формул. FeO, SiO2, Al2O3, CaCl2,
Ca3(РО4)2, H2S.
Вам нужно
выбрать из них те, из которых можно получить
1 группа –
фосфор, алюминий
2 группа – кремний,
кальций.
3 группа – сера,
железо.
Составьте
соответствующие уравнения реакций. Укажите условия. Для металлов укажите
название способа получения.
После выполнения
задания в группах учащиеся выходят к доске и пишут составленные ими уравнения
реакций.
6. Соединения. Генетическая связь.
Химические свойства.
Работа в группах.
Задание. Закончите уравнения
реакций, характеризующие свойства простых веществ и соединений.
1 группа.
Na + S → Na2S
P + Cl2 → 2PCl3
ZnSO4 + NaOH → Zn(OH)2 + Na2SO4
Fe+CuSO4→ Fe
SO4 + Cu
SO3+
H2O →
H2SO4
СаO + CO2→ CaCO3
2 группа.
Fe+S→ FeS
ZnO+C→
Zn + CO
Mg+ H2O→
MgO + H2
Ca(OH)2+CO2→ CaCO3 + H2O
Fe+ HCl → FeCl2 + H2
CaO+HNO3 → Ca (NO3)2 + H2O
3 группа.
P + O2 → 2P2O5
N2 + H2→ 2NH3
CuO + H2 → Cu + H2O
Zn+HCI→
ZnCl2 + H2
Mg+CuCI2→
MgCl2 + Cu
FeSO4+
KOH →
Fe(OH)2 + K2SO4
7.Значение металлов и неметаллов в
природе.
Индивидуальная работа по карточкам.
Учащиеся получают карточки с заданием. Задание у всех
одинаковое. Напротив каждого утверждения нужно поставить знак «+» (если утверждение
верное) или «-» (если неверное). На выполнение 3-4 минуты.
Демонстрация слайда с правильными ответами. Самопроверка.
1.
Сера содержится во всех живых организмах в составе
белков. +
2.
Человек усваивает азот непосредственно из
воздуха.
–
3.
Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не
нужен. –
4.
Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых
организмов. +
5.
Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании
на дне отложения оксида
кремния. +
6.
В организме человека содержится 100 г
кальция.
–
7.
Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную
окраску. +
8.
Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в
процессах регенерации тканей.
Поднимите
руку те, у кого нет ни одной ошибки. Вы знаете вопрос о значении металлов и
неметаллов на «5».
8.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
А сейчас я предлагаю каждому
из вас оценить свою работу на уроке.
На
столах у вас лежат листочки с надписью «Рефлексия». Каждый возьмите такой
листочек и ответьте на утверждение знаком «+» или «-».
1.
Я пытался внести максимальный
вклад в работу группы
2.
Мы сотрудничали и решали наши
проблемы вместе
3.
На уроке было над чем подумать
4.
На все возникшие у меня вопросы
я получил ответы
5.
На уроке я поработал
добросовестно
А теперь
посчитайте свои плюсы и минусы. Если плюсов получилось больше, чем минусов,
значит сегодняшний урок прошел для вас не зря, вы чему-то научились, что-то
узнали новое. Если больше получилось минусов, значит нам еще есть над чем
поработать , мы будем стараться исправить эти минусы на последующих уроках.
9.
Домашнее задание. Повторить темы «Кальций», «Алюминий», «Железо».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.