Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок по химии "скорость химической реакции"

Урок по химии "скорость химической реакции"

Скачать материал

 

Скорость химических реакций.

 Факторы влияющие на скорость реакции.

Цель урока:  раскрыть сущность понятия «скорость химических реакций», выявить

Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, площади соприкосновения, температуры, давления и наличия катализатора.

Задачи.

*Образовательные: формировать представления учащихся о скорости химических 

                          реакций, содействовать расширению и развитию знаний о фак-

                          торах, влияющих на скорость химических реакций.

         *Развивающие: продолжить развитие умений выделять главное, анализировать и

          интерпретировать  информацию, устанавливать причинно-следст-

         венные связи, работать с разными источниками информации;  

оформлять результаты экспериментальных  исследований, 

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

*Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных умений,

                                 воспитанию культуры общения, стремления  к творческой

познавательной деятельности, продолжить формирование     химической картины мира.

Оборудование: учебное пособие по физике 9 кл., химические словари, лаб.оборудование и

                          химические реактивы  для проведения  эксперимента учащихся и

       демонстрации учителя.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-наглядные, частично-поисковые, демонстрация, химический

     эксперимент, самостоятельная работа.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: физика, математика, биология.

 

ПЛАН УРОКА:

 

1.     Организационный момент

Приветствие учащихся, постановка целей и задач урока.

2.     Актуализация знаний  учащихся

1.Уравнение химической реакции получения угарного газа:

         С(г)+ СО2(г)  ↔ 2СО(г)  - 172,5кДж

Дайте характеристику реакции по всем изученным признакам классификации.(Фронтальная беседа с учащимися)

 

2.Соотнесите реакции(на парты раздаются карточки с 4 реакциями  и какой-то признак , учащимся предлагается проклассифицировать реакции по данному признаку в парах)

А) 4Al(тв ) + 3O2(г )  = 2Al2O3(тв)  + 3350,4 КДж

Б) H2(г)  + F2(г) ↔ 2HF(г)  + 5237,2 КДж

B) N2(г)  + O2(г )↔  2NO(г)  -  180,8 КДж

Г) Zn(тв ) +2HCl(p-p) = ZnCl2(p-p) +  H2(г)(Работа в парах, с дальнейшим обсуждением)

 

 

 

3.Творческие задачки.

А) Над нагретым чёрным порошком оксида металла четвёртого периода І В группы пропустили газообразный водород. Укажите признаки химической реакции и охарактеризуйте её по всем признакам.

Б) Небольшой кусок графита сожгли, полученный газ пропустили через избыток раствора гашёной извести. Осадок отфильтровали и обработали соляной кислотой. В атмосфере полученного газа сожгли металлический магний. Укажите число:                       а) гетерогенных, б) окислительно-восстановительных  реакций.  (Индивидуальная работа для высокомотивированных учащихся)

 

4.Самостоятельная тестовая работа.

1.Реакция  S+O2 =SO2 является:

А) гомогенной;                           В) обмена;

Б) необратимой;                         Г) замещения.

 

2. В реакции разложения:

А) могут получаться только простые вещества;

Б) могут получаться только сложные вещества;

В) всегда выделяется теплота;

Г) могут получаться как простые вещества, так и сложные вещества.

 

3. Окислительно-восстановительной  не является реакция, уравнение которой:

А)Ca + 2HCl=CaCl2 +H2                                        В) 2SO2 + O2 = 2SO3

Б) AgNO3=2Ag+ 2NO2 + O2                                   Г)CaCO3 =CaO +CO2

 

4.К какому типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:

1) взаимодействие угля с оксидом меди;

2) прокаливание известняка;

3)сжигание угля;

4) горение угарного газа?

 

5. Укажите схему реакции, которая соответствует  характеристике – необратимая, окислительно- восстановительная, гомогенная, экзотермическая реакция:

 а) Р2О5 + КОН→                                 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 +…

 б) NH3 + O2N2 +…                         CaCl2 + AgNO3

(Взаимопроверка)

3.     Изучение нового материала.

информация: (определение проблемного поля)

Для полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.

          Ржавление консервной банки – 10 лет.

Стекло практически не разрушается в течение столетий.

Формирование тромба при порезе небольших кровеносных сосудов – 3-4 сек.

А какой характеристик химических реакций идёт речь?

Актуализация знаний  учащихся о скорости химической реакции из физики, математики (использование словарей, учебных пособий по физике)

Вывод Скорость какого–либо процесса – это изменение какой-либо физической величины за единицу времени. Что изменяется в ходе реакции? (Это концентрация вещества.)

                                   =      моль/дм3 *с  (запись  на доске, обсуждение с учащимися)

Если для расчета взята концентрация исходных веществ, то ставится знак «-», если продуктов, то «+»(объяснение учителя)

Какие факторы способны изменить скорость реации? Факторы, влияющие на скорость реакции:

1.    
Природа реагирующих веществ.

2.    
Температура.

3.    
Концентрация вещества.

4.    
Поверхность соприкосновения веществ.

5.    
Катализатор.

(Наводящие вопросы)  Растворение сахара в горячем и холодном чае.

                                      Горение 1кг бревна и 1 кг стружек

                                      Автомобильные пробки на дорогах.(К каким явлениям можно отнести эти процессы? – физические, химические, социальные).

После обсуждения и составления схемы (приложение 1) класс делится на 5 групп. Каждая группа используя соответствующий материал §27 готовит выступление об определённом факторе с дополнением на схеме.

Выступление учащихся сопровождается демонстрацией учителя (Д.6-8)

4.     Физкультминутка( делаем лёгкие физические упражнения стоя с разной скоростью, согласно суточной активности- утром, днём и вечером)

5.     Закрепление изученного материала.

Выполнение лабораторного опыта №2 «Исследование влияния температуры и концентрации кислоты на скорость взаимодействия цинка(железа) и соляной кислоты. Оформление отчёта о проделанной работе.

Знание закономерностей и скоростей протекания химических реакций необходимо каждому человеку, а не только тем людям, чья профессиональная деятельность будет связана с химическим производством. Не бывает не нужных знаний, все сгодится когда-нибудь. Ответьте на вопросы, которые может вам задать сама жизнь.

1) Чтобы разжечь костёр надо взять крупные дрова или мелкие? Почему?

2) Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках?

3) Почему жидкий бензин, хранящийся в канистрах в гаражах, горит спокойно, а пары его взрывоопасны?

4) Почему на мукомольных заводах и каменноугольных шахтах иногда происходят взрывы?

5) Как замедлить процесс коррозии металлических деталей и узлов автомобиля?

Подведение итогов.

6.   Домашнее задание. §26,з.3-4,§27,з.4, тв. задача (Приложение 2)

 

Рефлексия. А теперь я попрошу написать вас мне телеграмму. Это не должно быть больше 3 – 4 предложений телеграфного типа, в которых вы отразите своё впечатление от нашей работы сегодня

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2

В некоторой лаборатории долго пытались запустить химическую реакцию, но ничего не получалось, но потом у одного из лаборантов, когда он остался один в лаборатории - реакция пошла! Все сбежались, чтобы посмотреть, что он делает для запуска реакции, но к всеобщему разочарованию – опять ничего не получилось…. Оставшись наедине, он заново попытался провести реакцию и…она опять пошла! Стоило позвать всех, чтобы показать - реакция не идет…

В чем тут дело? Если бы лаборант применял только обычные средства для запуска реакции (нагрев, перемешивание, менял концентрацию), то это сработало бы и в присутствии сотрудников. А тут он и сам не понял, почему в одиночестве у него всё получается, а при коллегах – нет.( Предложите своё объяснение)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии "скорость химической реакции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 307 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.12.2020 286
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рожкова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рожкова Татьяна Алексеевна
    Рожкова Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83453
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов