Скорость
химических реакций.
Факторы
влияющие на скорость реакции.
Цель
урока: раскрыть
сущность понятия «скорость химических реакций», выявить
Зависимость скорости реакции от природы
реагирующих веществ, их концентрации, площади соприкосновения, температуры,
давления и наличия катализатора.
Задачи.
*Образовательные:
формировать представления учащихся о скорости химических
реакций,
содействовать расширению и развитию знаний о фак-
торах, влияющих
на скорость химических реакций.
*Развивающие:
продолжить развитие умений выделять главное, анализировать и
интерпретировать информацию,
устанавливать причинно-следст-
венные связи, работать с разными
источниками информации;
оформлять результаты
экспериментальных исследований,
осуществлять
самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
*Воспитательные: способствовать
формированию коммуникативных умений,
воспитанию
культуры общения, стремления к творческой
познавательной деятельности, продолжить формирование химической картины мира.
Оборудование: учебное
пособие по физике 9 кл., химические словари, лаб.оборудование и
химические реактивы для
проведения эксперимента учащихся и
демонстрации учителя.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесно-наглядные,
частично-поисковые, демонстрация, химический
эксперимент, самостоятельная работа.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: физика, математика, биология.
ПЛАН УРОКА:
1.
Организационный
момент
Приветствие
учащихся, постановка целей и задач урока.
2.
Актуализация
знаний учащихся
1.Уравнение
химической реакции получения угарного газа:
С(г)+
СО2(г) ↔ 2СО(г) - 172,5кДж
Дайте
характеристику реакции по всем изученным признакам классификации.(Фронтальная
беседа с учащимися)
2.Соотнесите
реакции(на парты раздаются карточки с 4 реакциями и какой-то признак ,
учащимся предлагается проклассифицировать реакции по данному признаку в парах)
А) 4Al(тв
) + 3O2(г ) = 2Al2O3(тв) + 3350,4
КДж
Б) H2(г)
+ F2(г) ↔ 2HF(г) + 5237,2 КДж
B) N2(г) + O2(г )↔ 2NO(г) - 180,8 КДж
Г) Zn(тв ) +2HCl(p-p) = ZnCl2(p-p) + H2(г)↑
(Работа в парах, с дальнейшим обсуждением)
3.Творческие
задачки.
А)
Над нагретым чёрным порошком оксида металла четвёртого периода І В группы
пропустили газообразный водород. Укажите признаки химической реакции и
охарактеризуйте её по всем признакам.
Б)
Небольшой кусок графита сожгли, полученный газ пропустили через избыток
раствора гашёной извести. Осадок отфильтровали и обработали соляной кислотой. В
атмосфере полученного газа сожгли металлический магний. Укажите
число: а) гетерогенных, б)
окислительно-восстановительных реакций. (Индивидуальная работа для высокомотивированных
учащихся)
4.Самостоятельная
тестовая работа.
1.Реакция
S+O2 =SO2 является:
А)
гомогенной; В) обмена;
Б)
необратимой; Г) замещения.
2. В
реакции разложения:
А) могут
получаться только простые вещества;
Б) могут
получаться только сложные вещества;
В) всегда выделяется
теплота;
Г) могут
получаться как простые вещества, так и сложные вещества.
3.
Окислительно-восстановительной не является реакция, уравнение которой:
А)Ca + 2HCl=CaCl2
+H2 В) 2SO2
+ O2 = 2SO3
Б) AgNO3=2Ag+
2NO2 + O2 Г)CaCO3
=CaO +CO2
4.К какому
типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:
1)
взаимодействие угля с оксидом меди;
2)
прокаливание известняка;
3)сжигание
угля;
4) горение
угарного газа?
5. Укажите
схему реакции, которая соответствует характеристике – необратимая,
окислительно- восстановительная, гомогенная, экзотермическая реакция:
а) Р2О5
+ КОН→ KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 +…
б) NH3
+ O2 → N2 +… CaCl2 +
AgNO3 →
(Взаимопроверка)
3.
Изучение нового материала.
информация: (определение проблемного поля)
Для
полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.
Ржавление консервной банки – 10 лет.
Стекло
практически не разрушается в течение столетий.
Формирование
тромба при порезе небольших кровеносных сосудов – 3-4 сек.
А какой характеристик химических реакций
идёт речь?
Актуализация знаний учащихся о скорости
химической реакции из физики, математики (использование словарей, учебных
пособий по физике)
Вывод Скорость
какого–либо процесса – это изменение какой-либо физической величины за единицу
времени. Что изменяется в ходе реакции? (Это концентрация вещества.)
= моль/дм3 *с
(запись на доске, обсуждение с учащимися)
Если для
расчета взята концентрация исходных веществ, то ставится знак «-», если продуктов,
то «+»(объяснение учителя)
Какие факторы
способны изменить скорость реации? Факторы, влияющие на скорость реакции:
1.
Природа реагирующих веществ.
2.
Температура.
3.
Концентрация вещества.
4.
Поверхность соприкосновения веществ.
5.
Катализатор.
(Наводящие вопросы) Растворение сахара в
горячем и холодном чае.
Горение
1кг бревна и 1 кг стружек
Автомобильные
пробки на дорогах.(К каким явлениям можно отнести эти процессы? – физические,
химические, социальные).
После обсуждения и составления схемы (приложение
1) класс делится на 5 групп. Каждая группа используя соответствующий материал
§27 готовит выступление об определённом факторе с дополнением на схеме.
Выступление учащихся сопровождается
демонстрацией учителя (Д.6-8)
4.
Физкультминутка(
делаем лёгкие физические упражнения стоя с разной скоростью, согласно суточной
активности- утром, днём и вечером)
5.
Закрепление изученного материала.
Выполнение лабораторного
опыта №2 «Исследование влияния температуры и концентрации кислоты на скорость
взаимодействия цинка(железа) и соляной кислоты. Оформление отчёта о проделанной
работе.
Знание закономерностей
и скоростей протекания химических реакций необходимо каждому человеку, а не
только тем людям, чья профессиональная деятельность будет связана с химическим
производством. Не бывает не нужных знаний, все сгодится когда-нибудь. Ответьте
на вопросы, которые может вам задать сама жизнь.
1) Чтобы разжечь костёр надо взять крупные дрова или мелкие?
Почему?
2) Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках?
3) Почему жидкий бензин, хранящийся в канистрах в гаражах, горит
спокойно, а пары его взрывоопасны?
4) Почему на мукомольных заводах и каменноугольных шахтах иногда
происходят взрывы?
5) Как замедлить процесс коррозии металлических деталей и узлов автомобиля?
Подведение
итогов.
6.
Домашнее задание. §26,з.3-4,§27,з.4,
тв. задача (Приложение 2)
Рефлексия. А теперь я попрошу написать
вас мне телеграмму. Это не должно быть больше 3 – 4 предложений телеграфного
типа, в которых вы отразите своё впечатление от нашей работы сегодня
Приложение 1
Приложение 2
В
некоторой лаборатории долго пытались запустить химическую реакцию, но ничего не
получалось, но потом у одного из лаборантов, когда он остался один в
лаборатории - реакция пошла! Все сбежались, чтобы посмотреть, что он делает для
запуска реакции, но к всеобщему разочарованию – опять ничего не получилось….
Оставшись наедине, он заново попытался провести реакцию и…она опять пошла!
Стоило позвать всех, чтобы показать - реакция не идет…
В чем
тут дело? Если бы лаборант применял только обычные средства для запуска реакции
(нагрев, перемешивание, менял концентрацию), то это сработало бы и в
присутствии сотрудников. А тут он и сам не понял, почему в одиночестве у него
всё получается, а при коллегах – нет.( Предложите своё объяснение)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.