Инфоурок Химия КонспектыУрок по химии "Сероводород. Сульфиды" (9 класс)

Урок по химии "Сероводород. Сульфиды" (9 класс)

Скачать материал

Урок «Сероводород. Сульфиды»

(9 класс)

 

Цели  урока:

Образовательные:

– Рассмотреть состав, строение и свойства сероводорода.

- Научиться писать уравнения реакций, характеризующие свойства сероводорода и качественные реакции на сульфиды.

– Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.

Развивающие:

- Уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ.

- Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: а) экологически грамотного поведения в окружающей среде; б) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Воспитательные:

– Бережное отношение  учащихся к окружающей среде и своему здоровью.

- Воспитание умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.

 

Задачи урока:

1.     Изучить состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;

2.     Проследить причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;

3.     Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;

4.     Закрепить умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

5.     Содействовать развитию химической грамотности учащихся.

 

Межпредметные связи: Связь химии с другими науками: биологией, географией, математикой, медициной и литературой.

 

Тип урока: изучение новой темы.

 

Элементы педагогических технологий: дифференцированного обучения, проблемного обучения, ИКТ, игровых технологий.

 

Методы:

I.                   репродуктивный, частично-поисковый.

II.                словесные (рассказ, беседа),  самостоятельная работа учащихся.

Оборудование и средства:

1)    мультимедийный экран

2)    персональный компьютер

3)    реактивы для проведения качественной реакции на сульфид-анион

4)    учебник

Ход урока

 

I Организационный момент (2 мин.)

 

- прием рапорта от дежурного;

- приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Не волнуйтесь, работайте как обычно.

 

II Повторение ранее изученного материала. Проверка домашнего задания

(10 мин.)

? 


Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Мы узнали, что сера – простое вещество, изучили ее физические и химические свойства, аллотропные видоизменения, нахождение серы в природе.

Дома необходимо было рассмотреть предложенные реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Все ли справились с письменным заданием?

 

Проведение дифференцированной письменной работы (5-7 мин.)

1.     Помощники раздают задания по вариантам.

2.     Учащиеся отвечают на вопросы дифференцированной письменной работы.

3.     Взаимопроверка выполнения работы с одновременным представлением ответов на слайде.

Кто работал с уровнем В и С – поднимите руки.

Слайд №1

Идем дальше.

III Изучение нового материала (30 мин.)

 

Загадка

Я всюду есть – но понемножку,

Черню серебряную ложку.

Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу налицо

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит.

А еще помните строки у А.С. Пушкина, написанные в 1832 году в стихотворении «И далее мы пошли – и страх обнял меня»:

«… Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный,

       Как будто тухлое разбилося яйцо…»

?О каком соединении упоминает Пушкин в отрывке этого стиха?

А как вы догадались, что это сероводород?

А что пока неизвестно вам из свойств сероводорода?

 

Итак, тема урока сегодня – сероводород (открываю доску).

Записываем в тетради тему «Сероводород. Сульфиды».

Слайд №2

 

Задачи урока:                                                                                              Слайд №3

 

1.     Изучить состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;

2.     Проследить причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;

3.     Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;

4.     Закрепить умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

5.     Содействовать развитию грамотности учащихся.

 

План рассмотрения данной темы на доске.

По мере изучения темы мы будем вести конспект.

 

1. Нахождение в природе

Слайд №4

Сероводород достаточно часто встречается в природе. А где именно, нам расскажет (выступление учащегося)

- Сероводород встречается всюду, где происходит разложение и гниение растительных и, особенно, животных останков, под действием микроорганизмов.

Некоторые фотосинтезирующие бактерии, например зеленые серные бактерии, для которых сероводород – питательное вещество, выделяют элементарную серу – продукт окисления сероводорода.

В нашей стране сероводород встречается на Кавказе в серных минеральных источниках. Вблизи Минеральных Вод есть единственный в России и в мире уникальный по химическому составу сероводородный источник, вернувший здоровье многим людям. (Известны курорты г. Пятигорск, Ессентуки, Мацестинские источники.

Источники используют для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний. Сероводород раздражает нервные окончания кожи, расширяя мелкие кровеносные сосуды, улучшая кровообращение в тканях, т.е. производит их питание. Также он нормализует артериальное давление, нервную систему, улучшает работу сердца.

- Сероводород встречается в составе вулканических газов.

- В растворенном состоянии поддерживается в водах Черного моря.

 

2. Получение сероводорода (см. в учебнике)

Слайд №5

Сероводород получают:

- в лабораторных условиях при взаимодействии сульфида железа (II) с соляной кислотой H2SO4

FeS + H2SO4 = Fe SO4 + H2S

-       Пропуская водород над расплавленной серой

H2 + S = H2S

-       Взаимодействие сульфида алюминия с водой (наиболее чистый сероводород)

Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2S

-       При нагревании смеси парафина и серы

C20H42 + 21S = 21H2S + 20C

Однажды на лекции демонстрировали опыт: плавление серы в пробирке. Вдруг все почувствовали отвратительный запах. Лекция была сорвана. Все оказалось просто: в пробирку с серой попали кусочки парафина с пробковой крышки склянки, в которой хранился порошок серы. При нагревании этой смеси выделился сероводород.

Если нагрев прекратить, то реакция останавливается и сероводород не выделяется. Этот факт удобно использовать в учебных лабораториях.

 

 

А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.

 

 

3 Строение сероводорода

Слайд №6

 

Давайте рассмотрим строение сероводорода (вид химической связи, тип кристаллической решетки).

?Вы знаете, что от состав и строения зависят свойства веществ.

Какие физические свойства вы предполагаете, исходя из строения (МКР)?

Это:                                                                                                         Слайд №7

- газ;

- с низкой температурой плавления (-820С) и температурой кипения (-600С);

- бесцветный;

- с запахом тухлых яиц и сладковатым вкусом;

- мало растворим в воде (хорошо растворяется в спирте);

             (в 1 объеме воды растворяется 2,4 объема сероводорода)

(Этот раствор называют сероводородной водой или сероводородной кислотой)

- тяжелее воздуха;

- ЯДОВИТ!

Даже один вдох чистого сероводорода ведет к потере сознания из-за паралича дыхательного центра. Сероводород способен взаимодействовать с ионами железа, входящими в гемоглобин крови.

Слайд №?8

 

Возникает проблема: полезен или вреден сероводород?

Сероводород ядовит, но существуют сероводородные лечебные источники.

Эту проблему мы должны решить к концу урока.

 

4 Химические свойства сероводорода

Слайд №9

а) горит голубоватым пламенем (при температуре 2500 – 3000С)

2H2S-2 + 3O20 = 2S+4O2 + 2H2O

(краткий разбор ОВР)

б) при недостатке кислорода

2H2S + O2 = 2S0↓+ 2H2O

(восстановитель)

Какие свойства проявляет сероводород в этих реакциях?

Разбор

При растворении в воде образуется сероводородная кислота.

?Дайте характеристику этой кислоте                                                Слайд №10

- слабая;

- двухосновная;

- бескислородная.

Диссоциация проходит в две ступени:

 

I    H2SH+ + HS-  (образуется гидросульфид-ион)

 

II   HS-H+ + S2- (по второй ступени диссоциация практически не протекает)

? 


Какие соли образует сероводородная кислота?

1)    средние (сульфиды) – Na2S

2)    кислые (гидросульфиды) – NaHS

 

?Сероводородная кислота обладает общими свойствами кислот. Какими?

Взаимодействие с основаниями, основными оксидами, солями

 

Запишем УХР взаимодействия сероводородной кислоты с гидроксидом натрия.

H2S + 2NaOH(изб) → Na2S + 2H2O

H2S(изб) + 2NaOH → NaHS + 2H2O                              Слайд №11

 

УХР с основными оксидами и солями записать дома.

 

?Предложите реакция для обнаружения сульфид-аниона S2-             

Проведите лабораторный опыт в подтверждение.                             Слайд №12

Запишите УХР в молекулярном и ионном виде.

 

Многие сульфиды нерастворимы в воде и окрашены:

- PbS – черный цвет;                                                            Слайд №13

- CuS – черный цвет;

- AgS – черный цвет (изделия из серебра при длительном хранении в присутствии сероводорода в воздухе чернеют);

- ZnS – белый цвет;

- MgS – розовый цвет.

Сероводород и сероводородная кислота используются в аналитической химии для осаждения тяжелых металлов.

 

?Давайте вернемся к нашей проблеме.

Полезен или вреден сероводород?

 

5 Применение сероводорода

Слайд № 14

Сероводород из-за своей токсичности находит ограниченное применение.

- В аналитической химии сероводород и сероводородная вода используются как реагенты для осаждения тяжёлых металлов, сульфиды которых очень слабо растворимы.

- В медицине - в составе природных и искусственных сероводородных ванн, а также в составе некоторых минеральных вод.

- Сероводород применяют для получения серной кислоты, элементной серы, сульфидов.

- Окрашенные сульфиды служат основой для изготовления красок. Они же используются в аналитической химии.

- Сульфиды калия, стронция и бария используются в кожевенном деле для удаления шерсти со шкур перед их выделкой.

- В последние годы рассматривается возможность использования сероводорода, накопленного в глубинах Чёрного моря, в качестве энергетического (сероводородная энергетика) и химического сырья

 

?Все ли теперь понятно о загадке сероводорода?

Высказывания учащихся

 

Почему сероводород не накапливается в больших количествах в природе?

(он окисляется кислородом воздуха до серы элементарной)

 

6 Заключительная часть (3 мин.)

Слайд № 15

Что нового для себя мы узнали на уроке?

Что практически можно применить в жизни?

Ответы учащихся

 

Домашнее задание: §11, упр. 2, 3 стр. 34

 

Творческое задание (по желанию): Почему художественные картины старых мастеров со временем темнеют и теряют первоначальную яркость? Каким способом реставраторы обновляют эти картины?

 

Загрязнение атмосферы вызывает почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых входят свинцовые белила. Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуются в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в PbS. Свинцовые белила – это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя сульфид свинца (II), соединение чёрного цвета:

PbCO3+H2S = PbS↓ + CO2 + H2O

При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода происходит реакция:

PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O,

при этом образуется сульфат свинца (II), соединение белого цвета.

Таким образом реставрируют почерневшие масляные картины.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии "Сероводород. Сульфиды" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: 1.Изучить состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов; 2.Проследить причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ; 3.Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека; 4.Закрепить умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; 5.Содействовать развитию химической грамотности учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 895 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.02.2020 1626
    • DOCX 59.4 кбайт
    • 58 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бунька Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бунька Ирина Сергеевна
    Бунька Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76245
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 389 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 328 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 141 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Windows для начинающих: файлы, папки, текстовые документы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека