Урок «Сероводород.
Сульфиды»
(9 класс)
Цели урока:
Образовательные:
–
Рассмотреть состав, строение и свойства сероводорода.
-
Научиться
писать уравнения реакций, характеризующие свойства сероводорода и качественные
реакции на сульфиды.
–
Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.
Развивающие:
- Уметь применять
полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств
веществ.
- Уметь применять
дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: а) экологически грамотного поведения в окружающей среде; б)
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
Воспитательные:
–
Бережное отношение учащихся к окружающей среде и своему здоровью.
-
Воспитание
умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.
Задачи урока:
1. Изучить
состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;
2. Проследить
причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;
3. Рассмотреть
влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;
4. Закрепить
умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения
окислительно-восстановительных процессов;
5. Содействовать
развитию химической грамотности учащихся.
Межпредметные связи: Связь химии с другими науками: биологией, географией,
математикой, медициной и литературой.
Тип урока: изучение
новой темы.
Элементы педагогических технологий: дифференцированного обучения, проблемного обучения, ИКТ,
игровых технологий.
Методы:
I.
репродуктивный, частично-поисковый.
II.
словесные (рассказ, беседа), самостоятельная
работа учащихся.
Оборудование и средства:
1) мультимедийный экран
2) персональный компьютер
3) реактивы для проведения качественной реакции на сульфид-анион
4) учебник
Ход урока
I Организационный
момент (2 мин.)
- прием рапорта от дежурного;
- приветствие
Здравствуйте,
ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Не волнуйтесь, работайте как
обычно.
II Повторение ранее
изученного материала. Проверка домашнего задания
(10 мин.)
Давайте вспомним,
что мы изучали на прошлом уроке.
Мы узнали, что
сера – простое вещество, изучили ее физические и химические свойства,
аллотропные видоизменения, нахождение серы в природе.
Дома необходимо
было рассмотреть предложенные реакции в свете представлений об
окислительно-восстановительных процессах.
Все ли справились
с письменным заданием?
Проведение
дифференцированной письменной работы (5-7 мин.)
1. Помощники
раздают задания по вариантам.
2. Учащиеся
отвечают на вопросы дифференцированной письменной работы.
3. Взаимопроверка
выполнения работы с одновременным представлением ответов на слайде.
Кто работал с уровнем
В и С – поднимите руки.
Слайд №1
Идем дальше.
III Изучение нового
материала (30 мин.)
Загадка
Я всюду
есть – но понемножку,
Черню
серебряную ложку.
Когда
испорчено яйцо,
Я тоже
сразу налицо
Я отбиваю
аппетит
И очень
сильно ядовит.
А еще помните строки у А.С.
Пушкина, написанные в 1832 году в стихотворении «И далее мы пошли – и страх
обнял меня»:
«… Тогда
услышал я (о, диво!) запах скверный,
Как
будто тухлое разбилося яйцо…»
О каком
соединении упоминает Пушкин в отрывке этого стиха?
А как вы догадались, что это сероводород?
А что пока неизвестно вам из
свойств сероводорода?
Итак, тема урока сегодня –
сероводород (открываю доску).
Записываем в тетради тему «Сероводород.
Сульфиды».
Слайд №2
Задачи урока:
Слайд №3
1. Изучить
состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;
2. Проследить
причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;
3. Рассмотреть
влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;
4. Закрепить
умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения
окислительно-восстановительных процессов;
5. Содействовать
развитию грамотности учащихся.
План рассмотрения данной темы на
доске.
По мере изучения темы мы будем
вести конспект.
1. Нахождение в
природе
Слайд №4
Сероводород
достаточно часто встречается в природе. А где именно, нам расскажет (выступление
учащегося)
- Сероводород встречается всюду,
где происходит разложение и гниение растительных и, особенно, животных
останков, под действием микроорганизмов.
Некоторые
фотосинтезирующие бактерии, например зеленые серные бактерии, для которых сероводород
– питательное вещество, выделяют элементарную серу – продукт окисления
сероводорода.
В нашей стране
сероводород встречается на Кавказе в серных минеральных источниках. Вблизи
Минеральных Вод есть единственный в России и в мире уникальный по химическому
составу сероводородный источник, вернувший здоровье многим людям. (Известны
курорты г. Пятигорск, Ессентуки, Мацестинские источники.
Источники используют
для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой
системы, кожных заболеваний. Сероводород раздражает нервные окончания кожи,
расширяя мелкие кровеносные сосуды, улучшая кровообращение в тканях, т.е.
производит их питание. Также он нормализует артериальное давление, нервную
систему, улучшает работу сердца.
- Сероводород встречается в составе
вулканических газов.
- В растворенном состоянии
поддерживается в водах Черного моря.
2. Получение
сероводорода
(см. в учебнике)
Слайд №5
Сероводород получают:
- в лабораторных условиях при
взаимодействии сульфида железа (II) с соляной кислотой H2SO4
FeS + H2SO4 = Fe SO4 + H2S
- Пропуская
водород над расплавленной серой
H2 + S = H2S
- Взаимодействие
сульфида алюминия с водой (наиболее чистый сероводород)
Al2S3
+ 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2S
- При
нагревании смеси парафина и серы
C20H42 + 21S = 21H2S + 20C
Однажды на лекции
демонстрировали опыт: плавление серы в пробирке. Вдруг все почувствовали
отвратительный запах. Лекция была сорвана. Все оказалось просто: в пробирку с
серой попали кусочки парафина с пробковой крышки склянки, в которой хранился
порошок серы. При нагревании этой смеси выделился сероводород.
Если нагрев
прекратить, то реакция останавливается и сероводород не выделяется. Этот факт
удобно использовать в учебных лабораториях.
А сейчас
мы проведем небольшую физкультминутку.
3 Строение
сероводорода
Слайд №6
Давайте рассмотрим
строение сероводорода (вид химической связи, тип кристаллической решетки).
Вы знаете, что от состав и строения
зависят свойства веществ.
Какие физические
свойства вы предполагаете, исходя из строения (МКР)?
Это:
Слайд №7
- газ;
- с низкой
температурой плавления (-820С) и температурой кипения (-600С);
- бесцветный;
- с запахом тухлых
яиц и сладковатым вкусом;
- мало растворим в
воде (хорошо растворяется в спирте);
(в 1
объеме воды растворяется 2,4 объема сероводорода)
(Этот раствор
называют сероводородной водой или сероводородной кислотой)
- тяжелее воздуха;
- ЯДОВИТ!
Даже один вдох
чистого сероводорода ведет к потере сознания из-за паралича дыхательного
центра. Сероводород способен взаимодействовать с ионами железа, входящими в
гемоглобин крови.
Слайд №8
Возникает
проблема:
полезен или вреден сероводород?
Сероводород
ядовит, но существуют сероводородные лечебные источники.
Эту проблему мы должны
решить к концу урока.
4 Химические
свойства сероводорода
Слайд №9
а)
горит голубоватым пламенем (при температуре 2500 – 3000С)
2H2S-2 + 3O20 = 2S+4O2 + 2H2O
(краткий
разбор ОВР)
б)
при недостатке кислорода
2H2S + O2 = 2S0↓+ 2H2O
(восстановитель)
Какие
свойства проявляет сероводород в этих реакциях?
Разбор
При
растворении в воде образуется сероводородная кислота.
Дайте характеристику этой кислоте
Слайд №10
-
слабая;
-
двухосновная;
-
бескислородная.
Диссоциация
проходит в две ступени:
I H2S → H+ + HS-
(образуется гидросульфид-ион)
II HS- ↔ H+ + S2- (по
второй ступени диссоциация практически не протекает)
Какие соли
образует сероводородная кислота?
1) средние
(сульфиды) – Na2S
2) кислые
(гидросульфиды) – NaHS
Сероводородная кислота обладает
общими свойствами кислот. Какими?
Взаимодействие с
основаниями, основными оксидами, солями
Запишем УХР
взаимодействия сероводородной кислоты с гидроксидом натрия.
H2S + 2NaOH(изб) → Na2S
+ 2H2O
H2S(изб) + 2NaOH → NaHS +
2H2O Слайд №11
УХР с основными
оксидами и солями записать дома.
Предложите реакция для обнаружения
сульфид-аниона S2-
Проведите
лабораторный опыт в подтверждение. Слайд №12
Запишите УХР в
молекулярном и ионном виде.
Многие сульфиды
нерастворимы в воде и окрашены:
- PbS – черный
цвет; Слайд №13
- CuS – черный
цвет;
-
AgS – черный
цвет (изделия из серебра при длительном хранении в присутствии сероводорода в
воздухе чернеют);
- ZnS – белый
цвет;
- MgS – розовый
цвет.
Сероводород и
сероводородная кислота используются в аналитической химии для осаждения тяжелых
металлов.
Давайте вернемся к
нашей проблеме.
Полезен или вреден
сероводород?
5 Применение
сероводорода
Слайд № 14
Сероводород из-за
своей токсичности находит ограниченное применение.
- В аналитической
химии сероводород и сероводородная вода используются как реагенты для осаждения
тяжёлых металлов, сульфиды которых очень слабо растворимы.
- В медицине - в
составе природных и искусственных сероводородных ванн, а также в составе
некоторых минеральных вод.
- Сероводород
применяют для получения серной кислоты, элементной серы, сульфидов.
- Окрашенные
сульфиды служат основой для изготовления красок. Они же используются в
аналитической химии.
- Сульфиды калия,
стронция и бария используются в кожевенном деле для удаления шерсти со шкур
перед их выделкой.
- В последние годы
рассматривается возможность использования сероводорода, накопленного в глубинах
Чёрного моря, в качестве энергетического (сероводородная энергетика) и
химического сырья
Все ли теперь понятно о загадке
сероводорода?
Высказывания
учащихся
Почему сероводород
не накапливается в больших количествах в природе?
(он окисляется кислородом
воздуха до серы элементарной)
6 Заключительная
часть (3 мин.)
Слайд № 15
Что нового для
себя мы узнали на уроке?
Что практически
можно применить в жизни?
Ответы
учащихся
Домашнее
задание:
§11, упр. 2, 3 стр. 34
Творческое
задание (по желанию): Почему художественные картины старых
мастеров со временем темнеют и теряют первоначальную яркость? Каким способом
реставраторы обновляют эти картины?
Загрязнение атмосферы вызывает
почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых
входят свинцовые белила. Одной из основных причин потемнения художественных
картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько
веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуются в небольших
количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.)
превращаются в PbS. Свинцовые
белила – это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он
реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя
сульфид свинца (II),
соединение чёрного цвета:
PbCO3+H2S = PbS↓ + CO2 + H2O
При обработке сульфида свинца (II)
пероксидом водорода происходит реакция:
PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O,
при этом образуется сульфат свинца
(II),
соединение белого цвета.
Таким образом реставрируют
почерневшие масляные картины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.