ГРАДУСНАЯ СЕТКА.
Цель урока: -дать знания о
градусной сетке на глобусе и
географической
карте, о различии изображения на них
меридианов и
параллелей.
-развить
умение работы с картами;
-сформировать
представление о параллелях и меридианах;
-обобщить
материалы изученные в ходе прошлых уроков;
-развить
интерес изучаемого предмета.
Оборудование: атласы, физ.карта мира и России.
Ход урока.
I. Организация
учащихся на урок.
II.Проверка домашнего
задания.
Устный опрос.
-Что такое географическая карта?
Объясните существенные признаки этого
понятия.
-Какое значение имеют
план и карта в практической деятельности человека?
-На карте какого масштаба территория
уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?
-Объясните свою точку зрения, исходя из
определения понятия «масштаб».
Остальным учащимся предлагается задание по отгадыванию кроссворда
«Глобус и географическая карта».
По вертикали:
1. Модель
земного шара с очертаниями суши и водных пространств.
2. Окружность,
условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.
4. Параллель, проводимая на земном шаре на
одинаковых расстояниях от обоих полюсов.
По горизонтали:
2. Точки на
земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось
Земли.
3.
Одна трехсотшестидесятая часть окружности.
5. Условно принятая линия на
поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая
экватор под прямым углом.
III. Изучение нового материала.
В отличие от плана местности
карта покрыта сетью тонки- линий: меридианами и параллелями.
Меридианом называют
кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от
одного полюса к другому.
От Северного полюса до Южного проходят
линии все равные - окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье
указали: север—юг.
Параллелями называют
линии, условно проведенные по: поверхности Земли параллельно
экватору.
Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая - это точка полюс.
Все с востока тянутся
на запад,
И по ним к широтам ведут поиск.
Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают
на следующие вопросы:
+Какое направление на земной поверхности показывает
меридиан?
+В
переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия».
Как можно объяснить такое название" (Отвечая на эти вопросы, учащиеся
используют рис.25).
+Можно
ли провести меридиан в классе? Как определить направления?
С.П.
С.П.
Ю.П. Ю.П.
Определение направлений по
меридианам и параллелям.
Параллель как и меридиан можно
провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель
перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к
северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут
направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 22). По меридианам и
параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.
Градусная сетка на глобусе
и картах.
На глобусах и картах меридианы
и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100
или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических
картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.
IV Закрепление.
1)Устно заполняем таблицу
1 на стр.39
2)Можно ли, выйдя на местность,
увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель?
3)В классе при включенных лампах
(лампы освещения)определите местонахождение условленного севера и юга.
V. Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.