Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Физика / Урок по физике для 8 класса "Агрегатные состояния вещества"

Урок по физике для 8 класса "Агрегатные состояния вещества"

Открытый урок по физике 8 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме:

« Изменение агрегатных состояний»

Незнающие пусть научаться,

а знающие пусть вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Цели:

  • Развивающая: умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;

  • Обучающая: систематизация и повторение основных понятий и формул раздела «Агрегатные состояния вещества»; закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела «Агрегатные состояния вещества» с помощью решения задач; обеспечение усвоения формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;

  • Воспитательная: развитие познавательного интереса к физике, расширение кругозора.

Задачи урока

  • Обобщить, систематизировать, закрепить знания, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;

  • Сформировать умение решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;

  • Развивать память, логическое мышление, приемы умственной деятельности;

  • Приучать учеников к аккуратности при решении задач, построении графиков; уверенности в собственных силах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, модели твердого тела, жидкости, газа, кристаллические решетки, кристаллы, мерный стакан, колба, воздушный шарик.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент .
II. Повторение теоретических вопросов, формул темы: «Агрегатные состояния вещества» .
III. Закрепление некоторых понятий.

IV. Самостоятельная работа в форме теста.

V. Решение задач
1. Исследование графика процессов

2. Обсуждение решения некоторых задач.

3. Задача на уравнение теплового баланса.

VI. Общий итог , оценки.

VII. Постановка домашнего задания.

I. Организационный момент.

На предыдущих урока мы изучали агрегатные состояния вещества.

Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации.

Знания, которые вы получили при изучении темы, мы будем применять при решении задач, объяснении явлений, происходящих в природе, при работе с таблицами.

II. Повторение теоретических вопросов, формул темы: «Агрегатные состояния вещества»

Ребята, мы живем в мире полей и веществ. В природе существует разные агрегатные состояния.

Сколько вы знаете агрегатных состояний вещества?

Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из 3 агрегатных состояний вещества.

Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

1. Твердое тело.

Свойства твердых тел объясняются тем, что молекулы расположены почти вплотную друг к другу, поэтому велико взаимодействие между молекулами. Молекулы упорядочены в кристаллической решетке.

Твердое тело имеет собственную форму и объем.

Атомы совершают колебания около определенного положения равновесия (в узлах кристаллической решетки).

А молекулы одного вещества в разных агрегатных состояниях, какие? (одинаковые) Перед вами модель какого агрегатного состояния? (модель твердого тела)

Примеры: кристаллическая решетка, кристаллы.

2. Жидкое состояние.

Свойства жидкостей объясняются тем, что расстояние между молекулами жидкости меньше размеров молекул, поэтому объем постоянен. Жидкость несжимаема. Но молекулы очень подвижны, обладают текучестью.

Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Пример: подкрашенную воду перелить из мерного стакана в колбу.

3. Газообразное состояние.

Свойства газов объясняются тем, что расстояния между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Молекулы перемещаются по всему объем, сталкиваясь друг с другом.

Легко меняют форму и объем тела.

Пример: воздушный шарик наполнить воздухом, изменить форму, объем.

Агрегатное состояние вещества может изменяться. Перечислите процессы, при которых вещество переходит из одного агрегатное состояние вещества в другое.

Плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла.

Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристалли­зацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.

Процесс превращения жидкости в пар называется парообразованием. Это тоже требует количества теплоты извне.

Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией.

Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой.

Десублимацияпроцесс обратный сублимации. При этом вещество из газообразного состояния сразу пере­ходит в твердую фазу.

Существует еще 2 способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.

Испарение - процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости.

Кипение - процесс парообразования, происходящий по всему объе­му жидкости при постоянной температуре.

hello_html_m326a1f31.png

Назовите табличные величины, которые входят в формулы для расчета количества теплоты?

Какие процессы они харакетеризуют? с,q, L, λ.

III. Закрепление понятий:

1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Курины, кровли и забор,
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”.

Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.

2. Е. Баратынский “Весна”.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

4. Иван Суриков “Золилась заря”

От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

5. Из стихотворения «Метель»

Все молчит,- лучина с треском Лишь горит багровым блеском, Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? Почему лучина горит с треском?

Ответ: При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.

IV. Самостоятельная работа в форме теста.

Взяли карточку -1 . Задание - График изменения агрегатных состояний воды.

Вам необходимо выбрать один вариант ответа. Правильный вариант только один! Решаете самостоятельно.

Фамилия: Тест

1. Какую температуру имело тело в начале?

А) -100 С; Б) -50 С; В) 100 С; Г) 50 С; Д) 0 С.

2. Какой процесс описывается отрезком АB?

А) нагревание; Б) охлаждение;

В) плавление; Г) отвердевание.

3. Какой процесс описывается отрезком ВC?

А) нагревание; Б) охлаждение;

В) плавление; Г) отвердевание.

4. При какой температуре начался процесс плавления тела?

А) 50 С; Б) 100 С; В) 0 С; Г) -100С; Д) -50 С.

5. Сколько времени длился процесс плавления?

А) 8 мин; Б) 3 мин; В) 4 мин; Г) 6 мин; Д) 2 мин.

Ответы: 1-Б; 2-А; 3-В; 4-В; 5-Б. Оценивание: 5 ответов - 5, 4 ответа - 4, 3 ответа – 3, ниже- 2.

Два человека проверяют тесты, с остальными проверка устная.

V. Решение задач
1. Исследование графика процессов

На рисунке изображен график для воды.

hello_html_44770b0.gif



  • Каким процессам соответствуют участки графика АВ, СD, EF, GH?

  • Какие участки графика соответствуют изменению агрегатного состояния вещества?

  • На каких участках вещество получало энергию, на каких отдавало?

  • Сравнить внутреннюю энергию молекул в точке А, В, Е, F?

  • Какое количество теплоты необходимо сообщить телу на участке AВ, ВС, СD, DE?


2. Задачи:

  1. Железная заготовка, охлаждаясь от температуры 800 С до 0 С, растопила лед массой 3 кг, взятый при 0 С. Какова масса заготовки, если вся энергия, выделенная ею, пошла на плавление льда?

  2. На сколько изменится температура воды объемом 100 л, если считать, что вся теплота, выделяемая при сжигании древесного угля массой 0,5 кг, пойдет на нагревание воды?

  3. Какое количество теплоты выделиться при отвердевании 2 л воды, взятой при температуре 10 С ?

  4. Какое количество теплоты необходимо для плавления 200 г алюминия при температуре 58 С ?

  5. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 500 г воды с начальной температурой 25 С довести до кипения и 500 г ее превратить в пар?



VI. Общий итог, оценки

На сегодняшнем уроке мы повторили основные понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), повторили формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации и применили их к решению задачи;


VII. Постановка домашнего задания: задачи из ОК.








7



  • Физика
Описание:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Агрегатные состояния вещества".

Задачи урока

  • Обобщить, систематизировать, закрепить знания, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;
  • Сформировать умение решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;
  • Развивать память, логическое мышление, приемы умственной деятельности;
  • Приучать учеников к аккуратности при решении задач, построении графиков; уверенности в собственных силах.
Автор Полесская Яна Николаевна
Дата добавления 11.05.2017
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1897
Номер материала MA-071223
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы