Инфоурок Другое КонспектыУрок по электротехнике "Электропроводимость"

Урок по электротехнике "Электропроводимость"

Скачать материал

тема  Электропроводимость веществ.

Цель урока: разъяснить физическую природу электрической проводимости  веществ с точки зрения электронной теории; привить интерес к науке физике: история открытий, классические опыты и учёные-физики; воспитывать самостоятельность, ответственное отношение  к учёбе, стремление к самообразованию.

 

План урока:

 

  1. Объяснение нового материала по опорному конспекту.
  2. Сообщение  об авторах открытий, описание опытов.
  3. Продолжение лекции.
  4. Работа у доски с логической цепочкой, вписывание формул.
  5. Объяснение графиков с ВАХ двух металлов: различия, вывод.
  6. Разбор и решение задачи по предложенному алгоритму.
  7. Оценки.
  8. Домашнее задание.

 

Материалы и оборудование: раздаточный материал с опорным конспектом и алгоритмом решения задачи, компьютер, доска.

Ход урока:

 

1.        Объяснение нового материала (лекция):

 

1)      Электрическая проводимость представляет собой способность веществ проводить электрический ток под действием внешнего электрического поля. Обозначается σ=1/ρ. Единица измерения (Ом*м)-1.

По физической природе зарядов – носителей электрического тока электропроводность подразделяют на:

а) электронную (чисто электронную, чисто дырочную и электронно-дырочную);

б) ионную (катионную, анионную, смешанную анионную и катионную);

в) смешанную (электронно-ионную).

 

2)      Для каждого вещества при заданных условиях характерна определённая зависимость силы тока от разности потенциалов (ВАХ).

 

3)      По удельному сопротивлению вещества принято делить на:

а) проводники ( ρ <10-6 Ом*м),

б) диэлектрики ( ρ >108 Ом*м),

в) полупроводники ( 108 Ом*м > ρ > 10-6 Ом*м).

 Однако такое деление условно, так как под воздействием ряда факторов (нагревание, облучение, примеси) удельное сопротивление веществ и их вольт-амперная характеристика изменяются, и иногда очень существенно.

 

4) Поговорим подробнее о проводимости металлов.

 1: опыт К.Рикке (1901 год):

Три предварительно взвешенных цилиндра (два медных и один алюминиевый) Рикке сложил отшлифованными торцами так, что алюминиевый оказался между медными. Затем цилиндры были включены в цепь постоянного тока: через них в течение года проходил большой ток (ток, питавший городскую трамвайную сеть). За это время через цилиндры прошёл электрический заряд, равный приблизительно 3,5 млн Кл. Вторичное взвешивание цилиндров, показало, что масса цилиндров в результате опыта не изменилась. При исследовании соприкасавшихся торцов под микроскопом было установлено, что имеются лишь незначительные следы проникновения металлов, которые не превышают результатов обычной диффузии атомов в твёрдых телах. Результаты опыта свидетельствовали о том, что в переносе зарядов в металлах ионы не участвуют.

 2: опыты Мандельштама Л.И. и Папалекси Н.Д. (1913 год – Советский Союз) и Т.Стюарт и Р.Толмен (1916 год - США):

Суть опытов сводится к тому, что на катушку наматывают проволоку, концы которой припаивают к двум металлическим дискам, изолированным друг от друга. К концам дисков при помощи скользящих контактов присоединяют гальванометр. Катушку приводят в быстрое движение, а затем резко останавливают. После резкой остановки катушки свободные заряженные частицы некоторое время движутся относительно проводника по инерции и, следовательно, в катушке возникает электрический ток. Ток существует незначительное время, так как из-за сопротивления проводника заряженные частицы тормозятся и упорядоченное движение частиц, образующее ток, прекращается. Направление тока говорит о том, что он создаётся движением отрицательно заряженных частиц. В этих опытах учёным удалось измерить удельный заряд частиц, создающих ток. Он оказался равным 1,8*1011 Кл/ кг. Эта величина совпадает с отношением заряда электрона к его массе  е/m, найденным ранее из других опытов.

3.Ом Георг Симон (1787-1854) немецкий физик. Работал школьным учителем. Он открыл закон зависимости силы тока от напряжения для участка цепи, а также закон, определяющий силу тока в замкнутой цепи. Чувствительный прибор для измерения силы тока он изготовил сам. В качестве источника напряжения Ом использовал термопару: два спаянных вместе проводника из различных металлов. Увеличивая разность температур спаев, Ом менял напряжение, которое пропорционально этой разности температур. Кроме того Ом нашёл зависимость сопротивления проводника от длины и площади его поперечного сечения.

 (продолжение лекции):

5. Основы электронной теории электропроводности металлов.

На основе этих и других опытов П.Друде в 1900 году создал теорию электропроводности металлов, в основе которой лежат следующие допущения:

а) свободные электроны в металле ведут себя как молекулы идеального газа; «электронный газ» подчиняется законам идеального газа;

б) движение свободных электронов в металле подчиняется законам классической механики Ньютона;

в) свободные электроны в процессе их хаотического движения сталкиваются не между собой (как молекулы идеального газа), а с ионами кристаллической решётки;

г) при столкновениях электронов с ионами электроны передают ионам свою кинетическую энергию полностью.

6. Вывод закона Ома из электронной теории.

Надо сказать, что теория П.Друде – весьма упрощённое представление об электронной проводимости в металле как об идеальном электронном газе, потому что она:

 во-первых, не раскрывает природу зависимости электрического сопротивления от абсолютной температуры,

 во-вторых, классическая механика Ньютона также не может здесь применяться, иначе по закону сохранения энергии (m*v2/2=3*k*T/2) мы получим температуру порядка 105 – 106 К. Такая температура существует внутри звёзд, а движение электронов в металле подчиняется законам квантовой механики.

 Тем не менее, используя эту теорию, можно теоретически получить основной закон, связывающий силу тока в металлическом проводнике с напряжением на его концах.

Электроны под влиянием постоянной силы, действующей на них со стороны электрического поля, приобретают определённую скорость упорядоченного движения. Эта скорость в дальнейшем со временем не увеличивается, так как со стороны ионов кристаллической решётки на электроны действует некоторая тормозящая сила. В результате получаем такую логическую цепочку взаимосвязанных физических величин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, сила тока пропорциональна разности потенциалов на концах проводника

 

 

 

 

 

 

I~U. В этом состоит качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов.

7. Вольт-амперная характеристика металлов.

1

 
 Вольт-амперная характеристика металлов выглядит как прямая линия, исходящая из начала координат с определённым углом наклона к оси напряжений, зависящим от сопротивления проводника:

I

 

R1

 
ctg α = U/ I = R.

α

 

2

 

R2

 

0

 

U

 
R2>R1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Закрепление знаний, умений, навыков.

Решение задачи:

Катушка намотана из медного провода массой 1 кг и сечением 0,1 мм2. Разность потенциалов на её концах 110 В. Определите скорость дрейфа электронов проводимости и среднюю силу, с которой электрическое поле действует на один электрон. Сравните скорость дрейфа электронов со скоростью распространения электромагнитного взаимодействия в вакууме.

 

Решение:

1)      формула для силы тока, определяемой электрическим зарядом, переносимым через поперечное сечение проводника за единицу времени :I=…

2)      по закону Ома сила тока I=…

3)      формула для сопротивления проводника, выраженного через удельное сопротивление и геометрические размеры проводника R=…

 

 
Алгоритм решения задачи:

 

СИ:

m(Cu)= 1,06*10-25 кг

 
Дано:

 

m=1 кг

S= 0,1 мм2

U=110 B

ρус=1,7*10-2 Ом*мм2

4) формула для расчёта длины проводника, выраженной через объём и площадь поперечного сечения проводника l=…

5) формула для расчёта объёма проводника, выраженного через массу и плотность меди V=…

6)формула для расчёта концентрации электронов n=….,

где N – число электронов в указанной массе медного провода (считаем медь одновалентной), N=…

7) подставляя в формулу для v все перечисленные данные, получаем v=…

8)сравним v  со скоростью с.

9) сила, действующая на заряд со стороны электрического поля с напряжённостью Е, равна F=

 
m(Cu)=64 а.е.м.

|е|=1,6*10-19 Кл

с=3*108м/с

NA=6,02*1023 моль-1

ρпл= 8,9*103 кг/м3

 


v=?

F=?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение. Опорный конспект по теме: «Электрическая проводимость различных веществ».

 

 

Проводники

металлы

жидкие

полупроводники

газы

1.Свободные носители элект-рического заряда

электроны

ионы

Электроны+дырки

Ионы+электроны

2. Вольт-амперная характеристика

I

 

 

                           U

I

 

 

                             U

 

         I

 

          0                    U

 I

 

 

 

                             U

3.Прохождение электрического тока по проводнику

Не сопровождается переносом вещества

Сопровождается переносом вещества

Не сопровождается переносом вещества

Сопровождается переносом вещества.

4.Удельное сопротивление вещества

ρ<10-6 Ом* м

….

 10-6<ρ< 108Ом*м

В обычных усло-виях газы – диэ-лектрики с ρ>108 Ом*м

5.Зависимость сопротивления от температуры

ρ

 

ρ0

  0                           T

ρ

 

 

  0                           T

ρ

 

 

0                             T

ρ

 

 


 0                            T

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по электротехнике "Электропроводимость""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

тема Электропроводимость веществ.Цель урока: разъяснить физическую природу электрической проводимости веществ с точки зрения электронной теории; привить интерес к науке физике: история открытий, классические опыты и учёные-физики; воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к учёбе, стремление к самообразованию.План урока: Объяснение нового материала по опорному конспекту. Сообщение об авторах открытий, описание опытов. Продолжение лекции. Работа у доски с логической цепочкой, вписывание формул. Объяснение графиков с ВАХ двух металлов: различия, вывод. Разбор и решение задачи по предложенному алгоритму. Оценки. Домашнее задание. Материалы и оборудование: раздаточный материал с опорным конспектом и алгоритмом решения задачи, компьютер, доска.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 775 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 642
    • DOCX 25.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евтеева Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евтеева Ольга Сергеевна
    Евтеева Ольга Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86450
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе