Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок по биологии "Строение и функции листа" (7 класс)

Урок по биологии "Строение и функции листа" (7 класс)

hello_html_7bd604d3.gifhello_html_m14e05937.gifhello_html_7bd604d3.gifhello_html_m14e05937.gifРаздел: 7.2A Питание живых организмов

КГУ «Красносельская СШ»

Дата: 28.11.17

Ф.И.О. учителя: Шарая Е.А.

Класс: 7

Количество присутствующих: 10

отсутствующих:0

Тема урока

Строение и функции листьев. Внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Лист как специализированный орган фотосинтеза; испарение воды и газообмен.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

7.1.2.1 описывать внешнее и внутреннее строение листа и объяснить взаимосвязь между строением и функцией

Цели урока

знать все составные части листа и их функции;

выделять особенности внутреннего строения;

уметь объяснять взаимосвязь между строением и функциями листа.

Критерии оценивания

(дескрипторы )

Знает и описывает внешнее строение листа.

Анализирует функции и определяет соответствие их со структурой листа.

Объясняет взаимосвязь между строением и функцией и делает выводы.

Языковые цели


Учащиеся могут: называть составные части листа и их функции.

Предметная лексика:

Кожица, столбчатая ткань, губчатая ткань, черешок, листовая пластинка, устьица, замыкающие клетки, мякоть листа, воздушные полости

Серия полезных фраз

Листовая пластинка состоит из….

…… выполняет функции……

В связи с тем, что…….

Привитие

ценностей

Уважение друг к другу, честность, труд и творчество, сотрудничество через выполнение заданий.

Межпредметные

связи

Физика (через изучения процесса транспирации)

Навыки

использования

ИКТ

Презентация

Предварительные

знания

Знать вегетативные органы растений.



Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


5 мин















5 мин

Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Деление на группы.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему. Какую? Вы позже назовете сами. Для этого отгадайте загадку

Сидит зеленеет

Лежит пожелтеет

Упадет почернеет? ( лист)

Итак! Тема нашего урока:

Строение и функции листьев. Внутреннее строение листа.

(У) - Какие цели можно поставить к уроку?

- Проанализируйте свои знания в рассматриваемом вопросе по дереву Блоба. Определите, где вы сейчас находитесь?


Стадия вызова.

(У) -У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев.

(опережающее задание)

*Самые крупные рассечённые листья обнаружены на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию – индейцы Бразилии называли "птичья сковородка", потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1 мм.

(У) Несмотря на такое разнообразие все листья имеют одинаковое строение.



Листья различных

видов.










Презентация.

«Дерево Блоба»


Середина урока

5 мин

















10 мин


































































7 мин.




2 мин.






3 мин









5 мин.


Изучение новой темы.

(Г) Задание. Вы предварительно разделились на группы, каждая из которых будет рассматривать внешнее строение листьев по своим заданиям. Необходимо выбрать спикера, который используя метод «Автобусная остановка» будет рассказать изученный материал другим группам. Все должны внимательно слушать, т.к. затем нужно будет оценить работу каждой группы стикерами по дескрипторам.

Дескрипторы.

  1. Доступность изложения материала.

  2. Последовательность изложения материала.

  3. Правильность выполнения задания.


Зеленый стикер - материал изложен доступно, все понятно.

Желтый стикер - не весь материал изложен понятно.

Розовый стикер - все непонятно.


1 группа.

Прочитать материал в учебнике с. 103, рассмотреть рисунок 82. Познакомиться с составными частями листа и обозначить их на рисунке.

http://juicep.ru/wp-content/uploads/2016/09/6-12.jpg

Закончить предложение.

Листья с черешком называют …

Примеры …

Листья без черешка называют…

Примеры…


Дескрипторы для оценивания работы группы стикерами.

  1. Доступность изложения материала.

  2. Последовательность изложения материала.

  3. Правильность выполнения задания.


Зеленый стикер -
материал изложен доступно, последовательно, все понятно.
Желтый стикер -
не весь материал изложен последовательно, понятно.
Розовый стикер -
материал изложен непоследовательно, непонятно.

2 группа

Прочитать материал в учебнике с. 103-104, рассмотреть рисунки 83 – 84. Познакомиться с видами листьев, уметь характеризовать их и приводить примеры.

Закончить схему

Виды листьев

… ……

.


3 группа. Используя раздаточный материал и рисунок 88 учебника познакомиться с жилкованием листьев. Уметь приводить примеры.

Заполнить таблицу.


Жилкование листьев

Признаки

Примеры растений












Способ расположения жилок называют жилкованием листа. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое. Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым. У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным. В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.

ФО метод «Автобусная остановка» стикерами. Каждая группа сразу оценивает объяснение темы. Стикер выбранного цвета прикрепить к листу выполненной группой работы.

- Проанализируйте, почему вы так оценили работу группы?


Физминутка.


(У) Какую роль выполняют листья?

Значение листьев связанно с их внутренним строением, которое мы сейчас изучим.


(И) Задание 2 (дифференцированное).

- Вам представлены материалы и задания к ним различного уровня сложности. Уровень (А) - наименьший уровень сложности; Уровень (В) – средний уровень сложности, Уровень (С) - повышенной сложности.

Каждому необходимо выбрать один уровень, прочитать материал и выполнить задание к нему.

Уровень (А) Познакомиться со строением устьиц.

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться с внутренним строением листа.

Уровень (В) Изучить строение кожицы.

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться с внутренним строением листа.

Уровень (С) Познакомиться с основной тканью.

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться с внутренним строением листа.


ФО: самооценивание по правильному ответу методом «Мишень». Подсчитав количество правильных ответов, выбрать мишень в соответствии с количеством набранных баллов.

(Анализ)

Раздаточный материал.































































Стикеры

разных цветов












Раздаточный материал.

































«Мишень»

Конец урока

3 мин

Рефлексия.

(У) Оцените сейчас свои знания по дереву Блоба, определите свое место.

- Кто остался на первоначальном уровне?

- У кого уровень знаний повысился?

- Что было непонятно при изучении темы урока?

Спасибо всем за проведенный урок и тесное сотрудничество.


Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференцированные задания, ресурсы, взаимообучение. Оказание помощи слабоуспевающим учащимся с помощью дополнительного материала, или ответов, на возникающие вопросы.


Совместное обсуждение. Самооценивание по правильному ответу. Оценивание группы методом « Автобусная остановка»

ТБ в кабинете. Правильное сидение за партой.

Физминутка

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

















































hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png

hello_html_a57a95c.png













Уровень (А)

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться со строением устьиц.


Пластинку листа образуют 4 группы тканей: покровная — кожица, или эпидермис; основная (фотосинтезирующая) — мезофилл; проводящая — сосудисто-волокнистые пучки (жилки);

механическая — древесные и лубяные волокна жилок, придающие листу жесткость и прочность.

Устьице — пора (отверстие) - чаще всего располагаются только на нижней стороне листа. Оно состоит из пары замыкающих клеток, которые содержат хлоропласты и способны к фотосинтезу. Между ними располагается устьичная щель. Стенки замыкающих клеток утолщены неравномерно: окаймляющие щель стенки более толстые. Щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию (испарение воды) и газообмен. Когда воды мало, замыкающие клетки плотно прилегают друг к другу и устьичная щель закрыта. Когда воды в замыкающих клетках много, то она давит на стенки, и более тонкие стенки растягиваются сильнее, а более толстые втягиваются внутрь, между замыкающими клетками появляется щель. Воздух проникает внутрь ткани листа через эти поры и далее используется в процессе фотосинтеза и дыхании. Избыточный кислород, произведенный в процессе фотосинтеза внутренними клетками листа, выходит обратно в окружающую среду через эти же поры. Также в процессе испарения через поры выделяется вода.


Уровень (В)

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться со строением кожицы.


Пластинку листа образуют 4 группы тканей: покровная — кожица, или эпидермис; основная (фотосинтезирующая) — мезофилл; проводящая — сосудисто-волокнистые пучки (жилки);

механическая — древесные и лубяные волокна жилок, придающие листу жесткость и прочность.

Лист окружен со всех сторон покровной тканью — эпидермой, или кожицей. Кожица состоит из одного слоя плотно сомкнутых живых клеток без межклетников. Наружные стенки этих клеток сильно утолщены и выделяют воскоподобные вещества, образующие кутикулу, т. к. их основная функция — защита листа от механических повреждений и избыточной транспирации (испарения воды). Клетки кожицы не содержат хлорофилловых зерен, следовательно, не фотосинтезируют.  Однако они свободно пропускают солнечные лучи вглубь листа. Кроме кожицы лист может быть покрыт восковым слоем и кутикулой. Наличие и толщина этих слоев зависят от условий произрастания растения, т. к. они защищают в первую очередь от излишней транспирации (испарения воды). Эпидермис практически непроницаем для газов. Дыхание и транспирация осуществляются через устьица.


Уровень )

Используя раздаточный материал и рисунок 90 учебника познакомиться с основной тканью листа.


Пластинку листа образуют 4 группы тканей: покровная — кожица, или эпидермис; основная (фотосинтезирующая) — мезофилл; проводящая — сосудисто-волокнистые пучки (жилки);

механическая — древесные и лубяные волокна жилок, придающие листу жесткость и прочность.

 Основная ткань.

Все внутреннее пространство листа занимает мезофилл. Клетки мезофилла состоят из основной фотосинтезирующей ткани двух видов: столбчатой (палисадной) и губчатой.

Столбчатый мезофилл расположен под верхним слоем эпидермиса и состоит из вертикально вытянутых, плотно расположенных клеток, содержащих большое количество хлорофилла.  Столбчатый мезофилл является основной фотосинтезирующей тканью листа.

Губчатый мезофилл состоит из рыхло расположенных фотосинтезирующих клеток с большими межклетниками, которые способствуют свободному газообмену с внешней средой.  Таким образом, углекислый газ через устьица и межклетники губчатого мезофилла поступает в столбчатый мезофилл, а кислород, образующийся в процессе фотосинтеза, свободно выходит из листа в атмосферу.







Задания.


Уровень А. Выберите правильное утверждение о клеточном строении листа (если согласны, ставьте (+), если нет (-).


1.Устица состоят из замыкающих клеток.


2. Основная функция устьиц обеспечивать газообмен и испарение воды листьями.


3. Устьица располагаются на верхней стороне листа.


4. Между замыкающими клетками расположена устьичная щель.


5. Когда воды в клетках мало, устьичная щель широко открыта.


6. Основная ткань листа называется мезофилл.




Уровень В. Выполнить тест. Выбрать правильный ответ.


1. К какому типу тканей относится кожица листа?

А) покровная ткань; Б) проводящая ткань; В) механическая ткань.

2. Дыхание и испарение воды происходит через

А) устьица; Б) столбчатые клетки; В) губчатые клетки.

3. Какие клетки листа пропускают свет?

А) сосуды; Б) ситовидные клетки; В) клетки кожицы.

4. Механическая ткань придает листу

А) эластичность; Б) жесткость и прочность; В) гибкость.

5. Кожица состоит из:

А) мертвых клеток; Б) плотно сомкнутых живых клеток; В) рыхлой ткани.

6. Транспирация – это

А) газообмен; Б) испарение воды; В) фотосинтез.



Уровень С. Найдите неверное утверждение. Обведите номер предложения, в котором допущены ошибки.


1. Клетки кожицы образованы механической тканью.

2. Все внутреннее пространство листа занимает кожица.

3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.

4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.

5. Столбчатый мезофилл  состоит из рыхло расположенных фотосинтезирующих клеток с большими межклетниками.

6. Губчатый мезофилл состоит из вертикально вытянутых, плотно расположенных клеток, содержащих большое количество хлорофилла.

7. Клетки мезофилла состоят из основной фотосинтезирующей ткани двух видов: столбчатой (палисадной) и губчатой.

8. Столбчатый мезофилл является основной фотосинтезирующей тканью листа.

9. Пластинку листа образуют 7 видов тканей.









Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)


Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)


Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)


Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)

Изображение мишени (480х480 точек)
















Задание 1.

1 группа.

Прочитать материал в учебнике с. 103, рассмотреть рисунок 82. Познакомиться с составными частями листа и обозначить их на рисунке.



http://juicep.ru/wp-content/uploads/2016/09/6-12.jpg






Закончить предложение.

Листья с черешком называют …


Примеры …


Листья без черешка называют…


Примеры…




Дескрипторы для оценивания работы группы стикерами.

  1. Доступность изложения материала.

  2. Последовательность изложения материала.

  3. Правильность выполнения задания.


Зеленый стикер - материал изложен доступно, все понятно.

Желтый стикер - не весь материал изложен понятно.

Розовый стикер - все непонятно.

















Задание 1.

2 группа

Прочитать материал в учебнике с. 103-104, рассмотреть рисунки 83 – 84. Познакомиться с видами листьев, уметь характеризовать их и приводить примеры.


Закончить схему

Виды листьев

… ……

примеры

.







Дескрипторы для оценивания работы группы стикерами.

  1. Доступность изложения материала.

  2. Последовательность изложения материала.

  3. Правильность выполнения задания.


Зеленый стикер - материал изложен доступно, все понятно.

Желтый стикер - не весь материал изложен понятно.

Розовый стикер - все непонятно.



























Задание 1.


3 группа. Используя раздаточный материал и рисунок 88 учебника познакомиться с жилкованием листьев. Уметь приводить примеры.


Заполнить таблицу.


Жилкование листьев

Признаки

Примеры растений
























































Способ расположения жилок называют жилкованием листа. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое. Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым. У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным. В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.



Дескрипторы для оценивания работы группы стикерами.

  1. Доступность изложения материала.

  2. Последовательность изложения материала.

  3. Правильность выполнения задания.


Зеленый стикер - материал изложен доступно, все понятно.

Желтый стикер - не весь материал изложен понятно.

Розовый стикер - все непонятно.








  • Другое
Автор Шарая Елена Алксеевна
Дата добавления 04.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 342
Номер материала MA-073097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»
Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»