МКОУ «Преображенская СШ» филиал СЕМЁНОВСКАЯ ОШ
Урок по биологии в 9 классе
на тему
«Биосинтез белка в клетке».
Разработала:
учитель биологии
Ивко А.А.
С.СЕМЁНОВКА
2016 г.
Тема урока: «Биосинтез белка в клетке».
Цель: Раскрыть
сущность биосинтеза белка как одного из важнейших
процессов жизнедеятельности клеток
Задачи: Сформировать знания:
- о генетической информации;
- о генетическом коде и его свойствах;
- о матричных реакциях клетки;
- об особенностях транскрипции и трансляции;
- о роли белков и нуклеиновых кислот в преемственности в ряду
поколений;
- научить, используя теоретические знания решать
генетические задачи
- осуществлять учебное взаимодействие в группе
Тип урока: Урок с элементами проблемного обучения и обучения
в сотрудничестве.
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер,
проектор.
Класс разделен на
микрогруппы. У каждой группы на столах: задания для
1.
работы в группе, листы
«Рефлексия», схемы цитогенетических задач разных типов, тесты для
закрепления материала.
Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода,
технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
1.
Орг. Момент
2.
Приветствие
3.
Актуализация знаний
Вопросы : Назовите органические вещества клетки и какие из них являются
определяющими? Подтвердите фактами.
Учитель Белки недолговечны, время их существования
ограничено . Молекулы белка постоянно денатурируются и приходят в негодность в
процессе жизнедеятельности.
Ребята, как вы
думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Давайте сформулируем
цели и задачи нашего урока.
Для этого я попрошу
вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».
Рефлексия
|
В начале урока
|
В конце урока
|
Я знаю, что
такое биосинтез белка
|
|
|
Я знаю, как
происходит реализация наследственной информации клетки
|
|
|
Я знаю, как
происходит транскрипция
|
|
|
Я знаю, какие
процессы происходят в трансляции
|
|
|
Я знаю, какие
органические вещества участвуют в биосинтезе белка
|
|
|
После заполнения
таблицы «Рефлексия» дети формулируют цели и задачи урока
Проблема. Как пополняются запасы белков в клетке?
Учитель. Сравним процесс синтеза белка с более
известным процессом- строительство дома.
Работа в группах.
Строительство дома. «
Строительство белка»
1.Выбор
площадки. 1 Выбор площадки -
цитоплазма
2.План –
схема. 2 План- молекула
ДНК
3 Строительные
материалы 3 Строительные материалы –кирпич, цемент ; и
т.д. транспортные РНК
с
аминокислотами.
4.Строители.-рабочие
4 Строители -
рибосомы.
5.Материальное
обеспечение. 5 Материальное
обеспечение –
Финансирование
молекулы АТФ
Как происходит
биосинтез белка? (демонстрация слайдов 4 – 6)
Учитель: По какой
схеме происходит биосинтез белка?
Учащиеся: Биосинтез
белка –пластический обмен ( анаболизм) осуществляется по схеме:
ДНК(транскрипция)---------------
РНК-(трансляция)---------------------белок.
Самостоятельная
работа учащихся в группах.
Вопросы и задания
для групп.
1.
Каким образом попадает
информация о структуре белка из ядра клетки в цитоплазму?
2.
Какие молекулы
нуклеиновых кислот обладают способностью проникать через ядерные поры.
3.
Каким свойством обладают
молекулы ДНК
4.
Каким строением обладает
молекула т- РНК.
5. Каков
механизм работы рибосом?
6. Пользуясь
текстом учебника на с. 120 – 122, текстом слайдов 7 - 11, выполните
задания «Этапы синтеза белка».
1 Запись фрагмента молекулы ДНК.
А- Ц- А- А- А- А-
А-Т- А
/ / / /
/ / / / /
Т- Г- Т- Т- Т- Т-
Т- Т- Т
Вопрос Каким принципом руководствовались при записи
второй цепи?
В ДНК зашифрована –
закодирована информация о молекуле ДНК.
Что такое код ?
Как называется участок ДНК, несущий информацию?
Чем является ДНК в
биосинтезе белка, если происходит ее копирование? Как называются тройки
нуклеотидов?
2.Переписывание информации с ДНК на молекулу и
-РНК – транскрипция.
А –Ц
–А –А –А –А –А-Т –А
/ / / / / / / /
Т – Г
–Т – Т – Т –Т –Т- А-Т
и-РНК
Т-Г- Т- Т –Т –Т-Т- А- Т
3)/ Синтез полипептидной цепи - трансляция.
Белок: цис
------ фен --------- тир
Вопросы .Как называется процесс перевода
наследственной информации последовательности нуклеотидов в и-РНК в
последовательность аминокислот в белковой цепи? Органоиды обеспечивающие,
трансляцию называются ....?
Задание.
Установить последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.
А) синтез и - РНК
на ДНК
Б) присоединение
аминокислоты к т - РНК
В) доставка
аминокислоты к рибосоме
Г) перемещение и
РНК из ядра к рибосоме
Д) нанизывание
рибосом на и РНК
Е) присоединение
двух молекул т РНК с аминокислотами к и РНК
Ж) взаимодействие
аминокислот, присоединенных к и - РНК, образование пептидной связи.
Задание. В
процессе трансляции участвовало 30 молекул т РНК. Определите число
аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число
триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Задание. Какова
роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?
(обсуждение итогов
работы групп, выводы)
Вывод: Синтез белка может происходить в цитоплазме
и на мембранах шероховатой ЭПС В цитоплазме - белки для собственных нужд
клетки. На ЭПС - белки на «экспорт»
Таким образом, для
начала синтеза белка необходимо , чтобы в одном месте цитоплазмы
одновременно собрались рибосомы, и-РНК, т-РНК, факторы активации трансляции и
носители энергии. « Встреча» этих компонентов обеспечивается цитоскелетом.
Синтез среднего по размерам полипептида осуществляется за 20 – 60 секунд.
Закрепление
материала.
1. Заполнение
таблицы. (Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.)
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.
Молекулы
|
Роль в биосинтезе
|
Процессы в рибосомах
|
Информационная РНК
Транспортная РНК
Белки – ферменты
АТФ
|
|
|
2. Решение генетических задач.
Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной
РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены
следующим образом:
а) ААТЦАЦГАТЦЦТТЦТАГГАГГ;
б) АТЦАТТЦЦГГАТТЦГГЦЦААГ;
ТЕСТ
по теме «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»
А 1. Процесс синтеза белка
осуществляется в
1. Хлоропластах 2.
Митохондрия
3.
Цитоплазме 4.
Рибосомах
А 2. Схема биосинтеза белка
1. Белок – тРНК
–ДНК 2. ДНК - иРНК - белок
3. ДНК – рРНК –
белок 4. и РНК – ДНК - белок
А 3.Транскрипция – это
1.Синтез
ДНК 2.Синтез белка
3. Синтез
иРНК 4. Удвоение ДНК
А 4. Кодон
1. Кодирует
белок 2. Триплет нуклеотидов
3.
Кодирует
аминокислоту 4. Комплементарен участку тРНК –
антикодону
А 5. Виды РНК:
1.
иРНК 2. рРНК
3.
дРНК 4. тРНК
А 6. Транскрипция
1. Идет с участием полимеразы 2. Образование иРНК
3. Образование тРНК 4.
Происходит в цитоплазме
А 7. иРНК
1. Образуется в
ядре 2. Содержит кодоны
3.Молекула образована одной цепочкой 4.
Величина молекулы гораздо больше чем ДНК
А 8. Трансляция –
1. Удвоение ДНК 2.Переносит
нуклеотиды
3. Синтез
иРНК 4. Синтез белка
А 9. Трансляция:
1. Происходит в
ядре 2. Идет с участием ДНК
3. Идет с участием
ферментов 4. Идет с участием тРНК
А 10.
тРНК:
1. Имеют антикодон 2.
Переносит нуклеотиды
3. Находится в цитоплазме
4. Молекула состоит из двух цепочек
Проводится самооценка
результатов работы с тестовыми заданиями( верные ответы на слайде 12).
За каждый верный ответ ставится 0,5 балла.
Заполнение учащимися 3
колонки таблицы «Рефлексия»
Домашнее задание. п. № 2.13,вопросы (учебник Н.СОНИН ). Решить
задачу
Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:
в) ТЦГЦГТААГЦТГГЦТТАГЦЦГ;
Определить последовательность нуклеотидов на и РНК, антикодоны т - РНК
и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.