Инфоурок Биология КонспектыУрок по биологии на тему: "Биосинтез белка в клетке"

Урок по биологии на тему: "Биосинтез белка в клетке"

Скачать материал

МКОУ «Преображенская СШ» филиал СЕМЁНОВСКАЯ ОШ

 

 

 

 

 

Урок  по  биологии в  9  классе

 

на  тему

 

«Биосинтез белка в клетке».

 

 

 

                                                          Разработала:

  учитель  биологии

 Ивко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.СЕМЁНОВКА

2016 г.

Тема урока: «Биосинтез белка в клетке».

 

Цель: Раскрыть сущность биосинтеза белка как одного из важнейших 

           процессов  жизнедеятельности клеток

Задачи:         Сформировать знания:   

                       -    о  генетической информации;

-   о     генетическом коде и его свойствах;  

-   о   матричных реакциях  клетки;

-    об  особенностях транскрипции и трансляции;

-    о    роли   белков  и нуклеиновых кислот в преемственности в       ряду поколений;

-   научить, используя теоретические знания решать

    генетические задачи

-   осуществлять учебное взаимодействие в группе

 

 Тип урока: Урок с элементами проблемного обучения и обучения в   сотрудничестве.

 

Оборудование:  таблица «Биосинтез  белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Класс разделен на микрогруппы. У каждой группы на столах: задания  для 

1.     работы  в  группе,  листы «Рефлексия», схемы    цитогенетических задач разных типов, тесты для закрепления материала.

 

Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.

 

1.     Орг.  Момент

2.     Приветствие

3.     Актуализация знаний

Вопросы : Назовите органические вещества клетки и какие из них являются определяющими? Подтвердите фактами.

Учитель     Белки недолговечны, время их существования ограничено . Молекулы белка постоянно денатурируются  и приходят в негодность в процессе жизнедеятельности.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».

 

Рефлексия

 

В начале урока

В конце урока

Я  знаю,  что  такое  биосинтез белка

 

 

Я  знаю, как  происходит  реализация  наследственной   информации  клетки

 

 

Я  знаю, как  происходит    транскрипция

 

 

Я  знаю,  какие  процессы  происходят  в  трансляции

 

 

Я  знаю,  какие  органические  вещества  участвуют  в  биосинтезе  белка

 

 

 

После заполнения таблицы  «Рефлексия»   дети формулируют цели и задачи урока

 

 

Проблема.  Как пополняются запасы белков в клетке?

Учитель. Сравним процесс синтеза белка  с более известным процессом- строительство дома.

 

Работа в группах.

Строительство дома.                             « Строительство белка»                                                           

1.Выбор площадки.                                      1 Выбор площадки -

                                                                                цитоплазма

2.План – схема.                                             2 План- молекула

                                                                           ДНК

3 Строительные материалы                         3 Строительные материалы –кирпич, цемент ;  и т.д.                                   транспортные  РНК   

                                                                            с аминокислотами.

4.Строители.-рабочие                                  4 Строители -           

                                                                            рибосомы.

5.Материальное обеспечение.                    5 Материальное

                                                                           обеспечение –

Финансирование                                              молекулы АТФ  

 

 

Как  происходит  биосинтез  белка?  (демонстрация  слайдов  4 – 6)

Учитель:  По какой  схеме  происходит   биосинтез  белка?      

Учащиеся:    Биосинтез белка –пластический обмен ( анаболизм) осуществляется по схеме:

 

ДНК(транскрипция)--------------- РНК-(трансляция)---------------------белок.

 

 

 

 

Самостоятельная  работа  учащихся  в    группах.

Вопросы  и    задания для групп.

1.     Каким образом  попадает информация  о структуре белка из ядра клетки в цитоплазму?

2.     Какие молекулы  нуклеиновых кислот обладают способностью проникать через ядерные поры.

3.     Каким свойством обладают молекулы ДНК

4.     Каким строением обладает  молекула  т- РНК.

      5.  Каков  механизм   работы  рибосом?

      6.  Пользуясь  текстом  учебника  на  с. 120 – 122,  текстом  слайдов  7 -  11,  выполните  задания  «Этапы синтеза белка».

1 Запись фрагмента молекулы ДНК.

А- Ц- А-  А-  А- А- А-Т-   А

 /    /    /    /   /    /   /    /     /

Т-  Г-  Т-  Т- Т- Т-  Т-  Т-  Т

Вопрос     Каким принципом руководствовались  при записи второй цепи?

В ДНК зашифрована – закодирована информация о молекуле ДНК.

 

     Что такое  код ? Как называется участок ДНК, несущий информацию?

Чем является ДНК в биосинтезе белка, если происходит ее копирование? Как называются тройки нуклеотидов?

 

2.Переписывание информации с ДНК на молекулу  и -РНК – транскрипция.

                А –Ц –А –А –А –А –А-Т –А

                /      /     /       /    /     /   /     /

               Т – Г –Т – Т – Т –Т –Т- А-Т                               

          

  и-РНК              Т-Г- Т- Т –Т –Т-Т- А- Т  

3)/    Синтез  полипептидной цепи - трансляция.

Белок:          цис ------ фен  --------- тир

 

Вопросы .Как называется процесс   перевода наследственной информации  последовательности нуклеотидов в и-РНК в последовательность   аминокислот в белковой цепи? Органоиды обеспечивающие, трансляцию называются ....?

 

Задание.  Установить   последовательность  процессов  биосинтеза  белка  в клетке.

А)  синтез и -  РНК  на  ДНК

Б)  присоединение  аминокислоты  к  т - РНК

В)  доставка   аминокислоты   к  рибосоме

Г)  перемещение  и РНК   из   ядра  к  рибосоме

Д)  нанизывание  рибосом  на  и  РНК

Е)  присоединение  двух  молекул  т РНК  с  аминокислотами  к  и  РНК

Ж)  взаимодействие  аминокислот, присоединенных к  и -  РНК,  образование   пептидной  связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Задание.   В  процессе  трансляции  участвовало  30  молекул  т РНК.   Определите  число  аминокислот, входящих   в  состав  синтезируемого  белка,  а  также  число  триплетов  и  нуклеотидов   в  гене,   который  кодирует  этот  белок.

 

  Задание.  Какова  роль  нуклеиновых  кислот  в  биосинтезе  белка?

(обсуждение  итогов  работы  групп,  выводы)

 

Вывод: Синтез белка может происходить  в  цитоплазме  и на мембранах шероховатой ЭПС В цитоплазме -  белки для собственных нужд клетки. На ЭПС  - белки на «экспорт»

Таким образом,  для начала синтеза белка необходимо , чтобы в одном  месте  цитоплазмы  одновременно собрались рибосомы,  и-РНК,  т-РНК, факторы активации трансляции и носители энергии. « Встреча»  этих компонентов обеспечивается  цитоскелетом. Синтез среднего по размерам  полипептида  осуществляется за 20 – 60 секунд.

 

Закрепление материала

1. Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.)

 

Механизм синтеза  полипептидной цепи на рибосоме.

 

Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК

Транспортная РНК

Белки – ферменты

АТФ

 

 

 

2. Решение генетических задач.

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:


а) ААТЦАЦГАТЦЦТТЦТАГГАГГ;

 б) АТЦАТТЦЦГГАТТЦГГЦЦААГ;

 

 

 

 

ТЕСТ по теме «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

А 1.     Процесс синтеза белка осуществляется в

1. Хлоропластах                                                       2. Митохондрия

3.  Цитоплазме                                                          4. Рибосомах

А 2.   Схема биосинтеза белка

1.  Белок – тРНК –ДНК                                             2.  ДНК -  иРНК -  белок

3.  ДНК – рРНК – белок                                           4. и РНК – ДНК - белок

 

 

А 3.Транскрипция –  это

1.Синтез  ДНК                                                             2.Синтез  белка

3. Синтез иРНК                                                          4. Удвоение ДНК

 

А 4. Кодон

1.      Кодирует белок                                           2. Триплет нуклеотидов

3.     Кодирует аминокислоту                                4. Комплементарен участку тРНК – антикодону

А 5. Виды РНК:

1. иРНК                                                                2. рРНК

3. дРНК                                                                4.   тРНК

 

А 6.  Транскрипция

1.  Идет с участием полимеразы                          2.  Образование иРНК

3.  Образование тРНК                                          4.    Происходит в цитоплазме                     

 

А 7.   иРНК

1. Образуется в ядре                                                   2. Содержит кодоны

3.Молекула образована одной цепочкой                   4. Величина молекулы гораздо больше чем ДНК

А 8.   Трансляция –

1. Удвоение ДНК                                                         2.Переносит нуклеотиды                                             

3. Синтез иРНК                                                            4. Синтез белка

А 9.   Трансляция:

1. Происходит в ядре                                                2. Идет с участием ДНК

3. Идет с участием ферментов                                4. Идет с участием тРНК

А 10.   тРНК:

1.  Имеют антикодон                                              2. Переносит нуклеотиды

3. Находится в цитоплазме                        4. Молекула состоит из двух цепочек

Проводится  самооценка  результатов  работы  с  тестовыми  заданиями( верные  ответы  на   слайде  12). За  каждый  верный  ответ  ставится  0,5  балла.

Заполнение  учащимися    3  колонки    таблицы  «Рефлексия»

Домашнее задание. п. № 2.13,вопросы (учебник Н.СОНИН ). Решить задачу

Фрагмент  цепи  ДНК   имеет  последовательность  нуклеотидов:
в) ТЦГЦГТААГЦТГГЦТТАГЦЦГ;


Определить   последовательность  нуклеотидов  на  и РНК,  антикодоны  т - РНК  и  последовательность  аминокислот  в  фрагменте  молекулы  белка.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии на тему: "Биосинтез белка в клетке""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Биосинтез белка в клетке».Цель: Раскрыть сущность биосинтеза белка как одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток Задачи: Сформировать знания: - о генетической информации;- о генетическом коде и его свойствах; - о матричных реакциях клетки;- об особенностях транскрипции и трансляции;- о роли белков и нуклеиновых кислот в преемственности в ряду поколений;- научить, используя теоретические знания решать генетические задачи- осуществлять учебное взаимодействие в группе Тип урока: Урок с элементами проблемного обучения и обучения в сотрудничестве.Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор.Класс разделен на микрогруппы. У каждой группы на столах: задания для 1.работы в группе, листы «Рефлексия», схемы цитогенетических задач разных типов, тесты для закрепления материала.Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.1.Орг. Момент2.Приветствие3.Актуализация знанийВопросы : Назовите органические вещества клетки и какие из них являются определяющими? Подтвердите фактами.Учитель Белки недолговечны, время их существования ограничено . Молекулы белка постоянно денатурируются и приходят в негодность в процессе жизнедеятельности.Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».Рефлексия В начале урока В конце урока Я знаю, что такое биосинтез белка Я знаю, как происходит реализация наследственной информации клетки Я знаю, как происходит транскрипция Я знаю, какие процессы происходят в трансляции Я знаю, какие органические вещества участвуют в биосинтезе белка После заполнения таблицы «Рефлексия» дети формулируют цели и задачи урока

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 150 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2020 331
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булдакова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68757
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 459 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе