Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Урок по биологии для 6 класс "многообразие побегов"

Урок по биологии для 6 класс "многообразие побегов"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Дата

Предмет биология

Класс 6 Урок 18


Названиезанятия

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.

Лабораторная работа № 13.

Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.

Общие цели

Цель:изучить многообразие побегов.

Задачи:

Обучающие: Знать многообразие побегов

Знать видоизменения побегов

Уметь применять полученные знания на практике, различать видоизменения корней и побегов.

Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса.

Создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей.

Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировозрения.

Результатобучения

Актуализация ЗУН

Знают многообразие побегов

Знают видоизменения побегов

Умеют применять полученные знания на практике, различают видоизменения корней и побегов.

Применяют свои творческие способности при выполнении заданий.

Ключевыеидеи

Столоны. Усы. Усики. Корневища. Клубни. Глазки. Клубнелуковицы.

Источники

Учебник биологии 6 класса § 19

Электронный учебник «Биология 6 класс». Рабочая тетрадь «Строение и жизнедеятельность растений» часть 1

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник « Биология 6 класс». Таблицы «Видоизменения побегов»

Ход занятия


Этапы проведения занятия

Время –


Действия учителя и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.


1 мин.





Подготовка к уроку. Приветствие. Определение целей урока.

Психологический настрой


Начинаем изучать тему «Органы цветковых растений, плоды и семена»(14 часов)

3. Актуализация

Фронтальный опрос по вопросам к § 10




10 мин.


А.

1. Какие функции выполняет стебель?

2. Как вода поднимается по стеблю?

3. С какой тканью связано утолщение древесины?

В.

1. Опишите внутреннее строение стебля?

2. В каком слое находятся чечевички?

3. Где расположена точка роста?

С.

1. Какую функцию выполняет сердцевина?

2. Назовите все слои стебля.

3. В какой части стебля передаются органические вещества?


4. Формирование новых знаний и способов действия


Прием КМ « Мозговой штурм»








15 мин.

Стадия вызова.

Чёрный ящик.

- Что же у меня в чёрном ящике? отгадаем загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.

-Затрудняетесь?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Стоит он задумчивый,

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На жёлтом лице. (подсолнух)


Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

И лист и почки - всё врачует,

И сок - целебное сырьё.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (береза)


По округе славится

Зелёная красавица:

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка - с опушечкой,

С остроюмакушечкой. (ель)


Он стоит на ножке длинной,

Точно в пачке балерина.

Как букет, цветок один -

Тёмно-красный георгин. (георгин)


- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7

  • Можем ли мы назвать представленные объекты побегами? (затрудненияучащихся)

  • Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).

  • Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужноизучитьстроениеэтихорганов)

  • Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

  • Следовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.).

Стадия осмысления

Итак, какие же бывают видоизмененные побеги: (слайд 5)

- корневище (ландыш, папоротник),

- клубень (картофель, топинамбур),

         - луковица (лук репчатый, тюльпан, чеснок).

- А почему вы подумали, что это не побеги?

Все они частично или полностью находятся в почве и поэтому называютсявидоизмененными подземными побегами.

А теперь давайте подумаем, почему корневище, клубень и луковица все-таки являются побегами.

Какие части должен иметь побег?

Обучающиеся заполняют таблицу по ходу объяснения учителя. (слайд 6-9)

 

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

 

 

 

 

 

 

Корневище

Корневище имеет стебель, листья (чешуйки) и почки, поэтому является видоизмененным побегом.

 

Луковица

Имеет укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.

 

Клубень

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

 (Вспомнить, какие слои имеет стебель)

Видоизменениями  побегов являются также колючки (груши, дикая яблоня, боярышник), усики (виноград, огурец). (слайд 10)



Для учителя: Молодой корень покрыт чешуевидными листочками. У старых на их месте имеются продолговатые листовые рубцы – бровки. Над бровками в углублениях имеются пазушные почки – глазки. Различают верхушку и основание клубня. На верхушке больше почек, при основании – меньше. При посадке из почек развиваются побеги.



- А зачем нужны такие видоизмененные побеги?

Работа в парах -  обучающиеся записывают свои предположения  в тетрадь и озвучивают их используя формулу. (слайд 11)

 

После предположений обучающихся  учитель демонстрирует опыт по обнаружению крахмала в клубне картофеля и корректирует ответы школьников и делает выводы.

Обучающиеся приходят к выводу о том, что видоизмененные побеги служат для запасания питательных веществ и размножения; человеком используются в пищу (значение записывается в тетрадь или корректируются ответы в тетради).(слайд 12)

5.Физкультминутка


6. Применение. Формирование умений и навыков.


Работа в группах

2 мин.


10 мин.













Веселаяфизминутка под музыку.

Лабораторная работа №13

 «Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы».

 

Цель: доказать, что клубень и луковица – видоизмененные побеги.

 

Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, лупа.

 

I. Строение клубня.

1.     Рассмотрите клубень снаружи. Найдите основание, верхушку, глазки (почки).

2.     Зарисуйте внешнее строение клубня, подпишите его части.

3.     Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.

4.     Зарисуйте срез клубня, подпишите его части.

5.     Вывод: докажите, что клубень – это видоизмененный побег.

 

II. Строение луковицы.

1.     Рассмотрите строение луковицы. Найдите видоизмененные листья – чешуи (сухие и сочные). Найдите видоизмененный стебель (донце) и почки.

2.     Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее части.

3.     Вывод: докажите, что луковица – видоизмененный побег.

 

Ответьте на вопросы и докажите (после выполнения лабораторной работы)

- что клубень – это видоизмененный побег

-  что луковица – видоизмененный побег

 

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 1.Главная функция видоизменённых побегов:

А) фотосинтез

Б) накопление питательных веществ

В) поглощение воды

Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) стебель

Б) почки и листья

В) стебель и почки

Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

А) только кора

Б) древесина, сердцевина

В) только сердцевина

Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) листья

Б) почки

В) листья, почки, стебель

Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

А) не имеют листьев

В) не имеют почек


Взаимопроверка. Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 в, 5 а


1) Давайте вспомним, какие части имеют корневище, клубень и луковица.

2) О чем говорит такое строение?

3) Значит, мы с вами доказали, что корневище, клубень и луковица – это …

4) «Закончите предложение»

- клубень – это..

- столон  - это…

- Недоразвитые листья молодого клубня оставляют ….

- пазушные почки, находящиеся над бровками …..

- пырей, ветреница, ландыш имеют видоизмененный побег

ОдО и СО

1 мин.

Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.

Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

2 мин.

§ 19 ответить на вопросы к § 19 стр. 67

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

2 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы оцениваете свою работу. На стикерах напишите свои пожелания и поместите на плакат «Острова настроения»

Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу.

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.



  • Биология
Описание:

Дата

Предмет биология

Класс 6 Урок 18

Названиезанятия

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.

Лабораторная работа № 13.

Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.

Общие цели

Цель:изучить многообразие побегов.

Задачи:

Обучающие: Знать многообразие побегов

Знать видоизменения побегов

Уметь применять полученные знания на практике, различать видоизменения корней и побегов.

Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса.

Создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей.

Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировозрения.

Результатобучения

Актуализация ЗУН

Знают многообразие побегов

Знают видоизменения побегов

Умеют применять полученные знания на практике, различают видоизменения корней и побегов.

Применяют свои творческие способности при выполнении заданий.

Ключевыеидеи

Столоны. Усы. Усики. Корневища. Клубни. Глазки. Клубнелуковицы.

Источники

Учебник биологии 6 класса § 19

Электронный учебник «Биология 6 класс». Рабочая тетрадь «Строение и жизнедеятельность растений» часть 1

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник « Биология 6 класс». Таблицы «Видоизменения побегов»

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –

Действия учителя и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

1 мин.

Подготовка к уроку. Приветствие. Определение целей урока.

Психологический настрой

Начинаем изучать тему «Органы цветковых растений, плоды и семена»(14 часов)

3. Актуализация

Фронтальный опрос по вопросам к § 10

10 мин.

  • А.
  • 1. Какие функции выполняет стебель?
  • 2. Как вода поднимается по стеблю?
  • 3. С какой тканью связано утолщение древесины?
  • В.
  • 1. Опишите внутреннее строение стебля?
  • 2. В каком слое находятся чечевички?
  • 3. Где расположена точка роста?
  • С.
  • 1. Какую функцию выполняет сердцевина?
  • 2. Назовите все слои стебля.
  • 3. В какой части стебля передаются органические вещества?

4. Формирование новых знаний и способов действия

Прием КМ « Мозговой штурм»

15 мин.

Стадия вызова.

Чёрный ящик.

- Что же у меня в чёрном ящике? отгадаем загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, назовите мне эти объекты одним словом.

-Затрудняетесь?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Стоит он задумчивый,

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На жёлтом лице. (подсолнух)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

И лист и почки - всё врачует,

И сок - целебное сырьё.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (береза)

По округе славится

Зелёная красавица:

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка - с опушечкой,

С остроюмакушечкой. (ель)

Он стоит на ножке длинной,

Точно в пачке балерина.

Как букет, цветок один -

Тёмно-красный георгин. (георгин)

- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7

üМожем ли мы назвать представленные объекты побегами? (затрудненияучащихся)

üКакими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).

üКак можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужноизучитьстроениеэтихорганов)

üЭто побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

üСледовательно, какова наша задача на уроке?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.).

Стадия осмысления

Итак, какие же бывают видоизмененные побеги: (слайд 5)

- корневище (ландыш, папоротник),

- клубень (картофель, топинамбур),

- луковица (лук репчатый, тюльпан, чеснок).

- А почему вы подумали, что это не побеги?

Все они частично или полностью находятся в почве и поэтому называютсявидоизмененными подземными побегами.

А теперь давайте подумаем, почему корневище, клубень и луковица все-таки являются побегами.

Какие части должен иметь побег?

Обучающиеся заполняют таблицу по ходу объяснения учителя. (слайд 6-9)

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Корневище

Корневище имеет стебель, листья (чешуйки) и почки, поэтому является видоизмененным побегом.

Луковица

Имеет укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.

Клубень

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

(Вспомнить, какие слои имеет стебель)

Видоизменениямипобегов являются также колючки (груши, дикая яблоня, боярышник), усики (виноград, огурец). (слайд 10)

Для учителя: Молодой корень покрыт чешуевидными листочками. У старых на их месте имеются продолговатые листовые рубцы – бровки. Над бровками в углублениях имеются пазушные почки – глазки. Различают верхушку и основание клубня. На верхушке больше почек, при основании – меньше. При посадке из почек развиваются побеги.

- А зачем нужны такие видоизмененные побеги?

Работа в парах - обучающиеся записывают свои предположения в тетрадь и озвучивают их используя формулу. (слайд 11)

После предположений обучающихся учитель демонстрирует опыт по обнаружению крахмала в клубне картофеля и корректирует ответы школьников и делает выводы.

Обучающиеся приходят к выводу о том, что видоизмененные побеги служат для запасания питательных веществ и размножения; человеком используются в пищу (значение записывается в тетрадь или корректируются ответы в тетради).(слайд 12)

5.Физкультминутка

6. Применение. Формирование умений и навыков.

Работа в группах

  • 2 мин.
  • 10 мин.

Веселаяфизминутка под музыку.

Лабораторная работа №13

«Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы».

Цель: доказать, что клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, лупа.

I. Строение клубня.

1. Рассмотрите клубень снаружи. Найдите основание, верхушку, глазки (почки).

2. Зарисуйте внешнее строение клубня, подпишите его части.

3. Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.

4. Зарисуйте срез клубня, подпишите его части.

5. Вывод: докажите, что клубень – это видоизмененный побег.

II. Строение луковицы.

1. Рассмотрите строение луковицы. Найдите видоизмененные листья – чешуи (сухие и сочные). Найдите видоизмененный стебель (донце) и почки.

2. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее части.

3. Вывод: докажите, что луковица – видоизмененный побег.

Ответьте на вопросы и докажите (после выполнения лабораторной работы)

- что клубень – это видоизмененный побег

- что луковица – видоизмененный побег

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Главная функция видоизменённых побегов:

А) фотосинтез

Б) накопление питательных веществ

В) поглощение воды

Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) стебель

Б) почки и листья

В) стебель и почки

Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

А) только кора

Б) древесина, сердцевина

В) только сердцевина

Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) листья

Б) почки

В) листья, почки, стебель

Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

А) не имеют листьев

В) не имеют почек

Взаимопроверка. Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 в, 5 а

1) Давайте вспомним, какие части имеют корневище, клубень и луковица.

2) О чем говорит такое строение?

3) Значит, мы с вами доказали, что корневище, клубень и луковица – это …

4) «Закончите предложение»

- клубень – это..

- столон- это…

- Недоразвитые листья молодого клубня оставляют ….

- пазушные почки, находящиеся над бровками …..

- пырей, ветреница, ландыш имеют видоизмененный побег

ОдО и СО

  • 1 мин.
Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку. Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

  • 2 мин.

§ 19 ответить на вопросы к § 19 стр. 67

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

  • 2 мин.
Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы оцениваете свою работу. На стикерах напишите свои пожелания и поместите на плакат «Острова настроения» Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу. Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.
Автор Стебут Наталья Юрьевна
Дата добавления 02.12.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1320
Номер материала MA-068824
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»