Инфоурок Биология КонспектыУрок по биологии "Борьба за существование"

Урок по биологии "Борьба за существование"

Скачать материал

 

Тема   Борьба за существование

Для учителя -Цель: способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования;   сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.

Для учащегося- Цель: знать определения  борьбы за существование , роль борьбы  в эволюционном процессе

Уметь:  приводить примеры всех видов борьбы за существование  у         животных и  растений .

Развить умение   работать с текстом, обобщать,  делать выводы.

Оборудование: карточки- задания;  наглядность-картинки животных :Белый медведь, Бурый медведь, верблюд  , тушканчик,     растения- кактус, алое.презентация.

ЭпиграфПотомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней

 

  Форма урока- усвоение новых знаний- инновационное

1 вводно-разъяснительная часть

1.Знакомство со  структурой  урока ,целями задачами урока

2часть  Обучающе-развивающая  часть- краткое объяснением помощью  понятий , схем. Активная форма познания..

3.Закрепительная –коррекционное Как продолжение освоения, актуализация знаний,

4.Контрольно оценивающее- мониторинг усвоения детей-тест

Организационный момент.  Приветствие. Сообщение задач и этапов работы. Мотивация и настрой на плодотворную деятельность

ХОД урока

Здравствуйте ребята .

-Ребята что такое эволюция –( необратимый процесс   исторического    развития живых организмов)

- кто ответил на вопрос  почему  происходит эволюция-( Ч Дарвин)

Какие  три главные  причины эволюции, движущие силы   –назвал Дарвин.

  •  
  • Борьба за существование презентация по теме: "Борьба за существование".

Материально-техническое обеспечение:  интерактивная доска

        Посадка  за круглым столом.

Ход урока

 

 

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент.

(1мин.)

 

1Вводно-разъяснительная часть (.знакомство со структурой ,задачами  урока)

 

 

 

 

 

 

Подготовка к усвоению

слайд

 

 

 

 

 

 

2.Обучающе- развивающая часть. (краткое объяснение темы

с помощью схем…. Понятий,.активная форма).Изучение нового материала.

 

  Выбери правильное определение

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ БОРЬБЫ

9 слайд

 

учитель

 

 

 

Работа в группе

Работа с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

валеопауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

закрепление

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

оценивание

 

 

 

Д/З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель 2 звезды 1 пожелание

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте

Эпиграф урока- ПОЧЕМУ бы всем живым  организмам   не жить дружно.

А вы дружный класс

Ребята что такое

эволюция? –( необратимый процесс   исторического    развития живых организмов

-кто ответил на вопрос почему происходит эволюция.

- назовите  Движущие силы эволюции

 

Мы приступаем к изучению темы   :  Борьба за существование  §40 стр191

 

ЗХУ-слайд  -назначить ответственного( Даша)

(можете ли привести пример  конкуренции между животными и растениями. Почему происходит

 

Постановка1. Проблемного  вопроса_ слайд

Кто является победителем в этой борьбе?

Какой «приз» получает

2Причины возникновения борьбы за существование

Неограниченная способность живых организмов к размножению(избыточной численности) обучающимися.

 -(несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов ) Дарвин считал  избыточная численность  приводит к  брьба за существование

Как вы считаете, в чём причина такого явления?

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков.

  Примерный ответ:         Каковы же причины?

Причины: - это природно - климатический фактор; борьба с особями других видов;- между особями своего вида.Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

 

 

 

 

 определение

              -  Борьба за существование Комплекс      взаимоотношений между живыми  организмами  включающие   конкуренцию, симбиотические отношения

-Комплекс      взаимоотношений между живыми  организмами  и окружающей средой включающие взаимопомощь, конкуренцию, симбиотические отношения

Пока думают  я  с  САШЕЙ работаю по опорной схеме-определения и виды.

 

 

Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 9)

1.- внутривидовая,2. - межвидовая,3. - борьба с неблагоприятными условиями среды.

Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.

Внутривидовая борьба за существование. (стр191)  читают  находят  причины- направления  ,приводят пример.

Определение- Володя

 Даша пример,Оля-

 вывод- Саша.

Наташа-опорная схема Работаю у доски

Причины ( за пищу, за территорию, за  половой отбор

 Вывод:(Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.

Примеры: -  - иногда синицы затаптывают в подстилку  гнезда 1-2 птенцов. Даша

Оля-соперничество из - за территории; Примеры: - бурый медведь обозначает границы

своего участка царапинами на дереве;

- волк метит территорию мочой

-Саша - самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней..

Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Межвидовая борьба за существование.это борьба   между особями    разных видов.

 Хищник – жертва,Паразитизм,конкуренция ст 192Прочитайте

Составьте   пары  взаимоотношений из цепочки : волк , сосна.  Заяц. Клевер. Повилик. Береза,   цепень . корова

 КИДАЮТ БУМАЖКИ« скомканая бумажка»( подвигались )

 ЗВУК  Пропоем  активизиреует работу мозга.« МЫ МЫ, МЫ, МЫ

 

 Читают и делают вывод

 

Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

 

АБИОТИЧЕСКИМИ  ФАКТОРАМИ

Борьба с неблагоприятными условиями Оля – СООБШЕНИЕ-опережающее задание

 -приспособления к  сезонным явлениям

Природные катаклизмы. Адаптация

среды. (Слайд № 24)РАБОТАЮТ С ГЕРБАРИЕМ, КАКТУСОМ, РИСУНКИ  БЕЛЫЙ МЕДВЕД Ь,  ВЕРБЛЮД

   

Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).

 Помощь- стр 192 учебника.

Борьба бывает –Косвенная, и прямая для ответа выполните  задания в рабочей тетрадистр129 «65

  По слайду  называют

1.По цепочке  вслух называют   вид борьбы

Борьба  ведет  к  контролю  численности и  к естесственному отбору

2.Слайд  с заданием   -  самоконтроль

 Я УЗНАЛ

Назначенные до урока Даша   2звезды  звезды  и  1 пожелание

 

Параграф №40

Р-роль по выбору

А-аудитория

Ф-письмо

 Т-Борьба за существование

 

 

0 животных были награждены медалями в ВОВ-почтовые голуби, собаки, кошки, мулл 60 тыс –собак из них 16 тыс ездовых спасли 700 тыс раненых, 6 тыс миноискателей  

  Пожелание  В начале  урока я  спросила Дружный ли ваш класс-  будьте дружными завершить урок песней  о дружбе

Отвечают на вопросы 

 

 

 

 

Записывают, называют цели урока

Восприятие и частичное осмысление нового Записывают.

Заслушивает учащихся Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете? Участвуют в диалоге с преподавателем Предлагают свои ответы с обоснованием, делают необходимые записи. Словарная работа

Конкуренция     взаимоотношения между видами со сходными экологическими требованиями

Помощь (волк оставляет  след  от трапезы для остальных ) Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей).

Симбиоз- взаимо выгодные отношения)

Повторение, многократное проговаривание,схема

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по биологии "Борьба за существование""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок "Борьба за существование" в девятом классе с использованием методов и форм развития критического мышления. Имеется работа в парах, группах, наблюдение, все задания способствуют развитию у учащихся навыков делать выводы, анализ своей работы. Развитие речи т.к. есть задания для рефлексии, отчетов учащихся. Работа построена таким образом, чтобы учащиеся развивали навыки критического мышления, работали с учебником, подбирали наглядный материал и могли показать его классу, приводить свои примеры.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 245 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.08.2020 330
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Губина Вера Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Губина Вера Валерьевна
    Губина Вера Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86641
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 48 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе