Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Биология / Урок по биологии "Борьба за существование"

Урок по биологии "Борьба за существование"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС




Тема Борьба за существование

Для учителя -Цель: способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.

Для учащегося- Цель: знать определения борьбы за существование , роль борьбы в эволюционном процессе

Уметь: приводить примеры всех видов борьбы за существование у животных и растений .

Развить умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.

Оборудование: карточки- задания; наглядность-картинки животных :Белый медведь, Бурый медведь, верблюд , тушканчик, растения- кактус, алое.презентация.

ЭпиграфПотомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней


Форма урока- усвоение новых знаний- инновационное

1 вводно-разъяснительная часть

1.Знакомство со структурой урока ,целями задачами урока

2часть Обучающе-развивающая часть- краткое объяснением помощью понятий , схем. Активная форма познания..

3.Закрепительная –коррекционное Как продолжение освоения, актуализация знаний,

4.Контрольно оценивающее- мониторинг усвоения детей-тест

Организационный момент. Приветствие. Сообщение задач и этапов работы. Мотивация и настрой на плодотворную деятельность

ХОД урока

Здравствуйте ребята .

-Ребята что такое эволюция –( необратимый процесс исторического развития живых организмов)

- кто ответил на вопрос почему происходит эволюция-( Ч Дарвин)

Какие три главные причины эволюции, движущие силы –назвал Дарвин.

  • Борьба за существование презентация по теме: "Борьба за существование".

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска

Посадка за круглым столом.

Ход урока



Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент.

(1мин.)



1Вводно-разъяснительная часть (.знакомство со структурой ,задачами урока)











Подготовка к усвоению

слайд













2.Обучающе- развивающая часть. (краткое объяснение темы

с помощью схем…. Понятий,.активная форма).Изучение нового материала.



Выбери правильное определение













ВИДЫ БОРЬБЫ

9 слайд



учитель







Работа в группе

Работа с текстом учебника





































































валеопауза































































тетрадь

















закрепление













Рефлексия

оценивание





Д/З























Учитель 2 звезды 1 пожелание












Здравствуйте

Эпиграф урока- ПОЧЕМУ бы всем живым организмам не жить дружно.

А вы дружный класс

Ребята что такое

эволюция? –( необратимый процесс исторического развития живых организмов

-кто ответил на вопрос почему происходит эволюция.

- назовите Движущие силы эволюции



Мы приступаем к изучению темы : Борьба за существование §40 стр191

ЗХУ-слайд -назначить ответственного( Даша)

(можете ли привести пример конкуренции между животными и растениями. Почему происходит



Постановка1. Проблемного вопроса_ слайд

Кто является победителем в этой борьбе?

Какой «приз» получает

2Причины возникновения борьбы за существование

Неограниченная способность живых организмов к размножению(избыточной численности) обучающимися.

 -(несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов ) Дарвин считал избыточная численность приводит к брьба за существование

Как вы считаете, в чём причина такого явления?

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков.

Примерный ответ: Каковы же причины?

Причины: - это природно - климатический фактор; борьба с особями других видов;- между особями своего вида.Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.







определение

- Борьба за существование Комплекс взаимоотношений между живыми организмами включающие конкуренцию, симбиотические отношения

-Комплекс взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой включающие взаимопомощь, конкуренцию, симбиотические отношения

Пока думают я с САШЕЙ работаю по опорной схеме-определения и виды.





Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 9)

1.- внутривидовая,2. - межвидовая,3. - борьба с неблагоприятными условиями среды.

Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.

Внутривидовая борьба за существование. (стр191) читают находят причины- направления ,приводят пример.

Определение- Володя

Даша пример,Оля-

вывод- Саша.

Наташа-опорная схема Работаю у доски

Причины ( за пищу, за территорию, за половой отбор

Вывод:(Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.

Примеры: - - иногда синицы затаптывают в подстилку гнезда 1-2 птенцов. Даша

Оля-соперничество из - за территории; Примеры: - бурый медведь обозначает границы

своего участка царапинами на дереве;

- волк метит территорию мочой

-Саша - самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней..

Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Межвидовая борьба за существование.это борьба между особями разных видов.

Хищник – жертва,Паразитизм,конкуренция ст 192Прочитайте

Составьте пары взаимоотношений из цепочки : волк , сосна. Заяц. Клевер. Повилик. Береза, цепень . корова

КИДАЮТ БУМАЖКИ« скомканая бумажка»( подвигались )

ЗВУК Пропоем активизиреует работу мозга.« МЫ МЫ, МЫ, МЫ



Читают и делают вывод



Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.



АБИОТИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

Борьба с неблагоприятными условиями Оля – СООБШЕНИЕ-опережающее задание

-приспособления к сезонным явлениям

Природные катаклизмы. Адаптация

среды. (Слайд № 24)РАБОТАЮТ С ГЕРБАРИЕМ, КАКТУСОМ, РИСУНКИ БЕЛЫЙ МЕДВЕД Ь, ВЕРБЛЮД

Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).

Помощь- стр 192 учебника.

Борьба бывает –Косвенная, и прямая для ответа выполните задания в рабочей тетрадистр129 «65

По слайду называют

1.По цепочке вслух называют вид борьбы

Борьба ведет к контролю численности и к естесственному отбору

2.Слайд с заданием - самоконтроль

Я УЗНАЛ

Назначенные до урока Даша 2звезды звезды и 1 пожелание



Параграф №40

Р-роль по выбору

А-аудитория

Ф-письмо

Т-Борьба за существование

0 животных были награждены медалями в ВОВ-почтовые голуби, собаки, кошки, мулл 60 тыс –собак из них 16 тыс ездовых спасли 700 тыс раненых, 6 тыс миноискателей

Пожелание В начале урока я спросила Дружный ли ваш класс- будьте дружными завершить урок песней о дружбе

Отвечают на вопросы









Записывают, называют цели урока

Восприятие и частичное осмысление нового Записывают.

Заслушивает учащихся Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете? Участвуют в диалоге с преподавателем Предлагают свои ответы с обоснованием, делают необходимые записи. Словарная работа

Конкуренция взаимоотношения между видами со сходными экологическими требованиями

Помощь (волк оставляет след от трапезы для остальных ) Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей).

Симбиоз- взаимо выгодные отношения)

Повторение, многократное проговаривание,схема




  • Биология
Описание:

Урок "Борьба за существование" в девятом классе с использованием методов и форм развития критического мышления. Имеется работа в парах, группах, наблюдение, все задания способствуют развитию у учащихся навыков делать выводы, анализ своей работы. Развитие речи т.к. есть задания для рефлексии, отчетов учащихся. Работа построена таким образом, чтобы учащиеся развивали навыки критического мышления, работали с учебником, подбирали наглядный материал и могли показать его классу, приводить свои примеры.

Автор Бережная Елена Леонидовна
Дата добавления 15.02.2017
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 591
Номер материала MA-070203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Похожие материалы