Урок
окружающего мира в 1 классе
по
теме «Шляпочные грибы, их строение»
УМК
«Гармония»
(Авторы
учебника: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.)
Тип урока:
комбинированный
Цели
урока: изучить строение шляпочных грибов;
формировать умение различать грибы (пластинчатые и трубчатые); формировать
умение выделять общее в строении шляпочных грибов; формировать умение работать
с рисунками-схемами;
развивать мышление
младших школьников средствами выполнения учебных задач на анализ, синтез,
сравнение, обобщение; развивать любознательность;
воспитывать
бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
1. Учебник.
Поглазова О.Т., В.Д.Шилин «Окружающий мир: учебник для 1кл.
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2» - Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2011
2. Рабочая
тетрадь к учебнику окружающего мира О.Т.Поглазова, В.Д.
Шилин. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь № 2 - Смоленск, Ассоциация XXI
век, 2014г.
3. Картинки
с изображением грибов
4. Картинки
с изображением объектов живой и неживой природы
5. Разрезной
материал из тетради на печатной основе (у каждого ученика)
6. Пластилин
(у каждого ученика)
7. Изображение
частей гриба
8.
Карточки
с надписями:
Ход
урока
I.
Организационный момент
- Подравнялись.
- Мы начинаем урок окружающего мира.
- Проверьте глазами порядок на парте: всё
на своём месте? (Учебник, тетрадь, пенал, карточки). Тихо сели.
Рада снова видеть вас после перемены
здоровыми и жизнерадостными.
Пусть доброе настроение сопровождает весь
урок.
Желаю нам успешной работы
II.
Проверка ранее усвоенных знаний, умений и
навыков
Игра «Подбери
картинку»
На доске картинки
с изображением ромашки, солнца, тучи, берёзы, камня, речки, зайца, бабочки,
девочки и схема:
Природа
живая неживая
- Все карточки
перепутались. Давайте наведём порядок. Распределите картинки по группам. (Ученики
по одному выходят к доске, берут карточку и прикрепляют её к живой или неживой
природе)
На доске получается схема:
Природа
живая неживая
ромашка заяц туча река
берёза бабочка камень солнце
девочка
- Чем отличаются
объекты живой природы от объектов неживой природы?
- На какие группы
можно разделить объекты живой природы? (человек, животные, растения, царство
грибов)
III.
Сообщение темы, целей урока
- Отгадайте
загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди
травы?
Ножка есть, но нет
сапожек,
Шляпка есть, нет
головы? (гриб)
- О какой группе
живых организмов пойдёт речь сегодня на уроке? (о грибах)
- Какой раздел мы
начнём изучать?
- Проверим нашу
догадку. Откройте учебник на стр.15. Прочитайте тему раздела. (Разнообразие
грибов)
- Послушайте
стихотворение Зои Александровой. (учитель читает стихотворение из учебника на
стр.15)
- О чём
стихотворение? (о грибах)
- Названия каких
грибов встретились в стихотворении? (мухомор, поганка, рыжики, опята, боровик)
На доску
вывешиваются картинки с изображением этих грибов.
- Посмотрите,
сколько разных грибов!
- Рассмотрите
картинки. Как вы думаете, почему эти грибы называют шляпочными?
- Кто догадался,
какой будет тема сегодняшнего урока? (Шляпочные грибы)
На доску прикрепляется табличка:
- Сегодня на уроке
мы с вами: изучим строение шляпочных грибов, узнаем их виды и выясним к какой
группе природы они относятся.
На доске
появляются карточки:
1. Виды.
|
|
3. К какой группе природы
относятся
|
|
Физкультминутка
Ваня шёл, шёл, шёл – (дети маршируют)
Подберёзовик нашёл. (наклон)
Дима шёл, шёл, шёл –
И лисичку нашёл.
Оля шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.
Раз грибок, два грибок – положили в
кузовок». (наклоны)
IV.
Изучение нового материала
- Начинаем работу.
- Знаете ли вы грибы? Сможете их узнать по
описанию?
- стр.16. Узнайте
грибы по их признакам и соотнесите стихотворение с картинкой.
(Стихотворения
читает или учитель, или хорошо читающие дети. Учащиеся называют цифру, которой
обозначен каждый гриб)
Благородный
белый гриб
Меж
грибами знаменит.
Под
коричневою шляпой
Ножку
толстую упрятал.
- О каком грибе прочитали? (о белом)
- Как ещё называется этот гриб? (боровик)
- Какой цифрой обозначен белый гриб? (3)
- Найдите карточку с изображением дерева,
под которым растут боровики. (берёза, ель, дуб)
Аналогичная работа с остальными рисунками
и стихотворениями.
- Названия каких грибов подсказывают, где
их можно найти? (подосиновик)
- Прочитаем в учебнике, о том под какими
деревьями какие грибы растут.
стр.17 (первый абзац)
Знакомство со строением шляпочного гриба
- Переходим к следующему вопросу.
- Сейчас мы будем собирать гриб из его
частей.
- Какую часть
гриба вы уже знаете? (шляпка, на доске появляется изображение шляпки)
- Как называется
часть, на которой стоит гриб? (Ножка. К изображению шляпки добавляем
изображение ножки)
- Как называется
часть гриба, которая находится в земле? (добавляется грибница к грибу)
- Как вы думаете,
какая из этих частей главная?
- Проверим вашу
догадку. Как можно проверить? (прочитать в учебнике)
- Прочитаем.
стр.17, запись после рисунка. (читают хорошо читающие ученики) (Главная часть
гриба – его грибница. Её тонкие нити всасывают воду и питательные вещества.)
Рассказ учителя о значении грибницы.
- Грибница –
главная часть гриба. Её тонкие нити всасывают воду и питательные вещества.
Ученые установили, что грибницы срастаются с корнями деревьев и обмениваются с
ними питательными веществами.
- А как вы
думаете, есть ли связь между животными и грибами?
- Да, многие
животные питаются и даже лечатся грибами.
- Грибы, как и растения и животные,
нуждаются в охране и защите человека.
- Из каких
основных частей состоит шляпочный гриб? (шляпка, ножка, грибница)
- Рассмотрите
строение шляпочного гриба на стр. 17. Какие части мы не назвали? (кольцо,
мешочек, пластинки)
Знакомство с
видами шляпочных грибов
Работа по
учебнику.
- Переверните
страницу учебника.
- Посмотрите на грибы рядом с девочкой. Кто самый внимательный и
может ответить на вопрос, какой из этих грибов назвали пластинчатым, а какой –
трубчатым? (у первого гриба под шляпкой пластинки, значит он пластинчатый, а у
второго трубочки, значит он трубчатый)
- На какие
группы разделили шляпочные грибы?
(Прикрепить
таблички трубчатые,
пластинчатые)
Вывод:
шляпочные грибы бывают пластинчатыми и трубчатыми
- На
первой фотографии, грибы какой группы? На второй? (учебник, трубчатые,
пластинчатые)
Физкультминутка
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку,
изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки. (наклон)
Медведь проходил, (идут, изображая
медведя)
Мухомор раздавил.
Правильно ли
он сделал?
- К какой части природы
относятся грибы? Докажите.
- Какие условия им
необходимы для роста и развития? Выберете. (в учебнике: холод, тепло, влага,
отсутствие дождей)
- Что же такое
грибы? Растения? Животные? Люди? (Грибы – это особый мир живой природы, который
не относится ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство.)
V. Закрепление
изученного
1. Самостоятельная
работа в тетради на печатной основе
Стр.11, № 3
Самопроверка по доске
2. Работа
в парах
- Вылепить гриб.
- Я посмотрела на ваши работы. У кого-то я
увидела две части гриба, а у кого-то три. Какую часть гриба я не нашла у ребят?
VI.
Итог урока
- Давайте
вернемся к плану урока.
- Что мы
должны были узнать о шляпочных грибах? (строение, виды, к какой группе природы
относятся)
- Всё удалось
узнать? Докажите.
- Назовите
части шляпочного гриба.
- На какие
две группы делятся шляпочные грибы?
- К какой
группе природы относятся грибы?
Рефлексия
- Выберите и
покажите сигнальную карточку
(Критерии оценивания: зелёный цвет - всё понял,
жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.