Тема. Что
растет на клумбе?
Урок окружающего мира в 1 классе Программа
«Школа России»
Лялина Ирина Анатольевна
ГКОУ «Бежецкая школа-интернат»
учитель начальных классов
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Регулятивные:
соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием
конкретной задачи.
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о
том, какие цветы растут на клумбе; логические – осуществление поиска
существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного
жизненного опыта).
Коммуникативные:
работать в группах, ставить вопросы участникам группы.
Оборудование: Презентация
, наглядность: картинки с изображением цветов, распечатки с цветами, цветные
карандаши
Ход урока
I.
Организационное начало урока.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок.
Наши ушки – на макушке, глазки широко
открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
-
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в
том, что сегодня у вас все получится, поддержите друг друга перед предстоящей
работой! Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился светом!
II.
Проверка дом. задания.
-
Отгадайте загадку.
Дышит, растет, а ходить не может. (растение)
- Растения бывают самые разнообразные:
травы, цветы, кустарники, деревья…
Игра «Да-нет». Ответьте на мои вопросы
«да» или «нет»
Ромашка
– трава? (да) Дуб – кустарник? (нет) Берёза – дерево? (да)
Малина – кустарник? (да) Одуванчик – дерево? (нет)
1.
–Назовите части растений?
2.
– Какие растения растут у нас на
подоконниках? Назовите их.
3.
– Где родина этих растений?
4.
– Как нужно ухаживать за комнатными
цветами? (СЛАЙД 2 )
5.
– Зачем нам в жизни нужны комнатные цветы? (СЛАЙД 3)
III.
Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
Вводная беседа.
-
Растения делятся на 2 группы: дикорастущие и культурные. Растения украшают
жизнь людей, радуют их своими красками и ароматом. Но не только комнатные
растения служат для украшения. Почти каждый дворик, будь он в городе или
деревне, радует нас своими клумбами, заботливо созданными руками жителей. Сегодня
мы отправимся на видеоэкскурсию и посетим цветник, познакомимся с растениями,
которые растут на клумбах.
IV.
Постановка цели урока.
-Определите
тему нашего урока. (Растения клумбы). (СЛАЙД 4 )
-Какую
цель мы перед собой поставим?(познакомиться с растениями клумбы.)
Наша клумба загляденье! Полюбуйтесь на
неё!
Поднимает настроенье Всем, кто к ней ни
подойдёт.
Сколько красок уместилось, Просто глаз не
оторвать!
Будто радуга спустилась К нам цветы
разрисовать. (Е. Николаева)
–
Мудрая Черепаха загадала Муравью Вопросику загадки о цветах, растущих на
школьной клумбе, но без вашей помощи он не справится. Помогите ему разгадать загадки
и назвать цветы
2.На клумбу звёздочка
упала
И
цветком красивым стала. (Астра.) (СЛАЙД
6)
Астра
получила своё название от греческого слова “астер” и переводится как “звезда”.
Согласно легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Кто видел
это растение?
Стебли
зелёные, твёрдые. Листья у астры овальные. Астра - “королева осеннего
цветника”. Она радует нас своим цветением до самого снега. У астры очень
красивые цветки: белого, розового, голубого, красного цвета, похожие на ромашки-помпончики
3. Разноцветные ромашки восхищают
всех ребят.
Дружно
машут нам листочками, в космос улететь хотят. (Космея.) (СЛАЙД 7)
Название данного растения произошло от греческого
слова «kosmeo», что переводится как «украшение». Родом космея с субтропических
и тропических областей Америки.
4. «Два цветка, два гладиолуса,
Разговор
ведут вполголоса.
По
утрам они беседуют
Про
цветочные дела…» (СЛАЙД 8)
Гладиолус
получил своё название от латинского слова “шпага”, так как листья этого
благородного цветка действительно похожи на длинные шпаги. Листья длинные,
похожи на мечи. Крупные нежные цветки бывают разной окраски: от белой до почти
чёрной. Гладиолусы радуют нас своим цветением почти до самого снега.
5.Сквозь землю прошёл, оранжевый
ноготок нашёл. (Календула.) (СЛАЙД
9)
Календула
(или ноготки) получила своё название из латинского языка и переводится как
“первый день каждого месяца”, так как на родине, в Южной Европе, она цветёт
почти весь год, в том числе и в первые числа каждого месяца. Листья ее простые,
овальные или удлинённые. Цветки жёлтые, оранжевые или красноватые.
Календула
— лекарственное растение. Еще в древности отвары и настои из ее цветков
использовали для заживления ран. Отваром календулы полощут горло. Ее используют
при изготовлении кремов, шампуней. У календулы есть еще одно название —
ноготки.
6.По краю клумбы выстроились
в ряд,
Надели
мы сегодня бархатный наряд. (Бархатцы.) (СЛАЙД 10)
Обратите
внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. Бархатцы не
закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит
очень ярко. Само растение обладает не очень приятным запахом, но полезное для
клумбы – запах отпугивает насекомых-вредителей. Бархатцы
издавна используют в лечебных целях. Настой,
приготовленный из высушенных бархатцев, используется при лечении бронхита,
простудных заболеваний, стоматита, астмы, а также он очищает кровь.
-
Объясните, почему эти растения называются „бархатцы“?
Физминутка
Раз
–два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К
солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало
им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок
пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево
качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо
качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок
убегай! (грозят пальчиком)
Ты
цветочки не сломай! (приседают)
Пусть
они растут, растут,
Детям
радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
V.
Закрепление новых знаний. Работа по учебнику с.26
-
Вспомните, какие из этих цветов растут на вашей клумбе или дачном участке?
-
Какие цветы используют в лекарственных целях?
-
На клумбе много и других цветов. Известны ли вам их названия? ( рис. с.27)
(СЛАЙДЫ 11-19)
Работа
в парах:
-Какие
цветы растут возле вашего дома? Какие цветы растут на школьной клумбе?
-У
вас на столах лежат конверты, откройте их. Ваша задача – найти и выбрать
растения, которые растут на клумбе. (Приложение 2)
(музыкальное
сопровождение П.Чайковский «Вальс цветов») (СЛАЙД 20)
-
Все справились, но это еще не все. У нас в классе тоже есть клумба, которую мы
сейчас с вами украсим. Каждый возьмет по растению, которые вы выбрали и украсит
клумбу. Первая группа выходите. ( и т.д.)
VI.
Творческое применение знаний.
-Мудрая
Черепаха и Муравей Вопросик приготовили для вас еще одно задание. У вас на
столах лежит нарисованный цветок, вы должны вспомнить, как он называется и раскрасить
его, если вы забыли, какие цвета должны быть, то посмотрите в учебнике на 26
странице. (Приложение 1)
VII.
Подведение итогов.
-
Назовите несколько растений клумбы, цветника. Что растет на клумбе возле школы?
-
Какое значение растений?(Растения обогащают воздух кислородом, украшают клумбы
и дачные участки, являются пищей для животных и человека).
VIII.Рефлексия.
-Возьмите
три карандаша, желтого, зеленого и красного цветов. Кому на уроке все было
понятно и понравилось – поднимите желтый карандаш. Кому что-то было не понятно,
но урок понравился – зеленый. Кому ничего не понятно и не понравился урок –
красный. Урок окончен.
Приложение 1
Приложение 2:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.