Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»

Скачать материал

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»

 

Тема урока. Ветер. Разрушительная и созидательная работа ветров

 

Цель: уточнить и расширить знания обучащихся о ветре; объяснить причины  возникновения ветра, расширить знания о разрушительной и созидательной работе ветров.

 

Задачи:

- познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значением  для человека и окружающего мира,

- учить работать с дополнительной литературой,

- обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,

 - развивать умение работать в группе.

 

Оборудование:  учебник "Окружающий мир» 3класс (Г.Г.Ивченкова), иллюстрации, справочная литература, тест по теме «Свойства воздуха», карточки с текстами стихотворений, компьютерная презентация.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Создание ситуации успеха.

- Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу , гостям и настройтесь на работу.

 

1.Минутка календаря.

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура.

- Что говорит об этом дне народный календарь.

10 ноября

- В этот день осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла.

- Ребята, какие приметы ноября вы знаете?

 Какова погода в ноябре, таков и май будет.

 Ноябрь — ворота зиме.

 Ноябрь — не зима, а только предзимье.

 Ноябрь окаменит воды, наладит переходы.

 В ноябре снега надует — хлеба будет.

 Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят.

 Ноябрь — последний месяц живой воды.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрьские ночи до снега темны.

2. Актуализация знаний.

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?

 ( нужно учить новое, не забывая старого, уметь наблюдать за происходящим).

- Прежде, чем приступить к работе, вспомним все ваши знания по теме «Свойства воздуха». Выполним тестовую работу. Взаимопроверка.

 

II. Подведение к проблеме.

 

- Что интересного наблюдали по дороге в школу? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).

- А я сегодня утром встретила хорошего своего знакомого. Вы догадаетесь кого, если отгадаете мою загадку:

 

Он бескрылый, а летает.

 Безголовый, а свистит.

 Хоть безрукий, но бывает

 Очень нежно обнимает.

 Иногда и подгоняет,

 Если очень он сердит.

 Только что он был везде,

 Миг - и нет его нигде!

 

III. Мотивация. Формулирование проблемы.

 

-  Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- А что умеет делать ветер? (Ветер приносит прохладу, дождь. Умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса. Может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья).

- А что такое ветер?( Это движение воздуха над поверхностью земли).

-   Ребята, а как мы можем получить ветер?(подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.)

-  Вы хорошо перечислили признаки и действия ветра. А теперь прочитайте стихотворение. Какой образ ветра себе представили?

 

(Стихотворения на карточках 2 варианта)

Ветер воет, завывает,

 Гнет деревья до травы.

 С веток яблоки срывает,

 Тащит шапку с головы.

 Растрепал зеленый ельник,

 В щели узкие проник.

 Что он делает, бездельник,

 Ошалелый озорник?          

 

 

Ветер, ветер, где ты был?

 В поле мельницу крутил,

 Перенес пыльцу с цветов,

 Поиграл меж облаков.

 С ребятишками я в парке

 Наигрался в догонялки.

 В море паруса поднял,

 В город дождик я пригнал.

 Много за день я успел.

 Отдохнуть хочу от дел.

 

IV. Выдвижение гипотезы.

 

- Какие интересные образы вы себе представили.

- Но у меня возник вопрос "Ветер друг или враг человеку?"

 - Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, то давайте постараемся  используя слова с которыми мы сегодня встретились на уроке сформулировать тему и цели урока.

 

V. Формулировка темы и целей урока.

 

VI. «Открытие» детьми новых знаний.

- Вспомните, что происходит с воздухом при нагревании? (Воздух при нагревании расширяется).

-  Что происходит с воздухом при охлаждении? (Воздух при охлаждении сжимается).

- Проведём новый опыт. Узкую полоску бумаги держим над включённой в сеть лампочкой – бумага поднимается вверх. Вывод. (При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх).

Выключили лампу – вниз. Вывод. (При охлаждении воздух сжимается и опускается вниз).

- В природе происходит похожее явление, нагреваясь воздух поднимается вверх.

-  Что же в природе приводит в движение    воздух?

 - Поверхность Земли нагревается солнечными лучами неравномерно. Поэтому в одних местах воздух становится более тёплым, а в других холодным. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. А его место стремится занять холодный воздух.  Так возникает движение воздуха в природе, т.е. ветер.

 

- Рассмотрим ещё один пример образования ветра в природе. Летом вы ходите купаться? Что быстрее и сильнее нагревается солнцем: вода или суша? Как будет днём дуть ветер? А что остывает быстрее?  Ночью воздух теплее над водоемом, как ночью будет дуть ветер? 

Вывод:  ветер всегда так дует: днём с водоема  на сушу, а ночью с суши на водоем.

- Такие ветры называют бризами. Бриз — это местный ветер. Его скорость небольшая.

 - Давайте ещё раз убедимся в том, как образуется  ветер . Поверхность поля нагревается солнцем быстрее, чем поверхность листьев в лесу. Где же воздух будет теплее? Воздух над полем, значит он устремляется вверх. А более холодный воздух над лесом устремится в сторону поля. Т.е. возникает ветер.

 

- Постарайтесь сформулировать определение понятия ветер.

- Сравним свои выводы с выводами в учебнике.  (с.54)

 

VII. Свойства ветра.

 

- Мы часто слушаем прогноз погоды. Вы обращали внимание на то, что говорят о ветре.

- Говоря о ветре называют несколько свойств: направление, влажность, силу и температуру.

1. Направление ветра.

- Ветер часто меняет направление. Направление ветра называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера, его называют северным, а если с юга, то южным и так далее.

 

Стороны горизонта

 

-Существует прибор для измерения направления ветра. Знаете ли вы как называется этот прибор? Флюгер – приспособление для определения направления и силы ветра. История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрёл флюгер – доподлинно неизвестно.

b14_683-0   Wind_Vane_1920x1200  flugerWind_vane_05643

2. Сила ветра.

- По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы (ураган, тайфун, смерч, торнадо).

 

Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Шкала разработана английским адмиралом  Фрэнсисом Бофортом в 1806 году. С 1874 года принята для использования в международной синоптической практике.

 

3. Влажность ветра.

- По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе.

 

4. Температура ветра.

- Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре. (Теплые, холодные).

 

VIII. Значение ветра.

- Мы узнали о ветре много нового. Как вы думаете людям , окружающему нас миру нужен ветер? Для чего ?(Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь так и оставалась бы висеть над нашей головой? )

- Приносит ли вред окружающему нас миру, людям ветер? Какой? (Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,

деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)

-  Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

IX. Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях (с.22)

1. - Определи по рисункам, какой дует ветер. Проверьте друг друга.

2.  – Придумайте аппарат, который может летать по воздуху, плавать по воде и ездить по земле. Нарисуй такой аппарат.

 

X. Рефлексия.

 

- Вспомните все о чем узнали сегодня на уроке и закончите любое из предложений.

Я сегодня узнал :

Мне было интересно :

Мне хотелось бы еще :

Мне было трудно :

Я расскажу родителям :

 

XI. Домашнее задание.

- задание литературное – вспомнить произведения,  где упоминается ветер.

-задание творческое- написать мини-сочинение о том, чтобы вы стали делать, если бы умели летать.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»

 

Тема урока. Ветер. Разрушительная и созидательная работа ветров

 

Цель: уточнить и расширить знания обучащихся о ветре;объяснить причины  возникновения ветра, расширить знания о разрушительной и созидательной работе ветров.

 

Задачи:

- познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значением  для человека и окружающего мира,

- учить работать с дополнительной литературой,

- обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,

 - развивать умение работать в группе.

 

Оборудование:  учебник "Окружающий мир» 3класс (Г.Г.Ивченкова), иллюстрации, справочная литература, тест по теме «Свойства воздуха», карточки с текстами стихотворений, компьютерная презентация.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 705 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.02.2015 5472
    • DOCX 840.1 кбайт
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панфилова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панфилова Наталья Анатольевна
    Панфилова Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11230
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 413 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе