Инфоурок Окружающий мир КонспектыУрок окружающего мира "Твой родной край" (4 класс)

Урок окружающего мира "Твой родной край" (4 класс)

Скачать материал

Автор: Глотова Ольга Николаевна, 2017 год.

МБОУ «Пежемская СОШ № 14» Вельский район Архангельская область

Учитель начальных классов     

Урок  «Окружающий мир»

Тема: «Твой родной край» 

Класс: 4.

Цель: сформировать представление учащихся о родном крае, изучая географическое положение Архангельской области, с использованием методов исследования.

 

Задачи: 1) образовательная:             

1.  Изучить географическое положение Архангельской области, к какой  природной  зоне относится;

2.  Расширить знания о символах, древних городах и достопримечательностях Архангельской области.

3. Продолжить работу с использованием методов исследования,  справочной литературы, карты и дополнительной литературы.

2) развивающая: расширить знания о родном крае, с помощью сообщений товарищей, справочной литературы, иллюстраций в учебнике, карт,  презентации.

 3) воспитательная: воспитывать патриотические чувства гордости и любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края и страны; учить работать в группе.

 

Оборудование: презентация к уроку, физическая карта Архангельской области, административно-политическая карта РФ, карточки с заданиями для исследовательской работы, тесты, трафареты с изображением Архангельской  области, выставка краеведческой литературы, фонограмма «Гимн Архангельска!», презентация «Семь чудес Архангельской области»

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:  Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, согреет своим теплом и разбудит у нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Пусть ваше настроение на урок останется добрым на протяжении всего урока.

 

2. Актуализация опорных знаний.

 Звучит песня «Гимн Архангельской области!» (1 куплет и припев)

Гимн Архангельской области  (слова Н. К. Мешко)

Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!

Здесь по Петрову
Веленью из моря
Ряд белокрылых
Фрегатов восстал.
И колыбелью Российского флота
Край наш Архангельский стал.

Уч-ль:- Что это за песня? О чём она?  Почему урок начался с этой песни?

 (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.) 

Уч-ль:- Что является нашим родным краем? (Архангельская область, Вельский район).

- Родные с детства знакомые  места – это наша малая родина, наш родной край.

Слово «край» многозначное. Где мы можем найти  о толковании этого слова?

- Посмотрите значение этого слова? Что мы называем своим краем? Край  - (Область, где находится город, в котором мы живем)

III. Постановка учебной задачи

Уч-ль: А тема сегодняшнего урока будет -  какая? «Твой родной край»

- Мы прикоснёмся к изучению нового раздела «Родной край – часть великой России»

О чудесном нашем крае        

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где  мы все живем!

Уч-ль: Какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (на доске карточки-помогайки)

(Узнатьчто-то новое о своем крае)

Научиться работать с картой, находить  и показывать Архангельскую область на карте и  все объекты Архангельской области.

Познакомиться с … достопримечательностями  области.

- Для чего нам нужно это знать? (для развития кругозора, потому что это наша родина) 

IV «Открытие нового знания»

 1. Знакомство с административной картой России (на каждой парте карта)

Уч-ль. А для чего у нас на уроке висит на доске карта? (Чтобы поработать с ней)

 - А знакома ли она вам? Значит, какая цель возникает? (Познакомиться с новой картой)

Уч-ль.  –  Давайте  познакомимся с административной  картой России (настенная карта). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Какую информацию можно получить по карте? (Обозначение столицы нашей страны, столицы республик, краёв и областей; Ж,/Д; Границу государства и республик, краёв и областей, полярных владений)

- Что обозначает маленькая пунктирная линия на карте? ( граница республик, краёв, областей России ) 

Уч-ль.  - Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Территории, которые они занимают большие и маленькие.)

Уч-ль.  –  Найдите на карте самые крупные республики, края, округа. (показать на карте) (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Красноярский край, Чукотский автономный округ и т.д.) 

Уч-ль. На каких равнине и плоскогорье находятся эти большие по территории края, республики, области? ( Они  находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье).

Уч-ль.  –   А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено много небольших по площади республик, областей.) 

– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Архангельск)

 

2.  Работа в парах.

 Уч-ль.  –  Пусть один из вас покажет главный город нашей области. (Архангельск. Находят на карте.)

А другой расскажет, в каком направлении от Москвы находится наша область?

– Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?

ИТОГ: - С какой картой вы познакомились? (Административной)

- Что на ней изображено? (Области, республики, края и их границы)

V. Первичное закрепление.

  1. Вспоминаем символы Архангельской области.

Учитель.  – Наш край - наша малая Родина. Как называется наша маленькая Родина? (Архангельская область и входящий в её состав Ненецкий автономный округ) 

- У каждой страны, области, республики есть своя символика.

 – У Архангельской области тоже есть свои герб и флаг. О них нам напомнит …. (Сообщение учеников) См. приложение 1. 

- Продолжим открывать для себя новое об Архангельской области.

2.  Работа в группах.

Учитель.  – А сейчас поработаем в группах по физической карте Архангельской области. На каждой парте лежат карты.

Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: изучите по карте,  с какими областями, республиками, граничит Архангельская область–  на западе, на востоке, на севере, на юге. Выдаются карточки-помогайки.(См. приложение2)

Ответы детей у доски:

Архангельская область граничит на юге с Кировской и Вологодской областями, на западе с Карелией, на востоке с Республикой  Коми.

Доп. вопр.Какая ещё область расположена на берегу Белого моря?

 

2 группа: изучите по карте, какие реки протекают на территории Архангельской  области, озёра, моря.

Ответы детей у доски:

  На территории Архангельской  области протекает много рек. Самая крупная – Северная Двина, Онега, Мезень, Вычегда, Пинега, Печора. Территория омывается несколькими арктическими морями: Белым, Карским и Баренцевым. Есть озёра: Лача, Кенозеро.

Доп. вопр. – На каких реках стоит Вельск?  (Вель, Вага)

3 группа: изучите по карте, какие крупные города входят в состав Архангельской области и  допишите.

Ответы детей у доски:

В настоящее время в Архангельской области вместе с Ненецким автономным округом насчитывается 14 городов (три из которых получили статус города относительно недавно), а именно:

·         Архангельск — областной центр.

·         Вельск

·         Каргополь

·         Коряжма (город с 1985)

·         Котлас

·         Мезень

·         Мирный (город с 1966)

·         Нарьян-Мар — административный центр Ненецкого автономного округа.

·         Новодвинскород с 1977)

·         Няндома

·         Онега

·         Северодвинск

·         Сольвычегодск

·         Шенкурск

Доп. вопр.  - С какими городами мы уже были знакомы? (Сольвычегодск, Каргополь, Онега, Вельск, Мезень)

  Уч-ль.  –   Что нового вы для себя сегодня узнали?

Вывод:

  Уч-ль.  –  Давайте вместе обобщим услышанное.  Архангельская область - крупнейший субъект Российской Федерации, в неё входит  Ненецкий Автономный округ. Расположена на севере Восточно-Европейской равнины. Характеризуется большим количеством водных ресурсов, территория омывается несколькими арктическими морями: Белым, Карским и Баренцевым. Самая крупная река – Северная Двина.  Огромную площадь региона занимает зона тайги. Но основная зона это лесная. Имеет соседей– их 4 (Карелия, Вологодская область. Кировская область,  Республика Коми).   Численность населения Архангельской области составляет около 1 млн. 230 тыс. человек.

 

Е)  Физминутка.

По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг. (поворот направо)

Слева от нас находится лес. (поворот налево)

В таком лесу полно чудес. (круговые движения руками)

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам грибам! (наклоны)

Ж)  Виртуальная экскурсия по Архангельской области.

Учитель.  А сейчас я предлагаю вам отправиться на заочную экскурсию по достопримечательностям и интересным местам Архангельской области.

  Все слышали о семи чудесах света и многие, наверное, хотели бы взглянуть на них, но для этого нужно преодолеть тысячи километров, пересечь моря и континенты. А ведь в каждом уголке планеты можно найти что-то неповторимое и удивительное. На уроке я поведаю вам о семи наиболее ярких местах нашей малой родины – Поморского края.

 

Презентация.

 Сл. №1«Архангельск – культурно-историческая столица русского Севера, промышленная столица Поморья. Архангельск по праву называют «воротами в Арктику».

Сл. №2 «Семь чудес» Архангельской области: Музей «Малые Корелы»

Сл. №3 Малые Корелы – крупнейший уникальный музей деревянного зодчества в России, находящейся недалеко от Архангельска. На его территории сосредоточено около 200 самых разнообразных деревянных строений – церквей, крестьянских усадеб, часовен и т.д.

Сл. №4 Пинежские пещеры сказочное царство льда, скрытое от человеческих глаз глубоко под землёй тянется на многие километры. Большую часть года пещеры потоплены водой. И только зимой они превращаются в изумительный хрустальный дворец. Одна из самых красивых пещер Пинежья – голубенский провал. Чтобы попасть внутрь, надо спуститься на 20 метров вниз по хрупкой деревянной лестнице. В Пинежском заповеднике насчитывается более 400 пещер.

Сл. №5 Каргополь. Каргополь - город-музей, районный центр Архангельской области, расположенный на левом берегу реки Онеги. Маленький город, сохранивший свою старину. Славится он хорошо сохранившимися памятниками северной архитектуры 16—17 веков.

Сл. №6. Сольвычегодск. Старинный город - памятник северной русской культуры, основан новгородскими купцами в XIV веке. Находится в Котласском районе Архангельской области, на правом берегу Вычегды. Его первое название - Уссолье, затем был переименован в Соль Вычегодскую. Есть несколько старинных церквей, удивительно красивая природа.

Сл. №7. Холмогорский район — родина М.В.Ломоносова

Холмогорская земля дала учёного-реформатора Он

Холмогорская земля дала России не только учёного-реформатора мирового значения М.В.Ломоносова, который вошёл в науку как химик, физик, астроном, географ, геолог, поэт. Но и скульптора Федота Шубина, поэта Николая Рубцова. Холмогоры славятся как центр художественного промысла – холмогорская резная кость.

Сл. №8 Соловецкий архипелаг — жемчужина российского Севера

  Архипелаг расположен в западной части Белого моря, недалеко от полярного круга. Самый большой остров имеет размеры 25 километров в длину и 16 километров в ширину. Главной достопримечательностью этого острова является Соловецкий монастырь, который был построен в 15 веке. Соловецкий монастырь со временем стал духовным центром всего приморья. У Соловецкого монастыря интересная история.

Сл. №9 Белое море или, как его раньше называли – Студеное, – одно из самых маленьких морей, омывающих нашу страну. Площадь его поверхности 90 тыс. км² вместе с многочисленными островами, среди которых самыми известными являются Соловецкие острова. Побережье Белого моря отлично подходит для купания и активного отдыха всей семьей.

Уч-ль.О каких достопримечательностях я вам рассказала? Узнали ли вы для себя что-то новое? Сл. №10 Где бы вам захотелось побывать?

Уч-ль. Достаточно ли вы получили знаний об этих чудесах? О чём хотелось бы узнать больше?

Задание на дом.

     Подготовить более полное сообщение о любой достопримечательности Архангельской области. Можно из уже названных или о других, которых я не назвала.

 

V. Первичное закрепление.

Работа в тетради. С. 38, №60

Уч-ль. Прочитайте. Подумайте. Если вам трудно, то можно договориться на работу в паре.

– Напишите.  В какой области вы живёте?

Детям раздаются трафареты с изображением области. –

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Обозначьте на карте в тетрадях примерное расположение главного города нашей области и города, в котором мы живём.

– Укажите, с какими областями, республиками граничит наша область.

- Можно указать моря,  которые омывают наш край.

 Самопроверка по образцу. (На столе лист)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Тест «Твой край» см. приложение №3.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

 «Рефлексивный экран» презентация
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Меня удивило…
7. Урок дал мне для жизни…
8. Мне захотелось…

   9. Я научился…

Подведение итогов урока.

- Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что нового вы узнали об Архангельской области?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленные задачи? Какие?

- О чём бы хотелось узнать больше?

Уч-ль. Конечно, сегодня на уроке окружающего мира пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Эти тайны мы с вами будем открывать на последующих уроках. А ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе. (Показать выставку книг)

- Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:

   И с гордостью скажу родному краю:

   «Люблю и знаю. Знаю и люблю.           

   И тем полней люблю, чем глубже знаю»

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш Поморский край будет в будущем.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

Приложение 1:  Символы Архангельской области: герб и флаг.

Герб является официальным символом Архангельской области.

Основу герба Архангельской области составляет исторический герб Архангельской губернии.

Герб Архангельской области представляет собой четырехугольный золотой щит. В золотом щите - Святой Архангел Михаил в синих доспехах и в красных сапогах, держащий красный меч острием книзу и голубой щит, который украшен золотым крестом, и попирающий черного опрокинутого головой влево ангела тьмы. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

Существует официальное толкование основных элементов герба Архангельской области:

  • Архангел Михаил — вождь небесного воинства, небесный покровитель Архангельской области;
  • ангел тьмы — виновник греха, вражды;
  • золото гербового поля символизирует святость, изобилие, могущество, великодушие;
  • красный свет символизирует власть и мужество;
  • синий, голубой — символ красоты, мягкости, величия».

Флаг является официальным символом Архангельской области.

Флаг представляет собой белое полотнище с размещенным на нем голубым диагональным крестом. В центре креста изображен герб Архангельской области, дополненный специальными почетными элементами.
Лазоревый цвет – цвет доспехов Святого Архангела Михаила. В то же время голубой цвет символизирует расположение Архангельской области вдоль трех арктических морей и зарождение здесь военно-морского флота. Белый цвет фона флага символизирует северное расположение области.   

 Гимн Архангельской области

 Автор текста и музыки гимна Архангельской области - почётный гражданин города Архангельска, народная артистка СССР Нина Константиновна Мешко. На официальных мероприятиях запись гимна звучит в исполнении государственного академического Северного русского народного хора.

 

 

Приложение №2    Карточки-помогайки

Задание группе №1

1 группа: изучите по карте,  с какими областями, республиками, граничит Архангельская область–  на западе, на востоке, на севере, на юге.

Архангельская область граничит на юге _____________________________ областями, на западе ________________________, на востоке _____________.

 

Доп. вопр. – Какая ещё область расположена на берегу Белого моря?

____________________________________________________________________________

 

Задание группе №2

- Иизучите по карте, какие реки протекают на территории Архангельской  области, озёра, моря.

  На территории Архангельской  области протекает много рек. Самая крупная –______________________________________. А так же ________________, ________________, _______________,__________________. Территория омывается несколькими арктическими морями: ____________________,  ___________________________, ____________________.

Есть озёра: _______________, ________________________.

 

Доп. вопр. – На каких реках стоит Вельск?  ________________________________

 

Задание группе №3

- Изучите по карте, какие крупные города входят в состав Архангельской области и  допишите.

В настоящее время в Архангельской области вместе с Ненецким автономным округом насчитывается 14 городов (три из которых получили статус города относительно недавно), а именно:

·         А__________________ — областной центр.

·         В _______________________

·         К ____________________________

·         Коряжма (город с 1985)

·         К __________________________

·         М _____________________

·         Мирный (город с 1966)

·         Нарьян-Мар — административный центр Ненецкого автономного округа.

·         Н _______________(город с 1977)

·         Няндома

·         О_______________

·         С ____________________

·         Сольвычегодск

·         Шенкурск

Доп. вопр.  - С какими городами мы уже были знакомы?


Приложение 3.

Тест «Твой край»

1. Где расположена Архангельская область?

а) Западно – Сибирская равнина;

б) Среднесибирское плоскогорье.

в) Восточно – Европейская равнина;

 

2. Что изображено на гербе Архангельской области?

а) Святой Сергий Радонежский;

б) Святой Архангел Михаил;

в) Георгий Победоносец

 

3. Что изображено на флаге Архангельской области?

а) голубой диагональный крест;

б) три полоски: белый, синий, красный;

в) синие полоски и герб  области.

 

4. Какая крупная река протекает по территории нашей области?

а) Северная Двина;

б) Енисей;

в) Волга.

 

5. Какой город не входит в состав Архангельской области?

а) Котлас;

б) Москва;

в) Каргополь.

 

6. Архангельская область граничит с…
а)   Вологодской областью, Карелией;

      Новгородской областью;  Республикой Коми;

Б). Владимирской областью, Кировской областью;

      Вологодской областью; Карелией;

В)  Кировской областью; Вологодской областью;

      Карелией; Республикой Коми.

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

А

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира "Твой родной край" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: сформировать представление учащихся о родном крае, изучая географическое положение Архангельской области, с использованием методов исследования.

На уроке работаем с физической картой Архангельской области, административно-политической картой РФ, вспоминаем герб и гимн Архангельской области. Даны карточки для работы в группе, описание презентации "Семь чудес света"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2019 1372
    • DOCX 120 кбайт
    • 38 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Глотова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Глотова Ольга Николаевна
    Глотова Ольга Николаевна
    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4986
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек