Конспект урока по учебнику "Окружающий мир" в 3-м
классе, созданному Н.Р. Виноградовой в соответствии с проектом "Начальная
школа»
Бузинская В.Н. учитель начальных
классов
Тема урока:«Позвоночные животные –
рыбы».
Цели урока:
1.
Обобщить имеющиеся у детей знания о такой группе животных, как
рыбы;
2.
Учить детей самостоятельно получать новую информацию,
оперировать ею;
3.
Развивать творческую активность, речь;
4.
Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога,
проводить рефлексию своей работы на уроке.
Организация урока: Работа
в парах. Приемы технологии развития критического мышления инсерт, маркировка
текста, сочинение синквейна (пятистишия).
Содержание урока:
1. Организационный момент. (Слайд 2)
Настрой: ( Прочитайте девиз нашего урока)
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
2. Стадия вызова. (Слайд 3)
Игра: «Доскажи словечко»
1.
Животный мир Земли по-другому называется
... (фауна)
2.
Животное, которое состоит только из одной клетки,
называется... (одноклеточным)
3.
Животные, не имеющие позвоночника, называются ...
(беспозвоночные)
4.
Животные, у которых есть позвоночник, называются...
(позвоночные)
3. Сообщение темы и цели урока.
·
Сегодня на уроке окружающего мира мы познакомимся с одним из
видов позвоночных животных. А узнаете вы кто это, когда отгадаете загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток» (рыбы) (Слайд 4,
5)
4. Стадия осмысления.
·
Давайте вспомним, из каких частей состоит рыба, и обозначим их
на нашей таблице на карточках. Работаем в парах (дети заполняют карточки с
названиями частей рыбы ). Проверка (Слайд 6)
·
Рыба – это живое существо? Почему? (т.к. питаются, размножаются
и т.д.) Составляется таблица на доске.
·
Действительно ли это так? (Презентация ученицы «Что мы знаем о
рыбах» .)
Физминутка.
Рыбки в озере купались…
·
Чтение текста с использованием приема «инсерт».
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - хочу спросить
«V» - знал
Группа животных – рыбы.
Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле
человека, в океанах уже плавали рыбы. С тех пор рыбы стали развиваться самыми
различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских
рыб.
По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные,
как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.
Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая
позволяет ей передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при
строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто
чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска
рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями.
Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает
ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное
отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы.
Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды.
Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы приспособились
быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких животных,
но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных
и насекомых, живущих в воде. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг
планктона.
Размножаются рыбы, откладывая икру.
Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки.
Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – в
озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому
на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов.
Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и
вкус. Они ощущают кожей.
Рыбы могут пахнуть. У них есть два пахучих органа, расположенных в ноздрях на
голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время существенно
увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих
видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение,
которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и
количество рыбы, которое можно выловить.
Вопросы:
·
Что уже знали?
·
Что было непонятным или хотите уточнить?
·
О чем думали иначе?
·
Что узнали нового?
5. Рефлексия.
·
Составление синквейна:
o
Тема (1 существительное) – рыбы.
o
Описание темы (2 прилагательных) – плавающие позвоночные.
o
Описание действия (3 глагола) – дышат, питаются, размножаются.
o
Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – «Рыбы
нуждаются в охране».
o
Слово, отражающее суть темы – позвоночные.
·
Беседа об охране окружающей среды.
·
(Слайд 7)
6. Домашнее задание.
Сообщение о рыбах Чердынского района..
Стр.121-129 прочитать.
(Слайд 8)
Цели урока:
Образовательные:
·
Обобщить имеющиеся у детей знания о такой группе животных, как
рыбы.
·
Совершенствовать знания об особенностях строения рыб, умения
находить признаки сходства и различия рыб с другими животными.
·
Обеспечить условия для поиска нужной информации.
·
Учить детей самостоятельно получать новую информацию,
оперировать ею.
Развивающие:
·
Развивать творческую активность, речь.
·
Формировать навыки наблюдений.
Воспитывающие:
·
Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога,
проводить рефлексию своей работы на уроке.
·
Вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Тип урока: Урок
объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Методы:
·
информационный (словесный);
·
наглядный;
·
иллюстративный;
·
репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
индивидуальная.
Оборудование: аквариум с рыбками,
таблица «Речной окунь», мультимедийная установка.
Ресурсы:
Основные:
·
учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1 (Н.Ф. Виноградова),
стр. 108-111;
·
рабочая тетрадь №1, стр. 43 №79.
Дополнительные:
·
дополнительная литература учащихся (энциклопедии).
Организация урока: группы
по 4 человека. Приемы технологии развития критического мышления: составление
кластера, маркировка текста, сочинение синквейна (пятистишия).
Планируемый результат: называть
особенности строения рыб, находить признаки сходства и различия рыб с другими
животными, уметь работать с нужной информацией.
Основные термины и понятия: позвоночные
животные, рыбы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.