Урок грамоты.
Дата: 21.12.15 год
Тема: Слова с йотированными гласными в начале
и середине слова (ель, мель; еж, клен).
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на
расширение знаний о функциях букв Е,
Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).
Задачи:
·
Создать на
уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только
мягкость согласных, но и два звука;
·
учить
сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы,
что они не всегда совпадают;
·
Развивать
умения обобщать и делать выводы.
Ожидаемые
результаты:
·
знают что
буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука;
·
устанавливают соотношение звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными;
·
наблюдают, рассуждают,
обобщают, делают выводы.
Оборудование: карточки для парной и групповой работы, презентация
Ход урока.
1.
Организационный
момент
2.
Актуализация
знаний. Минутка чистописания.
-
Посмотрите на доску.
Речь ключ
мёл мяч
е
ю
? ?
- Найдите
связь между верхним и нижним рядами.
-
Вместо вопросов поставьте подходящую букву. Обоснуйте свой ответ.
- Что
общего у всех этих букв?
-
Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске).
- А
теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.
1.Распустила
алый хвост,
Улетела в
стаю звезд.
Наш народ
построил эту
Межпланетную
… (ракету)
2.Ясными
ночками
Гуляет
мама с дочками.
Дочкам не
твердит она:
«Спать
ложитесь, поздно!»
Потому
что мать – луна,
А дочурки
- … (звёзды)
3. Если б
не было его,
Не сказал
бы ничего. (язык)
4. Что же
это за девица:
Не швея,
не мастерица,
Ничего
сама не шьет,
А в
иголках круглый год. (ёлка)
5.
Кручусь, верчусь,
И мне не
лень
Вертеться
даже
Целый
день. (юла)
-
Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.
- Какие
буквы подчеркнули? (е,ё)
3.
Постановка
проблемы.
- А в каких словах буквы не подчеркнули? Почему? (В словах язык, юла
и ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука)
-
Тогда, почему эти слова также предложены для записи? (мы еще не все повторили о
буквах е, ё, ю, я)
- Верно, сегодня на
уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о
какой? (Они в начале слова обозначают два звука)
- Конечно, вот над
этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 – высвечивается тема урока).
4.
Постановка
задач на урок детьми самостоятельно.
5.
Чтение
текста. Работа по содержанию.
Работа
в группах.
- Будем
читать текст. Нужно узнать его название по первым буквам рисунков (В лесу).
В лесу.
Приближался
Новый год. В лесу стояла наряженная ёлочка. Ёжик каждому приготовил в
подарок угощения. Белочке – грибы, медвежонку – мёд, снегирям – ягоды рябины,
а себе он взял яблочко. Друзья пели весёлые песенки и водили хоровод возле
ёлочки. Как хорошо когда рядом друзья, подумал ёжик. А когда наступила ночь,
они пошли в свои норки и заснули крепким сном.
- Какой праздник
приближался?
- Как ты догадался,
что приближается Новый год?
- Кто приготовил
угощение друзьям?
- Кто что получил в
подарок от ёжика?
- Что делали друзья
возле ёлочки?
- О чём подумал ёжик?
- Чем закончилась
сказка?
6.
Закрепление.
Работа в парах.
Создание проблемной ситуации.
- Вчера ученики писали диктант, а
девочка Асель сделала ошибки в словах. Помоги Асель найти их и объяснить,
почему она сделала такие ошибки?
Я нашла в лесу йожика. Он спал под
йолкой. (е,ё)
Вывод: Сколько звуков они обозначают гласные е,
ё, ю, я? в начале и середине слова?
7.
Итог
урока. Тестирование.
1.
Какая буква не является хитрой?
а)
и б) ю в)е
2.
Выбери верное утверждение:
а)
хитрые гласные всегда обозначают 2 звука.
б) хитрые гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
в) хитрые гласные всегда обозначают 1 звук.
3. В каком из этих слов хитрая
гласная обозначает 1 звук?
а) маяк б) моряк в) яхта.
Проверка: на слайде – самопроверка
(нарисовать улыбку: нет ошибок, есть ошибки )
8.
Рефлексия.
- Вспомните свои
впечатления на уроке и закончите предложения:
Я работал с
………………………………….. настроением.
Я …………………………..
доволен собой.
Я испытывал
затруднения, когда ……………….. .
Я бы хотел стать
более ………………… .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.