Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б." (1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б." (1 класс)

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Смазневская средняя общеобразовательная школа» 

Заринского района Алтайского края 

 

 

 

 


 

 




 

Урок обучения грамоте

в 1 классе.

Тема: Согласные звуки [б], [б'],

буквы Б, б.


 

 



 

 

     

 

 






 

Составитель: Грудинина Е.А. 

               учитель начальных классов 

 

 

  

Смазнево 

2017 г 


Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [б], [б,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Личностные (ЛР): - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять бережное отношение к природе.

Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

- определять место новой буквы на «ленте букв»;

-соотносить все изученные буквы со звуками.

-Работать над использованием знаково-символичных средств.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, презентация, «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука», книга А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», схемы слов, карточки с буквами Б,б, карточки для работы в группе, карточки для самооценки, мяч, картинки животных, портрет А.С. Пушкина, Красная книга РФ, Красная книга Алтайского края, счётные палочки, сигнальные карточки.


Тип урока: изучение новой темы.






Ход урока


1.Организационный момент


Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок!

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

2.Актуализация знаний учащихся.

-Давайте повторим, что мы узнали на предыдущих уроках.

- На какие две группы можно разделить все звуки русского языка?

- Как отличить гласный звук от согласного?

- Назовите буквы гласных звуков. Почему в ленте они записаны на разных строчках?

- Какую букву называют «хитрой» и почему?

- Почему буквы согласных звуков тоже записаны на разных строках?

- Почему у этих букв «домики» двухцветные (сине-зелёные)?

- Молодцы!

3.Самоопределение учащихся к деятельности

-Ребята, сегодня у нас урок-путешествие. Куда же мы с вами отправимся? Вам подскажут первые звуки слов, называющих предметы, изображенные на этих картинках. (дети прикрепляют под картинками на доске магнитные буквы)


hello_html_30fa9da.jpghello_html_4fb1086a.gifhello_html_759bc8a2.pnghello_html_4fb1086a.gifhello_html_m6ae5619b.gifhello_html_m7d1209c3.gifhello_html_27523f95.gifhello_html_m5cc8bee0.gifhello_html_2f73d264.gifhello_html_74f33b07.pnghello_html_2f73d264.gifhello_html_38a49809.pnghello_html_2f73d264.gifhello_html_61a79cef.gifhello_html_61a79cef.gif





ЗООПАРК

ЗООПАРК - научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства.



4. Постановка темы и цели урока.

  • Мы узнали с вами, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята,

Чтоб животных увидать,

Но сначала надо букву

Всем нам новую узнать.

- Посмотрите на слайд и скажите, что на них изображено? (бублик, булочка, баран, бегемот, Бармалей, барабан, банан, ботинок)

- Подумайте, что объединяет все эти слова? Чем они похожи?

- Одинаковые ли звуки слышатся в начале этих слов?

Фонетическая зарядка

  • Как звучит барабан? (бум-бум-бум)

  • Как блеет баран? (бе-е…)

  • С какого звука начинается слово бум? (б)

  • С какого звука начинается слог бе? (б')

- Определите тему сегодняшнего урока? (Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б)

- Давайте вместе определим цели урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [б] и [б’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (познакомимся с буквой б, со звуками б, б')

-Мы определили тему и цель работы на уроке.

- Молодцы!

5. Повторение пройденного.

- Вчера в зоопарке работал очень рассеянный зоотехник. Он забыл закрыть клетки. Вот животные и бродят по территории зоопарка. Нам надо помочь, и навести здесь порядок до прихода посетителей.

- Надписи на клетках помогут определить, кого мы должны поселить в нее.





hello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m37d303df.gifhello_html_m37d303df.gif

hello_html_m11ee9b38.gifhello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_d6dd22.gif

hello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_m37d303df.gifhello_html_m1811da9f.gif

hello_html_m7cbc3e93.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_m29cdb4c7.png

hello_html_m11ee9b38.gifhello_html_6e9bcb5e.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_6e9bcb5e.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_m37d303df.gifhello_html_m305ac005.png

hello_html_6e9bcb5e.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_6e9bcb5e.gifhello_html_m11ee9b38.gifhello_html_m37d303df.gifhello_html_1c21eba1.png

ПОПУГАЙ БАРАН ТИГР МЕДВЕДЬ ПАВЛИН

Эта вот птица умеет дразниться. ПОПУГАЙ


А эта хвостом разноцветным гордится. ПАВЛИН


У этого зверя есть шуба и рожки. БАРАН


Вот этот в полосочку – родственник кошки. ТИГР


Вот этот ложится в берлогу зимой. МЕДВЕДЬ


Давайте вернём их, ребята, домой!

(Дети подбирают слова к схемам под картинками.)

- Все животные на местах.

6.Усвоение новых знаний

Работа со слого-звуковыми схемами. (с.97)

- Итак, в зоопарке порядок. Можно продолжать путешествие.

- Вот так лошадка! –

Воскликнул Андрейка, -

Словно большая тетрадка в линейку!

- Кого увидел Андрейка?

ЗЕБРУ
hello_html_26bba13c.jpg

- Вот только табличка потерялась. Давайте ее восстановим. Приготовьте маршрутный лист.

hello_html_m4826610b.gifhello_html_4ef1a00b.gif


hello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gifhello_html_d6dd22.gif




- Поставьте руку под подбородок и произнесите слово «зебра», сосчитайте количество слогов.

- Сколько слогов в слове? Почему?

- Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит?

Что можете рассказать о первом и втором звуках? Обозначьте их схемой. Произнесите третий звук. Какой он? Почему? Какие преграды встречает воздух на своём пути? Как выстраиваются губы? Как обозначить?

- Назовите второй слог. Из каких звуков состоит этот слог?

Какие они? Обозначьте схемой.

- Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук.

-Дайте ему характеристику.

- Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

- [б], твердый или мягкий?

- Закройте ушки и произнесите звук [б]. Какой звук, звонкий или глухой?

- Проверим, какая схема появились на доске. Оцените её с помощью «ладошки».

- Какой новый звук встретился в слове?

- Подведем итог: расскажите, что вы узнали о звуке [б].

- Послушайте ещё одну загадку:

Выносливые птицы,

Усердно ищут корм,

И крошки подбирают,

Воркуя под окном!

- Конечно, это голуби.

hello_html_195645aa.jpg

- Поставьте руку под подбородок и произнесите слово «голуби», сосчитайте количество слогов.

- Назовите первый слог. Сколько звуков в нём слышите? Какие это звуки? Что можете рассказать о них? Обозначьте их схемой.

- Произнесите второй слог. Сколько звуков в нём слышите? Какие это звуки? Что можете рассказать о них? Обозначьте их схемой.

- Назовите третий слог в слове «голуби». Сколько в нём звуков? Какой первый? Что о нём можете рассказать? Обозначьте схемой.

- Проверим схему.

- Произнесите третий слог и выделите голосом первый звук.

-Дайте ему характеристику.

- Произнесите звук [б`]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

-[б`], твердый или мягкий?

- Закройте ушки и произнесите звук [б`]. Какой звук, звонкий или глухой?

- Проверим, какая схема появились на доске. Оцените её с помощью «ладошки».

- Какой новый звук встретился в слове?


- Итак, какие же новые звуки встретились в наших словах? Что вы узнали об этих звуках? Что ещё можно сказать о согласных звуках?

Вывод: Звуки [б] и [б`] согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми.

Упражнения в слушании выделенных звуков.

- А сейчас произнесите про себя или шёпотом своё имя.

- Встаньте те дети, в имени которых есть новый звук. Определите, где он находится. (Роберт).

- А сейчас произнесите про себя или шёпотом свою фамилию.

- Встаньте те дети, в фамилии которых есть новый звук. Определите, где он находится. (Беляева, Бурцова, Грибанова, Табалыкина).

-Назовите по слайду слова со звуками [б] и [б`].

(бабушка, бегемот, бублики, балерина, бананы, божья коровка, блины, берёза, белка)

Какие гласные делают звук мягким?

-Какие гласные делают звук твёрдым?

Игра “ Кулачок-подушечка”.

-Определите твёрдость-мягкость.

- Итак, я говорю слова, если в слове звук [б] твёрдый – стучим кулачком об кулачок, если [б`] мягкий – руки под голову.

(бабушка, бегемот, бублики, балерина, бананы, божья коровка, блины, берёза, белка)

Оцените свои успехи «ладошкой». Я умею слышать и отличать звуки [б] и [б`] от других.

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Мама дальше всех пошла,

Больше всех грибов нашла.

Раз грибок, два грибок, три грибок –

Вот и полон кузовок.

- О чём говорилось в этом стихотворении? Какой новый звук встретился в слове «грибы». В какой части слова? Что вы о нём запомнили?

Знакомство с буквой Б, б

- Ребята, а кто из вас знает какой буквой можно записать звуки [б], [б,]? (Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б, б.)

- Звуков два, а буква одна и называется она буква «бэ».

(Открывается буква на доске).

hello_html_74369fb0.jpg

- Послушаем стихи и узнаем, на что похожа эта буква.


hello_html_m6f6fc1f9.jpg










Буква Б проснется рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,
Богатырь, Борис Бобров!

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет:

- Бэ-э-э!


(Дети читают стихи и показывают картинки)

Буква б проснётся рано.

Буква б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

Буква б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет:

- Бэ-э-э!



-Для чего нам пригодятся заглавные буквы? (Писать первое слово в предложении, имена собственные).

- Правильно, молодцы.

- Где поселится буква Б? (в ленте букв)

-Давайте, вместе подумаем, в какой же домик поселить новую букву? Какого цвета он должен быть? На каком этаже будет жить буква б? Почему?

- Где ещё живёт буква Б? (В алфавите.)

-Найдите, где в классе спряталась буква? (дети встают рядом с карточками с буквой б)

 Развитие мелкой моторики.

- Составьте букву Б из счётных палочек. Сделайте взаимопроверку.

-Постройте букву Б с помощью пальчиков; парами, взявшись за руки.

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

-Оцените свои успехи. Я знаю букву Б.

Работа в парах.

-Мы оказались в зоопарке в секторе Б. Раскрасьте большую букву Б синим цветом, а маленькую – зеленым.

hello_html_m44cd0da2.gifhello_html_7b584b2e.gifhello_html_m3dcddcf7.gif

hello_html_m3d0ef44e.gifhello_html_3f3f2fcf.gif






- Следующую букву заштрихуйте простым карандашом.

- Рассмотрите рисунок и найдите букву Б. Раскрасьте ее синим цветом.

- А вот и жители сектора Б. Поработаем в парах. Проведем дорожки: зеленые к животным, названия которых начинаются со звука ,], а синие – со звука [б].










hello_html_m756eea15.gifhello_html_17d44028.gif

hello_html_487b99ce.gif

hello_html_m5735dc41.gif

hello_html_37dfb72e.gif


hello_html_m7c08f20e.png

hello_html_2a3f48f6.pnghello_html_5d7fb5e5.gif









- К каким животным можно попасть по зеленым дорожкам?

- К кому приведут нас синие дорожки?

-Есть животное, к которому вы не провели дорожку от буквы Б? Почему?

7. Закрепление полученных знаний.

Чтение слогов – слияний.

В зоопарк спешат ребята,

Чтоб животных увидать,

Но сначала с этой буквой

Надо слоги прочитать.

- Поиграем в игру «Попугайчики»

- Мы не девочки, не мальчики,

Все теперь мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй:

Ба – ба – ба – у реки стоит из…ба.

Би – би – би – тише вёслами гре…би.

Бу – бу – бу – мы посмотрим на из…бу.

Бы – бы – бы – не идёт дым из тру…бы.

Бе – бе - бе – нет хозяина в из…бе.

-Прочитайте в учебнике на с. 97 слоги с буквой б. (птичий базар) (вслух 1-2 по желанию)

  • Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?

  • Назовите слоги, в которых буква Б обозначает твёрдый согласный звук.

  • Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

  • Назовите слоги, в которых буква Б обозначает мягкий согласный звук.

  • Кому было трудно читать? Ладошка – самооценка. Я умею читать слоги-слияния.

Чтение слов.

Букву новую узнали,

Слоги мы с ней прочитали,

Значит, может весь наш класс

В зоопарк попасть сейчас!

  • На доске слова и картинки с животными. Прочитайте их

Белка

hello_html_55080b0c.jpg


Зебра

hello_html_26bba13c.jpg


Барсук

hello_html_m289c21fb.jpg



Кобра

hello_html_m32149a24.jpg

Зубры

hello_html_3debed86.jpg

  • Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. И он совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’]. (Бегемот, верблюд, кабан, собака, баран, барс…).

Знакомство с Красной книгой России и Красной книгой Алтайского края.

Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Люди решили составить список этих животных. Так появилась Красная книга. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Некоторые из наших животных тоже занесены в Красную книгу.

(Сообщения учащихся.)

Зебры – это род лошадей. Тело зебр покрыто тёмными и светлыми полосками. Такой окрас делает их малозаметными. Бег у зебр менее быстрый, чем у лошадей, и они менее выносливы. Приручаются они с большим трудом. От врагов они защищаются зубами и копытами.

Зубры - это очень крупные и могучие быки. Длина зубра до трёх метров, масса около одной тонны. У зубров короткие, толстые и острые рога; высокая горбом холка; покатая спина; густая грива и борода из длинных волос.

Кобры – очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю часть тела, образуя капюшон.

Работа в группе.

- Наш обратный путь из зоопарка лежит по аллее парка. Взгляните, под ногами рассыпались ковром кленовые листья. Они высохли и развалились на 2 половинки. Давайте их восстановим.

- Прочитаем сначала сочетания букв на половинках листьев.

(Группа детей у доски составляет слова из слогов).



hello_html_m3fefd7ca.jpghello_html_m3fefd7ca.jpghello_html_m3fefd7ca.jpg


бар зуб ры

hello_html_m3fefd7ca.jpg

hello_html_m3fefd7ca.jpghello_html_m3fefd7ca.jpg



зеб ра


коб



hello_html_m3fefd7ca.jpghello_html_m3fefd7ca.jpg

hello_html_m3fefd7ca.jpghello_html_m3fefd7ca.jpgбел



сук ра

ка





ЗЕБРА ЗУБРЫ БЕЛКА

КОБРА ЗЕБРЫ БАРСУК


- Читаем получившиеся слова в парах.

- Назовите слова, которые употреблены во множественном числе (называют несколько предметов)

Упражнение в чтении текста. Работа с учебником. Стр.97.

- Теперь мы с вами знаем, что множество разнообразных животных мы можем увидеть в зоопарке. Но привычная среда обитания для них – природа. Прочитаем, кого можно встретить, прогуливаясь по парку.

  • Послушайте загадку.

Сядет, хвостик распушит,
быстро шишку шелушит,
спрыгет вниз, сорвёт грибок –
заготавливает впрок.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка)

  • К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле.

  • Кто видел белку в лесу или в парке?

  • Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ.

- На стр.97 найдите текст.

- Прочитайте его по цепочке.

- Озаглавьте текст. («В парке»)

Проверка восприятия.

- Найдите и прочитайте предложения, которые будут ответами на вопросы:

- Где были дети?

- Какие деревья росли в парке?

- Кто скакал с ветки на ветку?

- Что вас удивило в тексте?

-Чем ребята угощали белку?

  • Как надо относиться к животным, которые живут на воле?

Вывод: Природу надо любить и беречь.

-Послушайте пословицу: Птичке ветка дороже золотой клетки. К кому ещё может подойти эта пословица? Что вы поняли из этой пословицы?

Физминутка «Белочка»

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Работа над иллюстрацией.

- Животные часто становятся героями сказок.

- Сравните белку из этого текста с белкой на странице 96.

- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней? Кто автор этой сказки?

- Да, ребята, это иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (показываю книгу). С этим произведением нам предстоит познакомиться в будущем, но я советую вам попросить взрослых почитать вам сказки А.С. Пушкина, а сейчас расскажите, что вы видите на картинке в «Азбуке»?

Послушайте, отрывок из сказки А.С. Пушкина (наизусть читает ученик).

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь…

- Что узнали о белке? Чем она необычна?

- На страницах «Азбуки» приведён совсем небольшой отрывок. Прочитаем его.
- Какое задание дают авторы учебника? Выучите отрывок дома.

7.Работа в парах по карточкам.

Игра «Составь слова».

- Даны 2 столбика слогов, необходимо соединить стрелочками нужные части, чтобы получились целые слова:

Ба   кет
Бу   нан
Бо   рег
Би   лото
Бе   сер

-Прочитают получившиеся слова пары, которые раньше других показали сигнал готовности.

- Подчеркните на карточке букву б по очереди в парах.

 - Были у кого-нибудь трудности? (Ладошка – самооценка.) Я умею читать слова и предложения.

Подведение итога урока. Рефлексия

Игра с мячом. (Задаю вопросы и бросаю мяч.)

  • Понравилось ли вам наше путешествие в зоопарк? (просигнальте карточками)

- Что нового узнали на уроке?

  • Что особенно запомнилось?

- Какую цель ставили в начале урока? Чему должны были научиться?

- Достигли ли мы её?

  • С какой буквой познакомились на уроке?

  • Какие звуки она обозначает?

- Оцените свою работу на уроке, своё отношение к пройденному.

- У кого были трудности при работе?

-Выскажите свои впечатления о сегодняшнем уроке. Продолжите предложения.

-Я узнал…

-Мне понравилось…

-Я не совсем понял…

(Выслушиваются ответы учащихся.)

-Поднимите ладошку те, кому было сегодня трудно читать на уроке. Дома еще раз поупражняйтесь в чтении слогов, слов и предложений.

-Спасибо за урок!











  • Другое
Автор Грудинина Елена Александровна
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 342
Номер материала MA-073644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»