Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе. Программа «Школа России»
Тема: Звуки [с], [с']. Буквы
С,с. (2 часа)
Лялина Ирина Анатольевна
ГКОУ «Бежецкая
школа-интернат»
учитель начальных классов
Оборудование: лента букв, касса букв, наборное полотно,
учебник, слоги и буквы, рисунки, схемы- модели, мультимедийный проектор
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности артикуляции
звуков [с], [с’]; выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-
звукового анализа ; определять звуки [с], [с’] на слух, находить
их местоположение в слове; соотносить звук и обозначающую его букву;
находить буквы С,с в текстах; соотносить слово, называющее предмет со схемой-
моделью; иметь представление об изменении формы слова; читать предложения с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; осуществлять
наблюдение над родственными словами.
Метапредметные
Регулятивные:
планировать решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные –
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
логические – характеризовать согласные звуки [с], [с’].
Коммуникативные: составлять
небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования
Личностные проявлять
положительное отношение и интерес к книге и чтению; осваивать роль ученика на
основе выполнения правил работы на уроке.
Ход
урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Средства
обучения
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
УУД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I.
Организация начала урока
Проверка
готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
|
Приветствие
учащихся.
Долгожданный дан
звонок,
Начинается урок.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,
проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова
учителя
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка
|
–
Как воздух выходит из шарика?
|
– С-с-с
|
Готовят артикуляционный аппарат к
чтению
|
|
III. Постановка учебной задачи
|
–
Какой звук вы произнесли?
–
Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]
|
– С-с-с.
Слушают учителя
|
Принимают учебную задачу
|
|
IV. Усвоение новых знаний и
способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого
согласных звуков [с] и [с’]
(учебник, с .45)
|
Учитель показывает рисунки
с изображением леса, лося.
–
Что изображено на рисунках?
–
Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ
слов лес, лось.
–
Охарактеризуйте звук [с].
–
Гласный или согласный звук [с]
|
Рассматривают рисунки.
– Лес, лось.
Выполняют слого-звуковой анализ
слов.
– В слове лес твердый звук
[с],
в слове лось мягкий звук [с’].
–Это согласный звук, так как при
его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду
|
Выполняют слого-звук-вой анализ
слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’]
в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения
новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки
согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’]
в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных
на схемах-моделях
|
Рисунки
с изображением леса и лося, схемы- модели
|
2. Дидактическая игра «услышь
звук»
|
–
Я буду называть слова, если вы слышите [с],
[с’] – хлопайте
|
|
Определяют на слух
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
–
Сад, парк, карась ,клен, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина
|
|
|
|
3. Знакомство с буквой С
|
–
Звуки [с] и [с’]
на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс).
–
На что похожа буква С?
Шел
конь,
Подковами
звеня.
Как
буква С
Следы
коня.
–
Сделайте букву С из проволоки
|
Находят букву С
на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из проволоки делают букву
С
|
Распознают букву С
на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки
|
Карточки
с изображением букв С,с
Проволока
|
Физкультминутка
|
|
|
Осуществляют профилактику
утомления
|
|
4. Чтение слогов
и слов. Составление предложений (учебник, с. 45)
|
–
Прочитайте слоги-слияния.
–
Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов.
Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет
слияния согласного с гласным
|
Хором читают слоги на экране.
Слушают объяснение учителя и
смотрят на слова.
|
Соотносят новые звуки и букву С,
их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’]
обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного
как показателя твёрдости
предшествующего
|
Мультимедийный
проектор с презентации-ей
Учебник «Азбука»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
–
Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна
– сосны.
–
Что заметили?
–
Одно – единственное число; много – множественное число
– Придумайте с этими словами предложения.
– Прочитай текст. Продолжите рассказ.
|
– Одна – много
Придумывают
предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.
– Нина у осины. Инна у сосны.
– Ау, Ни-на! Ау!
|
согласного
звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего
согласного звука (буква и).Ориентируются на букву гласного при чтении
слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и
паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы
слова
|
Учебник «Азбука»
|
5.
Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь»
(учебник, с.45). Дифференцированное заданиие
|
– Прочитайте стихотворение.
– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?
– В какое время года лес «…лиловый, золотой,
багряный»?
|
Учитель
читает стихотворение, дети отвечают на вопросы,
|
Понимают
смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного
опыта. Выразительно читают стихотворение
|
Учебник
«Азбука»
|
6.
Работа с пословицами (учебник, с. 44)
|
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг
лучше новых двух»?
|
Отвечают
на вопрос учителя
|
Объясняют
смысл пословицы, высказывают свое мнение
|
Учебник
«Азбука»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7.
Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с.
44)
|
– Что изображено на картинке? Расскажите.
– Назовите слова со звуками
[а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’].
– Какие деревья растут в лесу?
– Что девочки делают в лесу?
– Что с ними случилось?
– Прочитайте предложения
|
Рассматривают
картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с
названными звуками; перечисляют известные деревья.
– Нина! Ау! Ау!
|
Составляют
рассказ
по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного
наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию
|
Учебник
«Азбука»
|
8.
Отгадывание загадок. Дифференцированное задание
|
– Отгадайте
загадку:
Зимой и летом
одним цветом.
– Что вместо
листьев у этих деревьев?
– Как называются
такие деревья?
|
– Сосна, ель.
– Хвоя.
– Хвойные
|
Анализируют
загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся
знания из собственных наблюдений
|
Картинки
с изображением сосны, ели и их хвои.
|
Физкультминутка
|
|
Выполняют
движения по тексту под руководством учителя
|
Осуществляют
профилактику утомления.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
V.
Закрепление знаний и способов действий.
1.
Работа с пословицами (учебник, с. 44)
|
– Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?
– Почему так говорят..?
– В какой части слова стоят буквы С?
|
Находят
буквы, считают.
–
В начале и в середине слов
|
Осуществляют
взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц.
Объясняют смысл пословиц
|
Учебник
«Азбука»
|
2.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 46)
|
– Какие слова
спрятались в схемах?
– Прочитайте
предложение. Объясните правописание буквы С
|
– Оса, сани,
насос, сосна.
– Заглавные буквы
в начале предложения и в имени девочки
|
Работают
в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей
|
Учебник
«Азбука»
|
3.
Дидактическая игра «Покорение вершин»
|
– Кто больше составит слов
из слогов и букв? ( си, ы, с, ни, са, у, на, сы, о. н, ны, со)
|
Составляют
слова
из слогов
|
Осуществляют
взаимопроверку; оценивают правильность ответов
|
Карточки
с буквами и слогами, наборное полотно
|
4.
Игра «Что изменилось?»
|
– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что
меняется в словах, когда обозначается один или много предметов?
– Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова
|
–
Нина! Осы! Осы!
–
Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном
числе. Образовывают новые слова
|
Наблюдают
над изменением формы слова.
Осуществляют
словообразование
|
Наборное
полотно, касса букв
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5.
Чтение стихот-ворения В. Берес-това (учебник с.47)
Дифференцирован.
задание
|
– Прочитайте стихотворение.
– Назовите слова, в которых есть буква с
|
Читают
стихотворение, называют слова с буквой
с
|
Понимают
смысл прочитанного стихотворения, распознают букву с в словах
|
Учебник
«Азбука»
|
6.
Дидактическая игра (учебник, с. 47)
|
– Прочитайте слова.
– Продолжите перечисление
|
Читают
слова.
– Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок
|
Наблюдают
за изменением формы слова
|
Учебник
«Азбука»
|
7.
Работа с рисунками, со словарем
(учебник, с. 46)
|
– Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова.
– Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре
|
Рассматривают
рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение
|
Учатся
пользоваться словарем для решения учебной задачи
|
Учебник
«Азбука»,
Толковый
словарь
|
8.
Разбор анаграмм
|
«Анаграмма» – перестановка букв в слове для
образования нового слова.
– Составьте новое слово, переставив буквы согласно
цифрам
|
Слушают
объяснение учителя.
– Сосна – насос.
– Насос – сосна
|
Осуществляют
словообразование
|
Кассы
букв
|
9.
Работа с «лентой букв»
|
– Где на «ленте букв» расположена буква С?
Почему?
|
–
На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы
|
Определяют
место изученной буквы на «ленте букв»
|
Лента
букв
|
VI.
Рефлексивно-оценочный
|
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня
на уроке?
|
Отвечают
на вопросы учителя
|
Устанавливают
причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают
свою работу на уроке
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.