Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок обучения грамоте (чтение) в 1 классе.Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с.

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе.Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с.

Скачать материал

 

                                                  Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе. Программа «Школа России»

                                                         Тема: Звуки  [с], [с']. Буквы С,с.   (2 часа)

Лялина Ирина Анатольевна

ГКОУ «Бежецкая школа-интернат»

учитель начальных классов

 

 

Оборудование: лента букв,  касса букв, наборное полотно, учебник, слоги и буквы, рисунки, схемы- модели, мультимедийный проектор

Планируемые результаты:

Предметные:  знать особенности артикуляции звуков [с], [с’]; выделять звуки [с], [с’]  в процессе слого- звукового анализа ; определять звуки  [с], [с’] на слух, находить их местоположение в слове; соотносить звук и обозначающую его букву; находить буквы С,с в текстах; соотносить слово, называющее предмет со схемой- моделью; иметь представление об изменении формы слова; читать предложения с интонацией и  паузами в соответствии со знаками препинания; осуществлять наблюдение над родственными словами.

Метапредметные

Регулятивные: планировать решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

                                       логические характеризовать согласные звуки [с], [с’].

Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования

Личностные   проявлять положительное отношение и интерес к книге и чтению; осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке.

 

                                                                                                Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Осуществляемые

действия

Формируемые

УУД

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

 

 

1

2

3

4

5

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

– Как воздух выходит из шарика?

– С-с-с

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

 

III. Постановка учебной задачи

– Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

– С-с-с.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

 

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45)

Учитель показывает рисунки
с изображением леса, лося.

– Что изображено на рисунках?

– Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось.

 

– Охарактеризуйте звук [с].

 

 

 

– Гласный или согласный звук [с]

Рассматривают рисунки.

– Лес, лось.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

 

 

 

– В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’].

–Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду

Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных
на схемах-моделях

Рисунки с изображением  леса и лося, схемы- модели

2. Дидактическая игра «услышь звук»

– Я буду называть слова, если вы слышите [с], [с’]хлопайте

 

Определяют на слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

– Сад, парк, карась ,клен, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина

 

 

 

3. Знакомство с буквой С

– Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс).

На что похожа буква С?

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С

Следы коня.

– Сделайте букву С из проволоки

Находят букву С
на «ленте букв».

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

Из проволоки делают букву С

Распознают букву С на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Карточки с изображением букв С,с

 

 

 

 

 

Проволока

Физкультминутка

 

 

Осуществляют профилактику утомления

 

4. Чтение слогов
и слов. Составление предложений (учебник, с. 45)

– Прочитайте слоги-слияния.

– Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Хором читают слоги на экране.

Слушают объяснение учителя и смотрят на слова.

 

 

 

Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости

предшествующего

Мультимедийный проектор с презентации-ей

 

Учебник «Азбука»

 

1

2

3

4

5

 

– Обратите внимание на пары слов, сравните их: осинаосины; соснасосны.

– Что заметили?

Одно – единственное число; много – множественное число

– Придумайте с этими словами предложения.

 

 

– Прочитай текст. Продолжите рассказ.

 

 

– Одна – много

 

 

 

Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.

– Нина у осины. Инна у сосны.

– Ау, Ни-на! Ау!

согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы слова

 

 

 

 

 

 

Учебник «Азбука»

5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с.45). Дифференцированное заданиие

– Прочитайте стихотворение.

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»?

 

Учитель читает стихотворение, дети отвечают на вопросы,

Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение

 

Учебник «Азбука»

6. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»?

Отвечают на вопрос учителя

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение

 

Учебник «Азбука»

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44)

– Что изображено на картинке? Расскажите.

– Назовите слова со звуками
[а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’].

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

 

– Прочитайте предложения

Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья.

 

 

– Нина! Ау! Ау!

Составляют рассказ
по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию

Учебник «Азбука»

8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

– Что вместо листьев у этих деревьев?

– Как называются такие деревья?

 

– Сосна, ель.

 

– Хвоя.

– Хвойные

Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений

Картинки с изображением сосны, ели и их хвои.

Физкультминутка

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

 

 

1

2

3

4

5

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

– Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?

– Почему так говорят..?

– В какой части слова стоят буквы С?

Находят буквы, считают.

 

– В начале и в середине слов

Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц

Учебник «Азбука»

2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46)

– Какие слова спрятались в схемах?

– Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С

– Оса, сани, насос, сосна.

– Заглавные буквы
в начале предложения и в имени девочки

Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей

Учебник «Азбука»

3. Дидактическая игра «Покорение вершин»

– Кто больше составит слов
из слогов и букв? ( си, ы, с, ни, са, у, на, сы, о. н, ны, со)

Составляют слова
из слогов

Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов

Карточки с буквами и слогами, наборное полотно

4. Игра «Что изменилось?»

– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется в словах, когда обозначается один или много предметов?

– Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова

– Нина! Осы! Осы!

– Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова

Наблюдают над изменением формы слова.

Осуществляют словообразование

Наборное полотно, касса букв

 

1

2

3

4

5

5. Чтение стихот-ворения В. Берес-това (учебник с.47)

Дифференцирован. задание

– Прочитайте стихотворение.

– Назовите слова, в которых есть буква с

Читают стихотворение, называют слова с буквой с

Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву с в словах

Учебник «Азбука»

6. Дидактическая игра (учебник, с. 47)

– Прочитайте слова.

– Продолжите перечисление

Читают слова.

– Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок

Наблюдают за изменением формы слова

Учебник «Азбука»

7. Работа с рисунками, со словарем
(учебник, с. 46)

– Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова.

– Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре

Рассматривают рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение

Учатся пользоваться словарем для решения учебной задачи

Учебник «Азбука»,

Толковый словарь

8. Разбор анаграмм

 

«Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова.

– Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам

Слушают объяснение учителя.

– Сосна – насос.

– Насос – сосна

Осуществляют словообразование

Кассы  букв

9. Работа с «лентой букв»

– Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему?

– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы

Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

Лента букв

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

 

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе.Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе. Программа «Школа России» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. (2 часа)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.03.2020 82
    • DOCX 79 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнаткевич Владимир Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86608
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе