Урок обучения грамоте в 1б классе по ОС
«Школа 2100» Авторы учебников Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Учитель Маслакова
Т.В.
Тема урока «Чтение
и письмо слогов, слов с изученными буквами.
Работа над
интонацией. Точка, восклицательный и вопросительный знак в конце предложений.»
Ход урока
Ι.
Актуализация знаний.
Повторение
1. На доске – таблица.
2
–
Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, какое я вам приготовила задание?
–
Такая же таблица есть у вас в учебнике. Откройте «Буквари» на с. 58.
–
Сколько строчек в таблице?
–
Сколько столбиков?
–
Какая буква повторится во всех слогах первого столбика таблицы? (Г)
Последнего?(Н)
–
В какой строчке все слоги с гласным У?
Какой
гласный сделает все согласные звуки мягким? (И)
–
Назовите только звонкие согласные звуки, которые услышим при произношении
слогов.
Внимательно
заполняйте таблицу по столбикам, произнося слоги.
Что мы сейчас делали? (Заполняли табличку, составляли слоги)
2. – Что мы
ещё будем делать на уроке?
План
1.
Работа со схемами-«человечками».
2.
Писать и читать буквы, слоги и слова.
–
Угадайте, посмотрев на мои губы, какой звук я произношу.
у а о и
– Что мы сейчас делали?
– А как вы думаете зачем?
Слайд 35
4. Работа
в прописи.
– Откройте
пропись, рассмотрите весь разворот в прописи на с. 28–29.
Кого
изобразил художник?
– А
на всех картинках один клоун или разные?
– Какой
смешной нос у каждого клоуна! Каким цветом выделим нос? (Возможно, красным
цветом.)
– Шляпка
пусть будет зелёного цвета.
– Как
можно украсить воротничок клоунов?
– Красным
цветом ровно раскрасте губы каждого клоуна.
– Правильно
ли художник нарисовал губы каждого клоуна, которые произносят звуки?
Проверьте: произнесите сами и сравните.
– Что
же за облако рядом с каждым клоуном? (Для буквы того звука, который он
произносит.)
– Какая
букву произносит в каждый клоун?
–
Как вы догадались? (По губам.) 4
2)
Написание букв.
Письмо
букв под диктовку.
–
Я буду вам называть слова, а вы запишите первую букву этого слова в той части
прописи, где написаны эти буквы.
Утро,
астра, осень, ирис.
–
Теперь запишите последнюю букву.
Коньки,
гитара, кино, кенгуру.
3) Написание
слогов.
–
Посмотрите на таблицу, вспомните, какие слоги мы составили.
– Какие
слоги со звуком [у] в таблице? Какое соединение потребовалось при
письме?
– Запишите
эти слоги. Где будете писать?
– Какие
слова могут состоять из этих слогов? гуси, пути, тут, рука, куры, нуга.
Аналогично
организуется написание слогов со всеми остальными гласными.
Проверка.
5. Работа
в «Букваре».
– Мы
составили очень много слов, а давайте посмотрим, есть ли эти слова в «Букваре»?
Откройте «Букварь» на с. 58.
Чтение
слов.
Чтение
первого столбика слов.
– Прочитайте
слово, которое я произнесу по слогам. (Гру-ппа.)
Что вы
заметили (Букв две – пп, а звук один – [п].)
– Прочтите
слова, где ещё встречается удвоенная буква согласного.
– Произнесите
каждый звук отдельно.
– Подчеркните
удвоенную букву в словах.
– Чем
группа отличается от группки? (По картинке)
Как
по-другому можно назвать группку из двух человек? (Пара.)
– Чем
похожи слова первого столбика? (Пишем удвоенную букву, а слышим один согласный
звук.)
– Какие
слова в этом столбике являются «родственниками»? Что у них общего? (Это
однокоренные слова.)
– Объясните
значение слова труппа.
Второй
столбик.
Чтение про
себя.
–
Прочитайте слова, которые начинаются с глухого согласного.
(Кнут,
прут.)
– Похожи
ли эти слова? Можно ли их разделить на слоги?
– Прочитайте
слово, которое обозначает начало дня. (Утро.)
– Прочитайте
слово, которое осталось непрочитанным.
– Можно
ли эти слова разделить на слоги?
– Что
объединяет слова второго столбика? (Во всех словах четыре звука.)
Третий
столбик.
Чтение
про себя.
Можно
ли сказать что здесь записаны родственные слова?
– Прочитайте
первое и второе слова. С какой буквы они начинаются?
Обозначьте
схематически какой звук мы слышим вначале слова.
– Однокоренные
ли эти слова? Почему? Докажите.
Слайд
37
– Выделите
общую часть в слове икра и в слове икринка.
Слайд
38
Как
называется общая часть слова? (Корень)
Прочитайте
оставшиеся 2 слова
–
Как можно назвать эти слова? (Родственными или однокоренными.)
Слайд
39
– Выделите
общую часть в слове крупа и в слове крупинка.
Слайд
40
– Как
из икры получилась икринка? А из крупы крупинка?
–
Какая часть слова «сделала» предмет маленьким? (-инк-, её называют
суффиксом).
Суффикс –
это часть слова,
Слайд
41
– Выделите
эти суффиксы в словах: икринка, крупинка.
– Попробуем
большой предмет сделать маленьким или наоборот:
слеза
слезинка
дождь
дождинка
горох
горошинка
пух
пушинка
снег
снежинка
хворост
хворостинка
– Какая
часть есть в каждом слове? (-инк-)
– Кто
запомнил, как называется эта часть слова?
А
как вы думаете для чего нужны суффиксы?
–
Вам понравилось такая работа?
Физкультминутка.
7. Работа
в прописи.
1) –
Вспомните, какие слова мы читали в «Букваре» с одним гласным. (Кнут, прут.)
–
Давайте запишем эти слова. Как вы думаете, куда мы запишем?
Запись
слов по алгоритму.
– Сколько
гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите
это слово.
– Запишите
слово, диктуя его себе, чтобы не пропустить ни одной буквы.
– Сколько
слов мы записали?
2)
– Что я сейчас назову?
У
Раи кот Прутик.
– Сколько
слов в этом предложении?
– Выберите на доске
подходящую схему.
–
Назовите первое слово.
–
Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите
это слово.
– С
какой буквы напишите слово? Почему? Запишите слово.
–
Назовите второе слово.
– Сколько
гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите
это слово.
– Запишите
слово.
–
Назовите третье слово.
– Сколько
гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите
это слово.
– Запишите
слово.
–
Назовите четвёртое слово.
– Сколько
гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите
это слово. С какой буквы напишите слово? Почему?
– Запишите
слово.
– Что нужно поставить в конце предложения?
– Что мы сейчас с вами записали?
– Перечитайте его вслух. 4
– А в «Букваре» есть предложения, посмотрите?
8. Работа
в «Букваре». 6 1
4
Работа с
текстом
Чтение текста на странице 58
1) Работа
с текстом до чтения. Рассматривание иллюстрации и чтение заголовка.
– Понятно
ли по картинке, где происходит действие?
– В
каком классе учатся эти ребята?
– А
художник изобразил весь класс?
2) Работа
с текстом во время чтения. Чтение текста про себя, а затем вслух. Вопросы по
ходу чтения.
– Чем
интересно первое предложение? (Состоит из одного слова.)
– Когда
идёт урок в классе?
– Как
зовут учеников? Прочитайте.
– Прочитайте
только имена девочек. Только имена мальчиков.
– Поставьте
заглавную букву на парту каждого школьника.
– Сравните
иллюстрацию и текст. Точен ли художник в деталях рисунка?
– Как
исправить текст? (Замена в третьем предложении предлога у на предлог за.)
– Прочитайте
исправленное предложение.
–
А теперь как зазвучит весь текст?
– Сколько
в классе девочек? Мальчиков?
3) Работа
над выразительностью чтения.
а) –
Давайте проведём интонационную разминку.
– От чего
зависит интонация, когда мы читаем вслух или, наоборот, слышим и хотим
записать?
– Рассмотрите слова,
записанные в столбики внизу на с. 58.
– Что общего?
– Чем отличаются?
– А что это?
(Предложения.)
– Попробуйте в паре прочитать
друг другу эти предложения, передавая интонацию.
б) – А теперь
поработаем вместе.
Для работы
понадобятся доски с фломастером для обратной связи. Класс пишет фломастером на
индивидуальной доске знаки: ! ? .
Учитель
шепчет задания на ухо отдельным ученикам, дети пытаются произнести вслух.
1-й ученик (бодро,
торжественно): Утро!
2-й ученик (с
жалобным вздохом): Утро.
3-й ученик
(капризно, с удивлением): Утро?
4-й ученик
(восторженно): Урок!
5-й ученик
(беспокойно, с удивлением): Урок?
6-й ученик
(мечтательно, проникновенно, задумчиво): Урок.
7-й ученик
(жизнерадостно, с удивлением): Тут урок?
8-й ученик (мягко,
ласково, приветливо): Тут урок.
9-й ученик (дерзко,
властно): Тут урок!
в) – Предположите
ситуации, в которых эти предложения можно
произнести
с разной интонацией.
– С
какими словами нужно обратиться, чтобы ваша просьба была выполнена? (Будьте
добры и т.д.)
4) Чтение
текста стихотворения на с. 59. 1 3 1
3
а) Работа
с текстом до чтения.
– Как
называется стихотворение Юнны Мориц?
А что происходит обычно
1 сентября?
– Какого
возраста школьницу нарисовал наш художник, в какой класс собирается девочка?
б) Работа
с текстом во время чтения. Чтение стихотворения целиком без комментирования
учителем или детьми про себя (при условии, что дети читающие).
Повторное
чтение стихотворения детьми с комментированием учителя.
Первое
сентября
Проснитесь-ка,
будьте добры!
Вскочите,
как ранние птички! (Опаздывать
нельзя!)
Давайте
пригладим вихры
И в ленты
нарядим косички. (К
кому обращается автор? Покажите, как приглаживают вихры.)
С цветами
толпа детворы
По
утренней мчится прохладе. (Обязательно
ли брать цветы первого сентября?)
Пожалуйста,
будьте бодры,
В портфель
собирая тетради! (Забыть
ничего нельзя!)
Ведь мы
набарахтались в речке,
Нажарились
в солнечной печке,
Пожалуйста,
будьте бодры
В начале
осенней поры! (А
для чего понадобится бодрость? За лето дети отвыкли рано вставать, собирать
портфель…)
Осенние
тучки – прекрасны!
Зато
недоучки – ужасны! (А
кто это – недоучки?)
Заправьте
чернилами ручки,
Пожалуйста,
будьте добры! (Интересно,
заправить можно автомобиль бензином, а как же заправить ручку?)
Внимание!
Входит
учитель – (А
почему «Внимание!»?)
Мечтатель,
А также
мыслитель. (О
чём может мечтать и мыслить учитель?)
Всем –
Ушки
держать на макушке! (Что
значит держать ушки на макушке?) Пожалуйста, будьте бодры!
Проверка
первичного восприятия.
– Какой
фрагмент текста проиллюстрировал художник?
5) Работа
с текстом после чтения.
– О каком добре говорит Юнна Мориц?
– Относится ли стихотворение только к
первоклассникам? Почему?
ΙI. Домашнее
задание (по желанию)
– Выразительное
чтение стихотворения Ю. Мориц. Желающие могут выучить его наизусть. (Для
читающих детей.)
Задание
остальным детям: чтение коротких предложений с разной интонацией (с. 58 «Букваря»).
III. Итог
– Что
удивило? Что запомнилось на уроке? 4
–
Что нового мы узнали, что изучать по-настоящему будем во втором и третьем
классах?
– Были ли у нас сегодня задания, когда мы
наблюдали и делали выводы? Когда?
– Кому из вас было
нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? ТООУ
– Как бы оценили
своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после
сегодняшнего урока.
Формирование
УУД
Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности
объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать
выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по
признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте
учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на
основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1)
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)
формируем
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой
ситуацией
Духовно-нравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание
нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые;
2)
гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание
трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание
здорового образа жизни;
5) экологическое
воспитание;
6)
эстетическое воспитание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.