Правовое
регулирование занятости и трудоустройства.
Урок
обществознания в 11 классе.
Учитель:
Кольцюк К.П.
Цели:
Изучить понятия: трудовые правоотношения, участники трудовых правоотношений,
трудовой договор. Рассмотреть данную проблему с т. з. социологии, экономики и
права.
Развивать умение
анализировать материал учебника, данные интернет ресурсов, делать выводы,
высказывать свою т.з..
Способствовать
социализации личности, адаптации в современных жизненных условиях.
Воспитывать
культуру труда, уважение друг к другу, уважение к праву.
Тип:
комбинированный.
Оборудование:
Учебник Обществознание 11 класс, Л.Н. Боголюбов, М. Просвещение 2012 г., компьютеры
с доступом в Интернет, проектор, презентация РР, дополнительный материал.
Ход
урока:
1. Организационный
момент. Класс делится на группы.
2. Актуализация
знаний по теме «Семейное право»
Применение
методики «Ромашка Брума»
Вопросы: 1. Какие
отношения регулируются семейным правом?
2. Субъекты семейных правоотношений.
3. Каковы условия заключения брака, что ему может препятствовать?
4. Назовите права и обязанности супругов.
5. Кем и как может осуществляться воспитание детей оставшихся без попечения
родителей?
6. Какие виды браков вам известны?
3.
Изучение нового материала.
План:
1. Понятия: трудовые правоотношение,
субъекты правоотношений, трудовой договор.
2. Порядок приёма
на работу.
3. Социологическое
исследование рынка труда в Иркутской области ( по газете «Работа в Иркутске»)
4. Рефлексия.
Перед тем как
приступить к новой теме запишите домашнее задание: § 24 стр. 271-277, выучить
понятия. Дополнительное задание: выяснить каков правовой статус безработного?
Тема сегодняшнего
урока: «Трудовое регулирование занятости и трудоустройства». Кто мне скажет,
какова цель урока? Предположительные ответы учащихся:
(Изучить
трудовые правоотношения, судя по табличкам на столах, рассмотреть разные
стороны данной темы: с т.з. социологии, теории, юридической практики).
Правильно ребята. Приступим
к изучению нашей сегодняшней темы. Труд является не только основной
жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его
благополучия. История развития человеческого общества знает различные
формы труда. Какие? Ребята отвечают с места (
коллективный труд общинников, рабский труд, труд крепостных, труд наёмных
рабочих). В наше время речь идет о труде свободных людей, большинство из
которых работают по найму.
Сегодня миллионы
россиян, и не только каждый день спешат на работу. Что же такое работа? Это
трудовая деятельность человека, занимающего определённую должность.
Работа
в группах.
Задания для
каждой группы лежат на столах. Я оставлю за собой право назначить эксперта в
каждой группе, задания для экспертов написаны на цветной бумаге, а остальные,
разбирайте задания произвольно. Задача теоретиков: внимательно изучить
материал § 24 и охарактеризовать понятия: трудовые правоотношения, субъекты
трудовых правоотношений, выяснить с какого возраста в России можно работать,
и как государство защищает труд молодёжи.
Задание
для юристов практиков. Вы работаете в Интернете
с материалами нескольких сайтов. Ваша задача: во первых выяснить какие документы
нужны для того, чтобы устроится на работу; во вторых узнать, что такое трудовой
договор и условия его заключения; в третьих, каков порядок увольнения с работы.
Социологи:
перед вами лежат газеты с объявлениями о работе. Ваша задача изучить объявления
и заполнить таблицы, лежащие перед вами.
Задания
для группы теоретиков. Работа по учебнику.
1.
Охарактеризовать понятие трудовых правоотношений. Назвать источники трудовых правоотношений.
2. Назвать
участников (субъектов) трудовых правоотношений. Охарактеризовать основные права
и обязанности участников
3. С какого
возраста в России можно работать, какие есть исключения? Как государство
защищает труд молодёжи?
Эксперт,
внимательно изучив данный вопрос, подводит итог, указывает на недочеты,
дополняет при необходимости.
Задания
для юристов - практиков.
1. Какие документы
нужны для того, чтобы устроится на работу?
2. Охарактеризуйте
содержание трудового договора. Для чего он нужен?
3. Каков порядок
увольнения с работы?
Эксперт
делает вывод (обобщение).
Задание
для социологов. Изучить объявления о работе и заполнить следующие таблицы:
1. В
первую колонку выпишите личные качества работника, заявленные
работодателями, во вторую – сколько раз они встречаются.
Личные
качества работника
|
Количество
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
Ответьте
на вопрос: Назовите пять наиболее востребованных качеств работника. Как вы
думаете, почему именно эти качества ценятся работодателями?
2.
На основе предложенных Вам объявлений заполните таблицу. В первую
колонку выпишите профессии, которые вам встречаются, во вторую –
сколько раз они встречаются.
Профессии
|
Количество
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
Ответьте
на вопрос: назовите пять наиболее популярных
профессий. Как вы думаете, почему именно эти профессии востребованы сегодня на
рынке труд.
3.
На основе предложенных Вам объявлений заполните таблицу.
Образование
|
Количество
|
Образование
не указано (без образования, среднее общее)
|
|
Среднее
или начальное профессиональное
|
|
Высшее
профессиональное
|
|
Ответьте
на вопрос: Какое образование наиболее востребовано на рынке труда?
Предположите, с чем связан такой выбор?
Эксперт
делает вывод.
Задания
для юристов - практиков.
1. Какие документы
нужны для того, чтобы устроится на работу?
2. Охарактеризуйте
содержание трудового договора. Для чего он нужен?
3. Каков порядок
увольнения с работы?
Эксперт
делает вывод (обобщение).
После 10 минут
подготовки ребята начинают защиту своих работ.
После ответа 1
юриста – практика учитель делает пояснение о трудовой книжке.
Трудовая
книжка является основным документом о трудовой
деятельности человека.
В нее вносятся
сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную
работу, освобождении от занимаемой должности.
На основе этих
записей высчитывается трудовой стаж работника. Также в трудовую книжку
заносятся сведения о поощрениях за успехи в работе.
Рефлексия.
1 вариант: Вспомните цель, которую мы поставили в начале
урока. Достигли мы её или нет? Что далось вам легко на уроке? А что нет? Почему?
2 вариант:
тестовое задание.
3. вариант: Раскройте смысл данного
высказывания «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет»
Константин
Дмитриевич Ушинский
(Российский
педагог, живший в 18 веке
основоположник научной педагогики)
Итог
урока: Выставление оценок.
Спасибо,
урок окончен!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.