Инфоурок Литература КонспектыУрок "Обличение нравственных пороков общества в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»"

Урок "Обличение нравственных пороков общества в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»"

Скачать материал

Обличение нравственных пороков общества  в сказке

М.Е. Салтыкова – Щедрина  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  (1869)

                                                                                                                            7 класс.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин  1826 – 1889г.

 

Цель урока:  краткие сведения о биографии писателя; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика; осуждение его рабской покорности; приемы сказочного повествования; Оборудование урока: портрет писателя, презентация

 

Ход урока

 

                                                                    Я русский литератор и потому имею две  

                                                                    рабские привычки: во-первых, писать

                                                                    иносказательно и, во-вторых, трепетать.

                                                                                  М.Е Салтыков –Щедрин

                                                                                          «Недоконченные беседы»

                                                                      

Учащиеся определяют цели урока.

Рассмотрите портрет писателя, что можно сказать о писателе? (суровый  

   взгляд, проникающий в самую глубь души – настоящий судья.)

 

Знакомство с биографией писателя(проверка домашнего задания):

Ассоциативный диктант

Село Спас-Угол  ( родовое поместье Салтыковых).

Евграф Васильевич (отец писателя).

Ольга Михайловна Забелина (мать писателя).

Крепостной живописец Павел? (познакомил с русской грамотой).

Царскосельский лицей (учился Салтыков-Щедрин).

Канцелярия Военного министерства ( служил после окончания лицея).

«Запутанное дело» ( одна из первых повестей писателя).

Вятка (отбывал ссылку писатель)

 

Учитель:

    Мать, несмотря на властность и жестокость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование.  К   шести годам  Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучился писать по–русски. Продолжал свое обучение Салтыков – Щедрин в Царскосельском лицее, с ним были связаны первые литературные опыты писателя. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея  молодой человек сотрудничает с журналами «Современник», «Отечественные записки», пишет рецензии, стихи.     

     После публикации повести «Запутанное дело» Салтыков – Щедрин был сослан в ссылку в Вятку (нынешний Киров). 

?     Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления М.Е Салтыков – Щедрин? (Тем, что не брал взяток.)

 

Объясни значение:  Псевдоним

Сообщение уч-ся   « Почему Салтыков стал Щедриным».

Учебник стр. 263 вопрос 2.

     Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того фамилия Салтыков вызывала в русском обществе определенные ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна ( 1730 –1801), известная под именем Салтычихи, замучила более 100 крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казни, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять себе псевдоним.

     Интересна и версия о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

     Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрины».

 

Объяснение темы урока. Объясни значение:  нравственность, порок, общество.

     Нравственность – внутренние духовные качества человека, нормы, правила поведения, определяемые этими качествами

     Порок – недостаток в поведении, отклонение от нормального состояния

     Общество – совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Учитель:.

     Мы с вами знаем много писателей – сказочников. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – один из них. В период  с 1869 по 1886 год он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста». Первые три сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» - написаны в 1869 году и опубликованы в журнале «Отечественные записки», главным редактором которого в то время был Н.А. Некрасов, а Салтыков-Щедрин являлся  активным сотрудником редакции.   Конечно, они адресованы взрослому думающему читателю.

?     Почему же автор не написал прямо: «Сказки для взрослых»?  Почему  

     использовал приём иносказания?

Иносказание – ( по – иному говорю ) – выражение мысли путем намеков, выражение, содержащее скрытый смысл.

Учитель:

     Обращение писателя – сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. Цензурные запреты не давали автору возможности прямо говорить о проблемах общества. К тому же сказка доступна и понятна широким крестьянским массам и глубже воздействует на сознание человека, чем просто призыв жить иначе. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, чтобы высмеять паразитическую сущность господ, чтобы обратиться к народу со свободолюбивыми призывами.)

 

?    Почему это сказка? Найдите сказочные элементы?

?    Что в сказке от реальности?

Учащиеся заполняют таблицу:  работа в парах

Сказочные элементы в сказке (формулы)

Реальность в сказке

 

 

 

 

 

 

?    К какому виду сказок относится наша сказка? (литературная)

?   Что общего в литературной и народной сказке? (композиция: зачин,  

    концовка, повторы, постоянные эпитеты)

?   Чем отличается наша сказка от народной?

Какие литературные аналоги вы можете назвать в связи с попаданием  

    генералов на необитаемый остров?

 Роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. В романе  простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет  превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.  «Повесть…» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных  сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.  

   

?  Чем же отличаются герои сказки от Робинзона Крузо?

Что вы знаете о социальных реформах 1860 –х годов?  ( Отмена крепостного  

                                                                                                                             права.)

 

(Пресс-конференция по возвращении генералов в Петербург).

Ведущий  пресс-конференции учитель, генералы - 2 ученика из класса ( по желанию)

1) Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина?

( Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой – то регистратуре, там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю)

(Никому не нужная регистратура, а генерал прослужил в ней всю свою жизнь. Выпустили на волю, мужика тоже отпустили на волю, но одинакова ли она?)

2) Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове?

( Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет)  Какой художественный приём использует автор? (Гротеск)

3) После долгих и мучительных поисков выхода из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла к вам в голову?   ( Надо найти мужика ) ( В чём уверены генералы? – мужик есть везде)

4) Как наградили вы мужика – тунеядца за спасение?

( Выслали ему рюмку водки да пятак серебра). Выслали, а не вышли сами.

5) Где вы нашли мужика?  (Под деревом,  брюхом кверху и подложив под голову кулак,  спал громаднейший мужичина и  самым нахальным образом уклонялся от работы.  Нашему негодованию не было предела).

6)  Как изменилась Ваша жизнь на острове после того, как Вы нашли мужика?

7)  Как Вам удалось вернуться домой?

8)  Как Вы отблагодарили мужика за то, что он спас вам жизнь? 

 

?   Какова главная проблема, которую поднимает  в этой сказке автор?

 

?    Как вы считаете, это юмористическое или сатирическое произведение?     

     Докажите.

?   Почему, читая сказку, хочется смеяться  и одновременно думать о том, как

      грустна Россия?

?  Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и    

    мужика?

?   Как автор относится к своим героям? Что высмеивает сатирик в  

    мужичине и  какой это смех – веселый, грустный, злой? 

 

     Генералы – продукт государственной системы, узаконившей существование одних сословий за счет других. Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечальное житье неожиданно оборвалось. Им пришлось всерьез задуматься о том, кто этот «злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения.  А злодей – это социальные реформы 1860–х годов, в первую очередь отмена крепостного права, что было воспринято подавляющим числом дворян – помещиков как «катастрофа».  Генералы не могут смириться со своим положением, и в трудную минуту они вспоминают о вечном кормильце, о русском мужике.

Чем отличается от генералов мужик?

     ( «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».  В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела.  Для усиления эффекта Салтыков –Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик – редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется.)

?   Почему мужик, при всем изобилии всего доброго на острове, взял себе   

      одно яблоко, да и то  кислое?    Почему он не наелся сам хотя бы после  

      того, как наготовил всего множество, а  дождался, когда генералам

      придет на мысль: «А не дать ли тунеядцу частичку?»

(Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже  ограниченные, но все же права.)

     Вспомните, как по «просьбе»  генералов, которые, чтобы усыпить бдительность мужика,  величают его словами «любезный друг» и просто «дружок», мужик свил веревку, а генералы  привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать.

?   В чем смысл этого момента?  

      ( Крестьянин лично свободен. Но он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в свое положение раба, что даже гордиться им стал. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались!» Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать.  Генералы уже убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию  чужого труда и гордятся этим).                                                                                                                                       

?   Как вы думаете, зачем  в свою сказку Салтыков – Щедрин вводит рассказ о   

   содержании газеты «Московские ведомости»? Кстати, о чем в ней пишут?

     ( Это не просто газета, а консервативная газета – «Московские ведомости М. Каткова. Попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания пиршеств. Найденные ими обрывки газет ни о чем другом не сообщают, как о роскошных, утонченных пиршествах. Никто и не задумывается о том, как достигаются эти блага, кто и как работает для этой сытости, но подробно описывается наготовленное и как  оно беззастенчиво употребляется в больших количествах. Там нет обделенных. Заботливость «распорядителя» празднества направлена на то, чтобы «все гости получили по куску». Эта деталь особенно важна. Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.)

    Возвращение генералов в Петербург является триумфом лихоимцев и настоящих тунеядцев: «Напились генералы кофею, наелись съедобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того не в сказке сказать, ни пером описать!».

     Развязка, как и ее начало, выдержаны в строго фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»  Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «благодарность» с кем-то из слуг.

 

 

ОБОБЩЕНИЕ.

?   Какие нравственные пороки общества обличает в своей сказке 

   М.Е. Салтыков-Щедрин?    (Лень, неблагодарность, покорность,  

                   беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм)

Творческая работа:  Составьте синквейн  по вариантам: 1 вариант – генералы

                                                                                                  2 вариант  - мужик

Правила написания синквейна

1.     Одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2.     Два прилагательных, характеризующих героя;

3.     Три глагола, обозначающих действия героя;

4.     Короткое предложение, раскрывающее сущность данного героя;

5.     Одно слово (вывод), - существительное – синоним ключевого слова.

 

Учебник стр. 273 вопрос 4(если останется время)

       Прочитайте приведенное ниже высказывание Салтыкова – Щедрина. Согласны ли вы с писателем? Стр. 274 вопрос 4     «…Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами…»   

 

                                                 Д/З 1. письменно: составить цитатный план сказки;

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Обличение нравственных пороков общества в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: краткое знакомство с биографией писателя; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика; осуждение его рабской покорности; приемы сказочного повествования.На уроке обучающиеся знакомятся со значением слов: нравственность, порок, общество, иносказание.Проводиться пресс-конференция по возвращении генералов в Петербург.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.05.2020 2181
    • DOCX 30.4 кбайт
    • 87 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вершинина Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вершинина Надежда Ивановна
    Вершинина Надежда Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 133027
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе