Специальность Организация питания
Предмет: Русский язык
Тема урока: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Лекция. Практическая работа
Цели урока:
Обучающая:
1. Способствовать
осмыслению и закреплению изучаемой темы
2. Научить
использовать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы в речи в соответствии
со стилистическими особенностями
3. Совершенствовать
умение пользоваться словарями
4. Учить
самостоятельно пополнять свои знания
Развивающая:
Создать условия для
1. развития
логического мышления, памяти и сообразительности
2. развития
связной речи обучающихся
3. развития
творческих способностей обучающихся
Воспитательная:
1. Активизировать
умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания
Оснащение урока: словарные статьи из словарей,
раздаточный материал, презентационный материал.
Формы
обучения: индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. Ожидаемые результаты:
должны
уметь: работать
с учебником, словарями
должен знать: профессиональную
лексику (разбор лексического значения)
.
Оснащение урока: словарные статьи из словарей,
раздаточный материал, учебники (Греков В.Ф. Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский
язык. 10 – 11 классы.– М., Просвещение, 2011), презентационный материал.
Формы
обучения: индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Литература:
1. Греков В.Ф. Крючков С.Е.,
Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы.– М., Просвещение, 2011
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II. Объявление
темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
Многие слова
русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более
значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем
более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство.
Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между
обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
Сегодня мы вспомним
такие языковые явления, как синонимы, омонимы, антонимы, а также познакомимся с
паронимами.
III. Работа по теме урока
Работа с
учебником: Найдите
определение синонимов. Как вы думаете, для чего нужны синонимы?
Основная роль
синонимов заключается в том, что они дают возможность говорящему или пишущему
избежать однообразия в речи.
Задание № 1: Составьте синонимический ряд к слову;пища (cлайд 1)
Все ли слова можно
употребить в научном, художественном стиле? Почему?
Составьте два
предложения, используя тот или иной синоним слова пища,
определите ситуацию, в которой можно его употребить.
Для верного
составления синонимического ряда существуют словари синонимов. Посмотрите
статьи, посвященные вашим словам(слайд)
Работа с учебником: Найдите определение антонимов. Когда мы
используем антонимы в своей речи?
Задание № 2: опишите данные продукты питания, используя антонимы. (слайд 3)
Работа с учебником: Что такое омонимы, в чем особенность их
употребления? Можете ли вы привести свои примеры омонимов?
Задание № 3: составить предложения с предложенными словами-омонимами.
(слайд 4)
Существует еще одно
языковое явление, связанное с употреблением слов разных по смыслу, но близких
по звучанию. Вспомните задание, которое мы недавно выполняли: поласкать собаку
– полоскать белье, смеяться заразительным смехом – болеть заразной болезнью.
Это и есть паронимы. В их употреблении часто возникают ошибки. Употребление одного слова вместо другого, объясняется
недостаточно твёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих,
некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности человека
(наука, техника, искусство, ремесло), откуда взято слово.
Задание № 4: попробуйте дать толкование предложенным вам паронимам
(слайд)
Значения
слов-паронимов мы с вами найдем в словаре паронимов. Посмотрите, как толкуются
ваши пары слов в этом словаре. (слайд)
IV.
Итог урока
Итак, вспомним еще раз, что такое
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Проверка знаний
Тест (слайд)
Домашнее задание: составить синонимичный ряд к слову кухня .
Группа 1
Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
Задание № 1:
Составьте
синонимический ряд к слову пища.
Все ли слова можно
употребить в научном, художественном стиле? Почему?
Составьте два
предложения. используя тот или иной синоним слова пища,
определите ситуацию, в которой можно его использовать.
Задание № 2: Опишите данные продукты питания, используя антонимы.
Задание № 3: Составить предложения с предложенными
словами- омонимами
.
Задание № 4: Дайте толкование предложенным паронимам
МАСЛЯНЫЙ // МАСЛЕНЫЙ.
Группа 2
Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
Задание № 1:
Составьте
синонимический ряд к слову продукты.
Все ли слова можно употребить в научном,
художественном стиле? Почему?
Составьте два
предложения. используя тот или иной синоним слова продукты,
определите ситуацию, в которой можно его использовать.
Задание № 2: Опишите данные продукты питания, используя антонимы.
Задание № 3: Составить предложения с предложенными
словами-омонимами.
Задание № 4: Дайте толкование предложенным паронимам
языкОвый
// языковОй
Тест
Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы
Цель: Закрепить полученные знания
Инструкция: Тест состоит из пяти вопросов, в каждом из
которых предложено несколько вариантов ответа. Выберите и обведите правильный,
на ваш взгляд, вариант.
Критерии
оценивания: За каждый верный
ответ вы получаете один балл.
Отметка «Отлично» - 5
баллов
Отметка «Хорошо» - 4
балла
Отметка
«Удовлетворительно» - 3 балла
Отметка
«Неудовлетворительно» - 1-2 балла
Вопросы теста:
1. В каких рядах не все слова
являются синонимами?
а) нездоровый, больной, хилый
б) умный, сообразительный,
головастый
в) трудный, тяжелый, нелегкий
г) горевать, печалиться, плакать
2. Укажите лишнее слово в
ряду синонимов.
а) спрятаться
б) затаиться
в) схорониться
г) исчезнуть
3. Укажите в синонимическом
ряду слово, которое является разговорным.
а) смотреть
б) глядеть
в) взирать
г) зырить
4. Какие пары слов не
являются антонимами?
а) трудный, легкий
б) путы, вериги
в) твердый, мягкий
г) пассивный, апатичный
5. Укажите, чем являются
данные пары слов:
дерзкий, безрассудный.
а) синонимами
б) антонимами
в) омонимами
г) паронимами
Эталон ответа:
Самоанализ урока русского языка.
Специальность «Организация питания»
Тема урока: «Синонимы.
Антонимы. Паронимы. Омонимы.»
Цели урока: 1. Обучающая:Способствовать осмыслению и закреплению
изучаемой темы
Научить использовать синонимы, антонимы, омонимы и
паронимы в речи в соответствии со стилистическими особенностями
1. Совершенствовать
умение пользоваться словарями
2. Учить
самостоятельно пополнять свои знания
Развивающая:
Создать условия для
4. развития
логического мышления, памяти и сообразительности
5. развития
связной речи обучающихся
6. развития
творческих способностей обучающихся
Воспитательная:
2. Активизировать
умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания
3.
Оснащение
урока: словарные
статьи из словарей, раздаточный материал, презентационный материал.
4.
Формы обучения: индивидуальная,
работа в парах.
5.Методы: словесный,
наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока
: комбинированный;
Форма урока: Лекция. Практическая работа
Этот урок является первым в изучении раздела «Лексикология », построен с учётом возрастные
и психологические особенности обучающихся.
Он связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся
познакомились с лексическим значением слова.
Выбранную структуру
урока (орг. момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на
результат, «добывание» знаний путём практических действий, обобщение и
закрепление) считаю логичной и наиболее оптимальной; она соответствует типу и
основной дидактической задаче урока. Основным в структуре урока был этап
открытия нового знания. Именно на нём созданы условия для формирования
универсальных учебных действий:
1. Обучающая:
Реализовывалась через различные виды заданий ( тест, работа по карточкам и
т.д.), которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся
и их творческой деятельности.
2. Развивающая : Развитие речи осуществлялось через монологическую речь
учащихся при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании
ответов, через необходимость делать выводы после выполнения заданий.
Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (
сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) реализовывалось во время
объяснения и закрепления нового материала, выполнения тестов, самостоятельной
работы ( работа сло варями).
3.Воспитательная . Через использование презентации к уроку, подбор
дидактического материала творческого характера.
На данном занятии я старалась реализовать важные для
современного урока русского языка подходы:
Функциональный : Работа над
профессиональной лексикой (разбор лексического значения),определяли роль синонимов,антонимов,паронимов и омонимов в тексте.
Коммуникативно-деятельный : работа с текстом, работа со
словарями.
Интегрированный. Связь со спец предметом осуществлялась через тщательный отбор
дидактического материала, использование профессиональных слов.
Организация самостоятельной деятельности учащихся : при
выполнении самостоятельной работы и практической
работы.
Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную
работу с тестом к
зачету. На следующем
уроке каждый учащийся получит тест с тем, чтобы корректировать свои пробелы по
теме.
Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к
речи других людей, обучению связной речи.
В содержании урока
нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой
компетенции прослеживалось на этапе подготовки учащихся к изучению нового
материала через повторение и актуализацию знаний, когда учащиеся вспоминали
орфограммы, изученные раннее.
Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через
все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение.
Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка. Но в этой группе выявлена
такая проблема: обучающиеся не умеют давать полные ответы на поставленные
вопросы. Поэтому одной из главных направлений моей работы является формирование
культуры речи.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный
момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью
учащихся к уроку;
2.Устный опрос (повторение теоретического
материала);
3. Проверка домашнего задания.
4. Практическая работа по расширению и обобщению
знаний, умений и навыков учащихся;
5.Дано домашнее задание творческого
характера;
6. Итоги урока были подведены учащимися .
Метод обучения , использованный на уроке , частично-поисковый.
Частично-поисковый ,потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их
необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя
самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,
анализировали , обобщали , делали выводы, тем самым формировали осознанные
прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (работа со
словарями).
На уроке использовались компьютерные технологии
для повышения качества образования учащихся . Через проектор выводились на
экран различные виды самостоятельных работ. Все это позволяло ускорить темп
работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить
заданий на уроке.
Учебная
работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим
материалом, работа в паре, тестовые задания. Чередовались различные виды
самостоятельной деятельности учащихся .
Создан нужный для работы психологический
микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
Оценки учащимся объявлены .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.