Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок математики в 5 классе Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей»

Урок математики в 5 классе Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей»

hello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_76b0c9d2.gifhello_html_m78bb57d6.gifhello_html_m4f6a60a4.gifУрок математики в 5 классе (по учебнику Математика. 5 кл._Виленкин Н.Я. и др._2013 -280с. §5 раздел 29 «Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей» стр. 173)

ФИО: Стрельцов Алексей Иванович

Должность: учитель математики и информатики

Место работы: МОБУ СОШ д. М. Горький Архангельского района республики Башкортостан

Тема: «История Уфы в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами».

Цель урока:

Закрепить умения и навыки по выполнению действий с обыкновенными дробями и натуральными числами на примерах из истории Уфы.

Задачи урока: совершенствование умения решения примеров и задач на все действия с натуральными числами и обыкновенными дробями на примерах эпизодов истории Уфы; познакомить с некоторыми архитектурными памятниками города.

Тип урока: урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).

Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

  3. Решение задач.

  4. Динамическая пауза.

  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  6. Постановка домашнего задания.

  7. Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока:

I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (повторение всех действий с натуральными числами и обыкновенными дробями).

Классу предлагается следующее задание:

1574

-26

*4

+ 80

: 5

1600





90 · 3

- 120

:15

*4

440

*11





Ученики выполняют действия устно.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какое отношение эти числа имеют к истории?

В 1574 г. – первые упоминания об Уфе. Город был заложен на Уфимском полуострове казанским воеводой Михаилом Александровичем Нагим

Может возникнуть затруднение с числом 440. Тогда ученикам предлагается посчитать, сколько лет городу по цепочке действий.

Ученики должны вычислить, что в 2014 году Уфе исполнится 440 лет.

Вопросы классу:

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

На каникулах вы побывали в Уфе, что вам запомнилось в этой поездке?

Какие места в городе показались вам необычными, удивительными, красивыми?

Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые события из истории Уфы на основе решения примеров и задач с натуральными числами и обыкновенными дробями. Нам предстоит решить много математических задач. Ведь такие же задачи приходилось решать и древним мастерам, зодчим, конструкторам. И вам, как и им, когда-то, нужно будет проявить смекалку, находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии.

А сейчас послушаем отрывок из стихотворения Светланы Смирновой

УФА

В нашем городе столько огней,

соберу их как бусы на нитку.

Столько тихих как сон площадей,

что так просятся на открытку.

Под горой отдыхает река,

мост изогнут потухшею радугой.

А дыхание ветерка

пахнет пылью и терпкою ягодой.

(Показ презентации Microsoft PowerPoint “Столица республики Башкортостан - Уфа”).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; умножение и деление дробей.

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для повторения материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Устный счет

А сейчас давайте поработаем устно и постараемся с помощью математики вспомнить историю города

  1. Считается, что Уфа была основана на нескольких реках. Давайте посчитаем, сколько рек протекает в окрестностях Уфы ?

hello_html_m7b69b8d.gif



Да, три реки — это река Белая, Дема, Уфимка, Сам же город раскинулся на левом берегу реки Белой, на многочисленных холмах.

hello_html_36632755.jpg

  1. Давайте представим, что вновь путешествуем по Уфе. Любуемся зданиями, площадям, улицами (слайд). Выполните действие и узнаете, сколько всего районов в г. Уфа?

hello_html_1e23ab05.gif300px-Ufa_map_division.svg.png

Правильно, всего 7 районов. Дёмский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Советский.



  1. Протяжённость города с севера на юг — 53 км, с запада на восток — 28 км. Если построить прямоугольник с такими сторонами, то площадь Уфы составитhello_html_19bb9f00.gif от площади этого прямоугольника. Найдите площадь города Уфа в квадратных километрах и гектарах.

Мы вспомнили основные действия с дробями и познакомились с историей строительства Уфы

Работа в парах: Какие числа мы изучили в 5 классе? Какие действия мы умеем выполнять с этими числами? Давайте сейчас вспомним и восстановим алгоритмы. Каждая пара составляет алгоритм действия с обыкновенными дробями (алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления). На обсуждение дается 1-2 минуты.

III. Решение задач

Несомненным украшением города является Гостиный двор, воссозданный в 1999 году, в честь 425-летия города. Он существовал еще с 1864 года. Наша визитая карточка города несколько раз подвергалась окончательному сносу, но в защиту памятника истории и архитектуры выступили жители Уфы и республики. Теперь это современный торгово-развлекательный комплекс

hello_html_m57d4a0ba.jpg

  1. Гостиный двор в 19 веке занимал 2hello_html_21b4cd07.gif га. Площадь в наше время стала на 4hello_html_21b4cd07.gif га больше (увеличилась при реконструкции за счет дополнительных зданий и подземных помещений). Вычислите площадь Гостиного двора и выразите в квадратных метрах.



IV. Физкультурная пауза под музыкальную презентацию (2 мин).

Задача:

Шли годы. Уфа в 1967 году обрела свой символ- памятник Салавату Юлаеву. Это самая крупная конная статуя в Европе. Скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву.

Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая.

hello_html_101a2ae.jpg

Высота памятника 9.8 метра, а его масса в тоннах вhello_html_3c152d51.gif больше этой величины. Найдите массу памятника? ( 40 тонн).

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

V. Самостоятельная работа (индивидуальная) с проверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Цель: проверить своё умение применять алгоритмы действий с дробями и натуральными числами в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Ученики работают индивидуально за компьютером (компьютерный тест «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»). Ученики видят свои ошибки и получают оценку по завершению теста.

VI.Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритмы повторить.

Задача1: Уфа была создана в 1574 году. За 17 лет до этого события произошло добровольное присоединение Башкирии к России. В каком году это было? 1574-17=1557г.

Задача 2: В честь объединения двух братских народов через

hello_html_68fdfeb3.gif400

Был установлен памятник – «Монумент дружбы народов» В каком году произошло это событие? (Ответ: 1974 г.)

Задача 3:

hello_html_m7da53aae.jpg

Монумент Дружбы народов

Символами идеи дружбы выступают две высокие вертикальные стелы, выполненные из розового гранита. Эти стелы имеют форму меча, рукоятью закопанного в землю.

Основание меча имеет высоту 30hello_html_m7b130c72.gif м, а острие 3 hello_html_34a04e3c.gif м. Найдите высоту монумента.

Ответ: 35 м.

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать содержание, которое закрепили на уроке: алгоритмы действий с обыкновенными дробями и натуральными числами;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Что нового узнали на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Наша цель достигнута?

Что нам помогло справиться с затруднением?

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

Как вы можете оценить свою работу?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.







9



  • Другое
Скачать материал
Автор Стрельцов Алексей Иванович
Дата добавления 18.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 259
Номер материала MA-072731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы