Инфоурок Алгебра КонспектыУрок математики в 5 классе Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей»

Урок математики в 5 классе Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей»

Скачать материал

Урок математики в 5 классе (по учебнику Математика. 5 кл._Виленкин Н.Я. и др._2013 -280с. §5 раздел 29 «Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей» стр. 173)

ФИО: Стрельцов  Алексей Иванович

Должность: учитель математики и информатики

Место работы: МОБУ СОШ д. М. Горький Архангельского района республики Башкортостан

Тема: «История Уфы в числах.  Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами».

Цель урока:

Закрепить умения и навыки по  выполнению действий с  обыкновенными дробями и натуральными числами на  примерах из истории  Уфы.

Задачи урока: совершенствование умения решения примеров и задач на все действия с  натуральными числами и обыкновенными дробями на примерах эпизодов истории Уфы; познакомить с некоторыми архитектурными памятниками города.

Тип урока: урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний).

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал (карточки).

Структура урока:

I.                   Самоопределение к учебной деятельности.

II.                Актуализация знаний и фиксация затруднений.

III.             Решение задач.

IV.            Динамическая пауза.

V.               Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

VI.            Постановка домашнего задания.

VII.         Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока:

I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (повторение всех действий  с натуральными числами и обыкновенными дробями).

Классу предлагается следующее задание:

1574

 

1600

 
 

 

 

 


Ученики  выполняют действия     устно.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какое отношение эти числа  имеют к истории?

В 1574 г. – первые упоминания об Уфе.  Город был заложен на Уфимском полуострове казанским воеводой Михаилом Александровичем Нагим

Может возникнуть  затруднение с числом 440. Тогда ученикам предлагается посчитать, сколько лет городу по цепочке действий.

Ученики должны вычислить, что в 2014 году     Уфе исполнится 440 лет.

Вопросы классу:

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? 

На каникулах вы побывали в Уфе, что вам запомнилось в этой поездке?

Какие места в городе показались вам необычными, удивительными, красивыми?

Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые события из истории Уфы на основе решения примеров и задач с натуральными числами и обыкновенными дробями. Нам предстоит  решить много математических задач. Ведь такие же задачи приходилось решать и древним мастерам, зодчим, конструкторам. И вам, как и им, когда-то, нужно будет проявить смекалку, находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии.

А сейчас послушаем отрывок из стихотворения  Светланы Смирновой

 УФА

 В нашем городе столько огней,

 соберу их как бусы на нитку.

 Столько тихих как сон площадей,

 что так просятся на открытку.

 Под горой отдыхает река,

 мост изогнут потухшею радугой.

 А дыхание ветерка

 пахнет пылью и терпкою ягодой.

(Показ презентации Microsoft PowerPoint  “Столица республики Башкортостан - Уфа”).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; умножение и деление дробей.

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для повторения материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Устный счет

А сейчас давайте поработаем устно и постараемся с помощью математики вспомнить историю города

1)    Считается, что Уфа была основана на нескольких реках. Давайте посчитаем, сколько рек протекает в окрестностях Уфы ?

 

Да, три реки — это река Белая, Дема, Уфимка, Сам же город раскинулся на левом берегу реки Белой, на многочисленных холмах.

2)      Давайте представим, что вновь путешествуем по Уфе.  Любуемся зданиями, площадям, улицами (слайд). Выполните действие и узнаете, сколько всего районов в г. Уфа?

300px-Ufa_map_division.svg.png

Правильно, всего 7 районов. Дёмский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Советский.

 

3)    Протяжённость города с севера на юг — 53 км, с запада на восток — 28 км. Если построить прямоугольник с такими сторонами, то площадь Уфы составит  от площади этого прямоугольника. Найдите площадь города Уфа в квадратных километрах и гектарах.

Мы вспомнили основные действия с дробями и познакомились с историей строительства Уфы

Работа в парах: Какие числа мы изучили в 5 классе? Какие действия мы умеем выполнять с этими числами? Давайте сейчас вспомним и восстановим алгоритмы. Каждая пара составляет алгоритм действия с обыкновенными дробями (алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления). На обсуждение дается 1-2 минуты.

III. Решение задач

Несомненным украшением города является Гостиный двор, воссозданный в 1999 году, в честь 425-летия города. Он существовал еще с 1864 года. Наша визитая карточка города несколько раз подвергалась окончательному сносу, но в защиту памятника истории и архитектуры выступили жители Уфы и республики. Теперь это современный торгово-развлекательный комплекс

1)    Гостиный двор  в 19 веке занимал 2  га. Площадь в наше время стала на  4  га больше (увеличилась при реконструкции за счет дополнительных зданий и подземных помещений). Вычислите площадь Гостиного двора  и выразите в квадратных  метрах.

 

IV. Физкультурная  пауза под музыкальную презентацию (2 мин).

Задача:

Шли годы. Уфа в 1967 году обрела свой символ- памятник Салавату Юлаеву. Это самая крупная конная статуя в Европе. Скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву.

Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая.

Высота памятника 9.8 метра, а его масса в тоннах в больше этой величины. Найдите массу памятника? ( 40 тонн).

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

V. Самостоятельная работа (индивидуальная)  с проверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Цель: проверить своё умение применять алгоритмы действий с дробями и натуральными числами в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Ученики работают индивидуально за компьютером (компьютерный тест «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»). Ученики видят свои ошибки и получают оценку по завершению теста.

VI.Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритмы повторить.

Задача1: Уфа была создана в 1574 году. За 17 лет до этого события  произошло добровольное присоединение Башкирии к России. В каком году это было? 1574-17=1557г.

Задача 2: В честь объединения двух братских народов через

400

 Был  установлен памятник – «Монумент дружбы народов»  В каком году произошло это событие? (Ответ: 1974 г.)

Задача 3:

Монумент Дружбы народов

Символами идеи дружбы выступают две высокие вертикальные стелы, выполненные из розового гранита. Эти стелы имеют форму меча, рукоятью закопанного в землю.

Основание меча имеет высоту 30 м, а острие 3  м. Найдите высоту монумента.

Ответ: 35 м.

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать содержание, которое закрепили на уроке: алгоритмы действий с обыкновенными дробями и натуральными числами;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок математики в 5 классе Сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление дробей»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 776 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2017 1020
    • DOCX 453.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стрельцов Алкексей Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Стрельцов Алкексей Иванович
    Стрельцов Алкексей Иванович
    • На сайте: 7 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6806
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе