Цель урока: Познакомить обучающихся с
решением простейших логических задач методом кругов
Задачи урока
- Образовательная: дать
обучающимся представление о методе кругов Эйлера;
- Развивающая:
развитие логического и аналитического мышления;
- Воспитательная:
воспитание умения выслушивать мнение других обучающихся и отстаивать свою
точку зрения.
Материал для урока: карточки с
заданиями, портрет Л. Эйлера, доска.
Ход урока
- Организационный
момент (3 мин)
- Разминка
(5 мин)
- Изучение
нового материала (5 мин)
- Первичная
отработка метода решения (30 мин)
- Подведение
итогов занятия (2 мин)
- Организационный
момент.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым для вас методом решения
логических задач - кругами Эйлера. Мы научимся решать некоторые из тех зада,
которые входят в группу конкурсных и олимпиадных. Целью нашего урока: является
познакомиться с решением простейших логических задач методом кругов.
Разминка
Вниманию учащихся предлагается несколько шуточных логических
задач, направленных на активизацию мышления обучающихся.
- Гусь
стоит 20 рублей и еще половину того, сколько стоит он на самом деле.
Сколько стоил гусь?
- Два
спортсмена на соревновании пробежали по стадиону 8 кругов. Сколько кругов
пробежал каждый?
- Назовите
два числа, разность которых равнв их сумме.
- Сколько
будет: два плюс два умножить на два?
Изучение нового материала
Преподаватель: В математике рисунки в виде кругов, изображающих
множества, используются очень давно. Одним из первых, кто пользовался этим
методом, был выдающийся немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716). В его черновых набросках были обнаружены рисунки с такими кругами.
Затем этот метод довольно основательно развил и Леонард Эйлер. Он долгие годы
работал в Петербургской Академии наук.
Для наглядной геометрической иллюстрации понятий и соотношений
между ними используется диаграммы Эйлера-Венна (круги Эйлера). Если имеются
какие-либо понятия А, В, С и т.д., то объем каждого понятия (множество) можно
представить в виде круга, а отношения между этими объектами (множествами) - в
виде пересекающихся кругов.
Перед решением задачи ответьте на следующие вопросы:
- О
скольких множествах идет речь в данной задаче?
- Какие
из перечисленных в задаче данных относятся к разным множествам
одновременно?
Первичная отработка метода решения. Обучающимся предлагаются
следующие задачи. Первая задача рассматривается подробно. Последующие задачи
решаются обучающимися у доски.
Задача 1. Домашние любимцы. У
всех моих подруг есть домашние питомцы. Шестеро из них любят и держат кошек, а
пятеро - собак. И только у двоих есть и те и другте. Угадайте, сколько у меня
подруг?
Решение: Изобразим два круга, так как у нас два вида питомцев. В
одном будем фиксировать владелиц кошек, в другом - собак. Поскольку у некоторых
подруг есть и те, и другие животные, то круги нарисуем так, чтобы у них была
общая часть. В этой общей части ставим цифру 2 так как кошки и собаки есть у
двоих. В оставшейся части "кошачьего" круга ставим цифру 4 (6 - 2 =
4). В свободной части "собачьего" круга ставим цифру 3 (5 - 2 = 3). А
теперь рисунок сам подсказывает, что всего у меня 4 + 2 + 3 = 9 подруг.
Ответ. 9 подруг.
Задача 2. Библиотеки. В
классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной и районной библиотек.
Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 - в районной. Сколько
учеников не являются читателями школьной библиотеки?
Решение: Пусть круг Ш изображает читателей только школьной
библиотеки, круг Р - только районной. Тогда ШР - изображение читателей и
районной, и школьной библиотек одновременно. Из рисунка следует, что число
учеников, не являющихся читателями школьной библиотеки, равно:
(не Ш) = Р - ШР. Всего 30 учеников, Ш = 20 человек, Р = 15
человек. Тогда значение ШР может быть найдено так (см. рисунок): ШР = (Ш + Р) -
30 = (20 + 15) - 30 = = 5, т.е. 5 учеников являются читателями школьной и
районной библиотек одновременно. Тогда (не Ш) = = Р - ШР= 15 - 5= 10.
Ответ: 10 учеников не являются читателями школьной библиотеки.
Задача 3. Любимые мультфильмы. Среди
школьников пятого класса проводилось анкетирование по любимым мультфильмам.
Самыми популярными оказались три мультфильма: "Белоснежка и семь
гномов", "Винни Пух", "Микки Маус". Всего в классе 28
человек. "Белоснежку и семь гномов" выбрали 16 учеников, среди
которых трое назвали еще "Микки Маус", шестеро - "Винни
Пух", а один написал все три мультфильма. Мультфильм "Микки
Маус" назвали 9 ребят, среди которых пятеро выбрали по два мультфильма. Сколько
человек выбрали мультфильм "Винни Пух"?
Решение: В этой задаче 3 множества, из условий задачи видно, что
все они пересекаются между собой. Только "Белоснежку" выбрали
16-6-3-1=6 человек. Только "Микки-Маус" выбрали 9-3-2-1=3 человека.
Только "Винни-Пух" выбрали 28-(6+3+3+2+6+1)=7 человек.
Тогда, учитывая, что некоторые выбрали по несколько мультфильмов, получаем, что
"Винни-Пух" выбрали 7+6+1+2=16 человек.
Задача 4. Хобби. Из
24 учеников 5 класса музыкальную школу посещают 10 человек, художественную
школу - 8 человек, спортивную школу - 12 человек, музыкальную и художественную
школу- 3, художественную и спортивную школу - 2, музыкальную и спортивную школу
- 2, все три школы посещает 1 человек. Сколько учеников посещают только одну
школу? Сколько учащихся ни в чем себя не развивают?
Решение: В этой задаче 3 множества, из условий задачи видно, что
все они пересекаются между собой. Только музыкальную школу посещают 10-3-2-1=4
учащихся. Только художественную школу посещают 8-3-2-1=2 учащихся. Только
спортивную школу посещают 12-2-2-1=7 учащихся.
Только одну школу посещают 4+2+7=13 учеников.
Ни в чем себя не развивают 24-(4+2+7+3+2+2+1)=3 учащихся.
Ответ. 13 учеников посещают только одну школу, 3 учащихся себя
не развивают.
Задача 5. О головоломках. На
полке стояло 26 различных математических игр - головоломок. В 4 из них поиграл
и Гриша, и Саша. Игорь попробовал проиграть 7 игр, которых не касались ни
Гриша, ни Саша, и две головоломки, в которые играл Гриша. Всего Гриша играл в
11 математических игр - головоломок. Во сколько головоломок сыграл Саша?
Решение: Так как Гриша всего проиграл в 11 игр, из них 4
головоломки решены Сашей и 2 головоломки - Игорем, то 11 - 4 - 2 = 5 - игр
проиграно только Гришей. Следовательно, 26 - 7 - 2 - 5 - 4 = 8 - головоломок
решено только Сашей. А всего Саша играл в игр.
Ответ. 12 игр решил Саша.
Задача 7. Спорт для всех. В
классе 38 человек. Из них 16 играют в баскетбол, 17 - в хоккей, 18 - в футбол.
Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и хоккеем - четверо, баскетболом и
футболом - трое, футболом и хоккеем - пятеро. Трое не увлекаются ни
баскетболом, ни хоккеем, ни футболом. Сколько ребят увлекаются одновременно
тремя видами спорта? Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?
Решение. Воспользуемся кругами Эйлера.
Пусть большой круг изображает всех учащихся класса, а три
меньших круга Б, Х и Ф изображают соответственно баскетболистов, хоккеистов и
футболистов. Тогда фигура Z, общая часть кругов Б, Х и Ф, изображает ребят,
увлекающихся тремя видами спорта. Из рассмотрения кругов Эйлера видно, что
одним лишь видом спорта - баскетболом занимаются 16 - (4 + z + 3) = 9 - z;
одним лишь хоккеем 17 - (4 + z + 5) = 8 - z; одним лишь футболом
18 - (3 + z + 5) = 10 - z. Составляем уравнение, пользуясь тем,
что класс разбился на отдельные группы ребят; количества ребят в каждой группе
обведены на рисунке рамочкам: 3 + (9 - z) + (8 - z) + (10 - z) + 4 + 3 + 5 + z
= 38,z = 2. Таким образом, двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта.
Складывая числа 9 - z, 8 - z и 10 - z, где z = 2, найдем количество ребят,
увлекающихся лишь одним видом спорта: 21 человек.
Ответ: Двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта человека.
Увлекающихся лишь одним видом спорта: 21 человек.
Домашнее задание. Задача 6. Спортивный класс. В
классе 35 учеников. 24 из них играют в футбол, 18 - в волейбол, 12 - в
баскетбол. 10 учеников одновременно играют в футбол и волейбол, 8 - в футбол и
баскетбол, а 5 - в волейбол и баскетбол. Сколько учеников играют и в футбол, и
в волейбол, и в баскетбол одновременно?
Подведение итогов занятия
Учащиеся подводят итоги занятия самостоятельно или отвечая на
наводящие вопросы:
- С чем
мы познакомились на занятии?
- В чем
заключается этот метод? В чем он заключается?
- Чему
мы сегодня научились на занятии?
- С чего
необходимо начать решение задачи?
- Какие
задачи вызвали у вас наибольшее затруднение? Почему?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.