Урок
математики для 1 класса «Число 0, цифра 0. Свойства нуля».
Основные цели:
·
Сформировать представление о числе 0 и его месте в
числовом ряду; способность к его записи, изображению на числовом отрезке,
сравнению, сложению и вычитанию с 0.
·
Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные
операции. Речь, творческие способности учащихся.
Оборудование:
1)
презентация темы;
2)
числовой луч, карточки с примерами, геометрические
фигуры, сигнальные карточки светофора (для физкультминутки), числа на магнитах.
3)
портреты Мальвины и Буратино;
4)
мяч
У учащихся:
числовые вееры, сигнальные карточки «светофоры».
Ход урока:
1.Самоопределение
к учебной деятельности.
Цель:
1)
мотивировать учащихся к учебной деятельности
2)определить
содержательные рамки урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Попытайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Думать, доказывать, решать.
2.Актуализация
знаний
Цель:
1)
актуализировать знания нумерации чисел от 1 до 20.
2) актуализировать
вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на
множестве чисел от 1 до 9, к нахождению чисел, смежных с заданным числом, по
модели числового отрезка;
3)
зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестен способ обозначения числа
0.
Организация
учебной деятельности на этапе 2.
- А сейчас, как
всегда проведем арифметическую разминку.
У меня на столе
конфеты. Надя будет складывать их в пакет. А вы будете хором считать.
- Счет от 1 до 9
вперед. (Выставляются цифры)
- Что обозначает
каждая цифра? (Количество предметов)
- Таким образом,
что мы с вами получили? (Числовой ряд)
- С какого числа
начинается ряд чисел? ( С числа 1)
- Сколько конфет
у нас в мешочке? (9)
- Дайте
характеристику числу 9.
- А как получить
каждое следующее число? (Увеличиваем на1)
- А как получить
предыдущее число? (Надо уменьшить на 1)
- А теперь,
достаем из мешочка конфеты и отмечаем сколько осталось на числовом отрезке
(Счет в обратном
порядке)
- Сколько конфет
в мешочке? (В мешочке нет конфет, 0)
- Какой цифрой
обозначим отсутствие предметов?
- Цифрой 0.
- Кто может
показать нам эту цифру?
- Ребята, на
предыдущих уроках, мы с вами встречались с этой цифрой? Решали ли мы примеры с
этим числом? (Нет)
- Можете ли вы
предположить какой будет тема нашего урока?
- Вспомните по
какому плану мы работаем при знакомстве с новым числом и цифрой.
Исходя из этого
плана, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока.
Алгоритм:
·
Что обозначает число 0
·
Научиться писать цифру 0
·
Определить его место в ряду чисел
·
Учиться решать примеры, в которых есть 0
А еще, мы
познакомимся со свойствами числа 0
3.
Фиксация индивидуального затруднения – неизвестен способ обозначения числа 0.
Постановка учебной проблемы.
Цель:
1) организовать
выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – обозначение числа 0
при помощи цифры;
2) согласовать
тему и цель урока
Организация
учебной деятельности на этапе 3
4.Проектирование
и фиксация нового знания.
·
1. Решение первой задачи. Что обозначает число 0
- А теперь
приступим к решению первой задачи.
2)- Откройте
учебники на странице 30. Урок 16.
Ветер осенью
летал
Ветер листики
считал
Ветер злился и
сбивался,
Лист от ветки
оторвался
Оторвался, улетай
А осталось,
посчитай!
- Сколько точек на
кости домино? (Ни одной)
- Сколько
предметов в мешке? (Ни одного)
???-
Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?
Например: Сколько
груш может вырасти на яблоне?
Сколько Марин учится в нашем классе?
Сколько апельсинов у меня в руке? И т.п.
Сформулируйте
вопросы, чтобы ответом было число 0?
(Дети светофором
контролируют правильность постановки вопросов)
- Так что
обозначает число 0? (Отсутствие предметов)
- Почему на
числовом отрезке ноль обозначен красным цветом? Перед каким числом стоит ноль?
А перед каким
числом?
Вывод: Все числа
обозначают количество предметов, а ноль не обозначает количества .И стоит
вначале числового ряда, не является натуральным.
- Ребята, мы уже
успели рассмотреть ноль, определить его место в ряду чисел, но также мы должны
научиться правильно писать цифру 0.
- На что похожа
цифра 0?
Цифра вроде буквы
О –
Это ноль иль
ничего.
Круглый ноль
такой хорошенький,
Но не значит
ничегошеньки!
2) Определение
способа обозначения числа 0 графически и цифрой и последовательности действий
при записи цифры 0;
с.31
- Рассмотрите
образец написания цифры на доске и в прописях. На что нужно обратить внимание?
(Пишется в правой части клетки, начинаем писать из верхнего правого угла,
закругляем влево и пишем овал, внизу касание на середине клетки)
- Что еще можно
отметить? (С наклоном, похож на букву О)
- Напишите в
прописях первую строчку: сначала обведите по контуру, затем самостоятельно, не
забывайте отступать одну клеточку вправо)
Самоконтроль,
самооценка
Физкультминутка
Учитель
показывает детям сигнал светофора. На красный свет все сидят, на желтый –
встают, а на зеленый энергично бегут на месте.
- Переходим к
решению следующей задачи урока.
Будем учиться
решать примеры с числом 0.
3) Выведение
формул сложения и вычитания с 0
- Сегодня наши
помощники мальчик с длинным носом и девочка с голубыми волосами. Вы догадались
кто это? (Мальвина и Буратино)
№1 с
комментированием
- К трем
треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же
треугольники (дорисовывают фигуры в мешок сумму). Значит. 3 + 0 = 3
- Придумайте свои
подобные выражения, подставляя другие числа.
- Всегда ли при
сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?
- Как это
записать для любого числа а? (При сложении «мешка» с пустым
«мешком» его содержимое не меняется)
Вывод: а + 0 = а
- Буратино
закопал на Поле чудес 5 золотых монет
У него выросло 0
монет.
- какое выражение
составим? Сколько всего монет стало?
5 + 0 = 5
- А если мы
поменяем местами «мешки» и в начале возьмем пустой «мешочек» и прибавим к нему
«мешочек» с тремя квадратами. Что положим в «мешок» сумму? (те же три
квадрата.)
- Какое свойство
сложения мы здесь использовали? (От перестановки мест слагаемых сумма не
меняется)
- Как это
записать для любого числа а ?
Вывод: 0 + а = а
№2 (1 часть) с
комментированием
- От мешка с
двумя кругами отняли пустой мешок. Что получили в результате? (те же круги,
ничего не изменилось) Дорисуйте фигуры в мешок разность. Значит: 2 – 0 = 2
- Всегда ли при
вычитании из числа нуля получается то же число? Почему?
- Приведите свои
примеры, подобных выражений.
- Как это
записать для любого числа а? ( При вычитании из мешка пустого
мешка его содержимое не меняется)
Вывод: а – 0 = а
- Мальвина учила
Буратино решать задачи. Из трех задач он решил ноль задач. Сколько ему осталось
решить?
3 – 0 = 3
№2 (2 часть) с
комментированием
- От мешка с
двумя овалами отняли мешок с двумя овалами. Что положим в мешок разность? (Нам
нечего положить)
- Всегда ли так: если
мы из числа вычитаем то же число, то получаем ноль? Докажите.
- Как это
записать для любого числа а? (При вычитании из мешка такого же
мешка ничего не остается)
Вывод: а – а = 0
- Мальвина
придумала 4 смешных обзывалки для Карабаса Барабаса. Она прокричала 4
обзывалки. Сколько осталось?
4 – 4 = 0
№3
- А если к нолю
прибавить ноль? Что нарисуем в мешочках? (Ничего.)
- А что запишем в
сумме? (Ноль)
- А если из ноля
отнять ноль? (Тоже самое)
Итог:
- Ребята, еще раз
внимательно посмотрите на формулы, которые мы вывели на уроке. Что означает в
формулах а? Это переменная, вместо нее можно поставить любое
число. А для чего мы с вами вывели эти формулы? (Чтобы использовать их при
решении примеров, где один из компонентов ноль)
- Если к числу
прибавить 0, то…
- Если из целого
вычесть часть, то…
- Если все части
сложить, то…
- Если из числа
вычесть 0, то…
5. Первичное
закрепление
Самостоятельная
работа
№4 1 строка с
комментированием)
- Сопоставление с
формулами.
5 – 5 = 6 –
0 = 9 – 0 =
№5 первый пример
Самостоятельная
работа
8 – 0 = 0 +
2 = 7 – 7 =
(проверка
светофорами)
№ 5 второй пример
- Поднимите руку,
кто не допустил ни одной ошибки?
6.
Включение в систему знаний и повторение.
- Наши герои
решили посмотреть, как с их помощью вы усвоили новый материал. Для этого они
предлагают вам принять участие в игре «Кто быстрее?»
1 вариант второго
ряда – это команда Буратино,
2 вариант второго
ряда – это команда Мальвины.
Остальные ребята
– болельщики + 2 эксперта
- Молодцы!
Дополнительно
Задание на
логическое мышление:
№7
- Буратино хочет
подарить Мальвине на день рождения мячик. Помогите ему выбрать
. Обоснуйте
ответ.
Игра с мячом (мяч
бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)
- Если к числу
прибавить 0, то…
- Если из целого
вычесть часть, то…
- Если все части
сложить, то…
- Если из числа
вычесть 0, то…
7.Рефлексия
учебной деятельности на уроке.
Игра с мячом (мяч
бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)
- С каким числом
познакомились?
- Какие свойства
вы узнали?
- Где вам будут
нужны эти знания?
- Что было
трудным?
- Что было
интересным?
Ребята, а если
ноль – это ничего не значит, тогда зачем нужна цифра, ведь она все равно ничего
не обозначает?
(предположения
детей)
Вот это ноль –
иль ничего.
Послушай сказку
про него.
Сказал веселый
круглый ноль
Соседке единице
- С тобою
рядышком позволь
Стоять мне на
странице!
Она окинула его
Сердитым гордым
взглядом:
- Ты, ноль, не
стоишь ничего,
Не стой со мною
рядом!
Ответил ноль: - Я
признаю,
Что ничего не
стою,
Но можешь стать
ты десятью,
Коль буду я с
тобою.
Так одинока ты
сейчас,
Мала и худощава
Но будешь больше
в десять раз
Когда я встану
справа
Напрасно думают,
что ноль
Играет маленькую
роль
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.