Урок
литературного чтения. В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель :
1) Развивать
представление о способах изображения персонажей, о передаче настроения героя
через описание мимики и жестов
2) Формировать
систему читательских умений
Ход
урока:
1. Подготовка
к первичному восприятию.
Все
мы живем среди людей, и от того, какие люди нас окружают, зависит не только
наше настроение, наше самочувствие, но и то, как сложится наша жизнь. Какими бы
вам хотелось видеть людей, которые живут рядом с вами? Доброжелательными или
раздражительными? Злыми, хитрыми, способными обмануть или добрыми и честными?
Для того, чтобы люди были такими, как бы нас хотелось, нужно, чтобы и каждый из
нас был добрым, отзывчивым, честным человеком. Давайте послушаем рассказ В.А.
Осеевой «Волшебное слово».
2. Первичное
восприятие. Чтение учителя.
3. Проверка
первичного восприятия.
Понравился
Вам рассказ? Как вы думаете, зачем мальчик вернулся в парк? За что он хотел
поблагодарить дедушку? Что изменилось в жизни мальчика? А сам Павлик изменился?
4. Постановка
учебной задачи. Вы заметили, что Павлик изменился в лучшую сторону. А что
заставляет человека меняться, как вырабатывается характер героя рассказа? Чтобы
лучше понять героя, давайте попробуем представить себя на его месте, прочитаем
этот рассказ по ролям.
5. Вторичное
восприятие и анализ текста.
Прочитайте
начало рассказа (до слов «Еще бы!»- сердито буркнул мальчик). Можно ли при
чтении этого отрывка по ролям оставить только слова героев, а слова автора
опустить? Обоснуйте свою точку зрения (из слов автора мы узнаем о месте
действия, о том как выглядели герои, а по описанию внешности можно понять
настроение героя, его переживания. Поэтому опустить слова автора нельзя.)
Значит, роль автора – самая ответственная.
Найдите
и прочитайте про себя предложение, начинающееся со слов « Старик подвинулся…».
Какие слова в этом предложении вы выделите при чтении и почему? ( « …красное
сердитое лицо мальчика…». Эти слова говорят о состоянии Павлика, подсказывают,
как читать его реплики.)
Как
Павлик говорит со стариком? (Раздраженно, грубо, желая, чтобы его оставили в
покое.)
А
как отвечает старик? (Спокойно, заинтересованно, как бы не замечая его
грубости.)
Прочитайте
по ролям этот отрывок, постарайтесь передать раздраженность Павлика,
спокойствие и заинтересованность старика.
Выразительное
чтение и его анализ.
Самостоятельная
работа.
Прочитайте
про себя следующий отрывок ( до слов : «И вдруг замолчал») Проследите, как
меняется настроение Павлика. (Можно отметить карандашом нужные предложения и
словосочетания в книге или на рабочей закладке. В ходе проверки самостоятельной
работы выясняем, почему менялось настроение Павлика. По мере того, как дети
выделяют необходимые слова и словосочетания, учитель делает запись на доске или
выставляет заранее заготовленный текст на наборное полотно. В результате
получится следующая запись:
Сказал
Сердито
буркнул
Сжал
кулаки
Засопел
от обиды
Крикнул
Стукнул
кулаком по скамейке
Вдруг
замолчал
Итак,
Павлик вспоминает одну за другой все свои обиды. Его раздражение всё растет. А
как продолжает себя вести старик? Почему Павлик «вдруг замолчал»? (Старик всё
также спокоен и доброжелателен, Павлик не привык к такому отношению и потому
удивленно замолкает)
Прочитайте
по ролям этот отрывок. Выразительное чтение и его анализ.
Прочитайте
следующий отрывок (до слов: «Лена сидела…») Поверил ли Павлик старику, когда
услышал волшебное слово? Что вызывало у него сомнение, а что заставляло верить?
Прочитайте, как именно произнес старик волшебное слово. Зачем автор так часто
упоминает о длинной белой бороде старика? (Павлик «усмехнулся», значит,
сомневался в волшебном слове, но побежал проверять, значит, надеялся, что оно
поможет. Слово знакомое, обыкновенное, но….вдруг? Недаром автор всё время
подчеркивает, как выглядит старик: мягкая седая борода делает его похожим на
волшебника)
Как
нужно прочитать слова старика, чтобы Павлик поверил в волшебное слово? (Очень
убедительно, негромко, чуть-чуть таинственно.)
А
что важно подчеркнуть, читая слова автора? Чтение по ролям и его анализ.
6. Обобщение.
Чему
вы учились сегодня на уроке? Справились ли с поставленной задачей? Для чего
нужно определять настроение персонажа, видеть, как оно изменяется? Домашнее
задание. Прочесть рассказ до конца. Подготовить выразительное чтение первой
части рассказа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.