Урок литературного чтения в
3 классе. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
Цели:
- Учить
детей находить эстетическую доминанту лирического стихотворения;
воспитывать эстетическое переживание, эстетический вкус;
- Обучать
школьников правильному, выразительному, плавному чтению;
- Осуществлять
связь с изобразительным искусством и музыкой.
УУД:
Познавательные
умения: определять главную мысль произведения и
обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, его
особенности и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения
задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения: договариваться с партнёрами и приходить
к
общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые
средства для представления результата деятельности.
Личностные: творческое отношение к написанию собственного
стихотворения; понимание успешности при изучении темы.
Ход
урока
I. Организационный
момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте
самостоятельно загадку, отгадайте ее.
Вот из далека-далека
Что-то грохнуло слегка.
Потом поднялся ветерок
—
Совсем задул наш
костерок.
Осталась только пепла
кучка.
На солнце набежала
тучка,
Дождинки падают за
ворот —
Пора нам возвращаться в
город.
Сверкнуло так! Слепит
глаза
Блеск молний. Все,
идет... (гроза).
— Прочитаем загадку все
вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли
возникли у вас при чтении?
— Прочитаем с
интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией
восхищения; весело; выразительно).
III. Сообщение темы и
постановка целей урока
— Какое явление природы
описано в стихотворении?
— Когда бывает гроза?
— Какие времена года вы
знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.
— Сегодня мы
познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева. Прочитайте
записанную на доске тему урока. Определите задачи.
IV. Работа по теме
урока
— Прочитайте название
стихотворения. О чем оно?
— Что вы можете
рассказать о грозе?
(Выразительное чтение
стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Вам понравилось
стихотворение?
— Какие чувства вы
испытывали, слушая меня?
— О каком времени года
рассказывает нам автор?
— Прочитайте
стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых надо
уточнить.
РЕЗВЯСЯ - резвый -
подвижный, веселый.
ПЕРЛЫ — жемчужины,
что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.
ПРОВОРНЫЙ — быстрый,
торопливый.
ГАМ — нестройный гул
голосов.
НАГОРНЫЙ— находящийся, расположенный
на горе, на горах.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы
по теме урока
— Прочитаем
стихотворение еще раз.
— Сколько картин
возникает перед вами, когда вы читаете стихотворение? (Три.)
— Опишите первую.
(Первая картина: еще светит солнце, а уже гром начинает греметь, играя. И
совсем не страшно.)
- Опишите вторую.
Обратите внимание на слово брызнул. (Вторая картина: гремит гром, и вдруг
неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)
— Опишите третью.
(Третья картина: я представляю себе гору, а с нее бежит вода, спускается с
грохотом, шумят птицы, и гром еще гремит.)
— Как поэт помогает нам
«услышать» грозу? (В стихотворении есть слова «грозу», «первый», «гром»,
«играя», «грохочет», «гремят раскаты», «брызнул», «перлы», «с горы»,
«проворный».)
— Какие звуки
повторяются? (В этих словах повторяются звуки [г], [р], их сочетание [гр].)
— Какое настроение
создает стихотворение «Весенняя гроза»?
— Подготовьтесь к
выразительному чтению стихотворения. Не забывайте о том, как нужно читать
стихи.
(Выразительное чтение
стихотворения учащимися.)
— Рассмотрите
репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» .
— Можно ли сказать, что
картина И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» иллюстрирует стихотворение Ф.
Тютчева? Сделайте самостоятельно подпись к картине. Воспользуйтесь строками
стихотворения.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите
любое предложение.
• На сегодняшнем уроке
я узнал...
• На этом уроке я
похвалил бы себя за...
• После урока мне
захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов
урока
— Кто автор
стихотворения?
— Как бы вы озаглавили
его?
Домашнее задание
Выучить стихотворение
Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Найти художественные произведения, в которых
описывается дождь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.