Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать материал

 Урок литературного чтения в 4 классе.

Составила Меньших Т.В.

 

                                Тема: В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»

 

Цели урока:

1.Формировать полноценное восприятие художественного произведения (на уровне главной мысли)

            2.Определять жанр и тему произведения.

3.Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».

4.Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).

5.Учить составлять план пересказа и  пересказывать по нему текст.

6.Развивать навыки оценивания

 

Оборудование:

  • проектор, экран;
  • учебник и рабочая тетрадь
  • выставка книг.

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

 

  1. Проверка домашнего задания.

-Что готовили дома? (Выразительное чтение стихотворения В. М. Гаршина «Пленница»).

-Сейчас мы послушаем, что получилось.

 

      3.  Тема урока.

 

-Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры.  (потом на экране схема)

                                              

                                                     В. Гаршин

 


сказки                                         стихотворения                                       сказания

«Сказка о жабе и розе»,             «Пленница»                    «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса  Аталия»

-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора- («Лягушка-путешественница»)

-Как думаете к какому жанру относится ?

.

4.      Цели урока.   (На экране-опоры)

 

  1. Познакомиться с произведением  В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  3. Отвечать на вопросы к тексту
  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.

 

  1. Словарная работа.

-В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

ПАЯЦ  -  клоун в цирке, балаганный шут  (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.

 

  1. Первичное знакомство с текстом.

-Как вы думаете, о чём это произведение?

-Текст читают учитель дети.

 

  1. Беседа по первичному восприятию.

-Понравилось вам это произведение? Чем ?

-Кто является главным героем этого произведения?

-Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?

 

  1. Определение жанра и темы.

 

                В.    Гаршин






  
 Лягушка-путешественница
 


          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Определите жанр и тему. Докажите.  (Это сказка, т.к. животные разговаривают,  начинается словами жила-была.  Это сказка авторская)

-Оцените работу у доски.

 

  1. Работа по тексту.

Выборочное чтение.

-Прочтите, как жила лягушка в родном болоте? 

-Что однажды  произошло?

-Куда и зачем собирались лететь утки, прочитайте?  

-О чём попросила лягушка уток?

- Что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг? 

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 96 и найдите подходящий к ней отрывок.

              -  Как чувствовала себя лягушка в воздухе?

-Долетела ли лягушка до юга? Почему?

              -Прочтите, как упала лягушка? 

-О чём рассказывала лягушка на новом месте? А на самом деле попала лягушка на юг?

 

Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)

 

Б) Работа в тетради  с 56  № 2

-Как автор говорит о своей героине?  (С иронией)

-Что такое ирония?  (Скрытая насмешка)

 

В) Работа в тетради  с 56  № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)

 

Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

-Что такое аллегория?  (Иносказание)

-Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)

 

10.Составление плана.

                    План.

1.      Жизнь в родном болоте.

2.      Находчивость лягушки.

3.      Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.

 

            11. Работа с выставкой.

 -Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя.

- .Сколько веков назад это было? А издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать.

Обратите  внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы.

 

            12.Задание на дом.

   -Кто догадался о домашнем задании?

   -А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

   -А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила на болоте…)

   -Если не получится приготовьте чтение по ролям.

,

            13.Итог урока.

-С каким произведением мы работали на уроке?

-Кто его автор?

-Оцените нашу работу на уроке.

-Выберите любое высказывание и закончите фразу:

 На уроке я узнал…

 На этом уроке я похвалил бы себя…

 После урока мне захотелось…

 Сегодня я сумел

      -.Молодцы! Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Тема: В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»

 

Цели урока:

  • Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли.
  • Развивать навыки антиципации.
  • Определять жанр и тему произведения.
  • Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».
  • Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).
  • Учить составлять план пересказа и  пересказывать по нему текст.
  • Развивать навыки оценивания и самооценивания.

 

Оборудование:

  • мультимедиапроектор, экран;
  • учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение  4 класс»;
  • рабочая тетрадь;
  • таблицы для определения темы урока;
  • карточки-опоры для формулирования целей урока;
  • карточки со словарными словами;
  • схемы для моделирования обложки;
  • сигналы для самооценки;
  • выставка книг.

 

 

Ход урока.

5.      Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

У нас сегодня на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы будете активными на уроке и покажете свои знания и умения.

Сядут девочки, затем мальчики.

 

6.      Проверка домашнего задания.

Что готовили дома? (Выразительное чтение стихотворения В. М. Гаршина «Пленница»).

Сейчас мы послушаем, как подготовились ребята и оценим их подготовку.

(Опрашиваются 3 человека, оценивание чтения обучающимися, дети доказывают правильность отметки)

    

7.      Тема урока.

a.       Определите, произведение какого автора мы будем изучать сегодня? (На экране надпись)

 Нарвсекивожилодгардомшин     (Всеволод Гаршин)

 

b.      Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры.  (На экране схема)

                                              

                                                     В. Гаршин

 


сказки                                         стихотворения                                       сказания

«Сказка о жабе и розе»,             «Пленница»                    «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса  Аталия»

c.       Определите, какое произведение мы будем сегодня изучать?  (На экране таблицы для определения темы урока)

 

А

 

А

-

П

 

 

Ц

Л

К

Т

У

 

 

 

И

Я

Ш

Е

 

 

 

 

 

 

Н

Г

У

Ш

Е

 

 

Н

Е

В

Т

С

 

 

 

 

 («Лягушка-путешественница»)

 

8.      Цели урока.   (На экране карточки-опоры)

Используя карточки-опоры, сформулируйте цели урока.

  1. Познакомиться с произведением  В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  3. Отвечать на вопросы к тексту
  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.

 

  1. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

(На экране слова с лексической статьей)

ПАЯЦ  -  клоун в цирке, балаганный шут  (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.

 

  1. Первичное знакомство с текстом.

Как вы думаете, о чём это произведение?

Текст читает учитель и хорошо читающие дети.

 

  1. Беседа по первичному восприятию.

Понравилось вам это произведение?

Кто является главным героем этого произведения?

Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?

 

  1. Моделирование обложки. 

Дети делают на доске и  в тетради

                В.    Гаршин






  
 Лягушка-путешественница
 


          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите жанр и тему. Докажите.  (Это сказка, т.к. животные разговаривают,  начинается словами жила-была.  Это сказка авторская)

Оцените работу у доски.

 

  1. Работа по тексту.

Выборочное чтение.

Прочтите, как жила лягушка в родном болоте?  (с. 94)

Что случилось однажды?

Куда и почему собирались лететь лягушки, прочитайте?   (с. 95)

О чём попросила лягушка уток?

Прочитайте, что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг?   (с. 95)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 96.

Зачитайте отрывок, который к ней подходит.  (с. 96)

Как чувствовала себя лягушка в воздухе? Прочтите.

Долетела ли лягушка до юга? Почему?

Как произошло, что лягушка упала?

Прочтите, куда упала лягушка?  (с. 97)

О чём рассказывала лягушка на новом месте? Прочтите.  (с. 98)

А на самом деле слетала лягушка на юг?

 

Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку, пожалуйста, доказывая свой ответ.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)

 

Б) Работа в тетради  с 56  № 2

Как автор говорит о своей героине?  (С иронией)

Сто такое ирония?  (Скрытая насмешка)

 

В) Работа в тетради  с 56  № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)

 

Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

Что такое аллегория?  (Иносказание)

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)

 

  1. Пересказ текста по коллективно составленному плану.

Давайте поделим текст на части и озаглавим каждую часть.

План.

4.      Жизнь в родном болоте.

5.      Находчивость лягушки.

6.      Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.

 

А сейчас попробуйте пересказать сказку по плану.

 

11. Работа с выставкой.

 Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя. Написана она была в 19 веке, а издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать. Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы. Кто заинтересовался этой выставкой, позже можете посмотреть эти книги.

 

  1. Задание на дом.

Попробуйте определить, что будет задано на дом?

А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила в болоте…)

 

Кому трудно будет подготовить рассказ от лица лягушки, подготовьте выразительное чтение последней части сказки по ролям.

 

  1. Итог урока.

С каким произведением мы работали на уроке?

Кто его автор?

Оцените нашу работу на уроке.

 

Молодцы! Урок окончен.

 

,ема урока.

a.       Определите, произведение какого автора мы будем изучать сегодня? (На экране надпись)

 Нарвсекивожилодгардомшин     (Всеволод Гаршин)

 

b.      Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры.  (На экране схема)

                                               

                                                     В. Гаршин

 


сказки                                         стихотворения                                       сказания

«Сказка о жабе и розе»,             «Пленница»                    «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса  Аталия»

c.       Определите, какое произведение мы будем сегодня изучать?  (На экране таблицы для определения темы урока)

 

А

 

А

-

П

 

 

Ц

Л

К

Т

У

 

 

 

И

Я

Ш

Е

 

 

 

 

 

 

Н

Г

У

Ш

Е

 

 

Н

Е

В

Т

С

 

 

 

 

 («Лягушка-путешественница»)

 

9.      Цели урока.   (На экране карточки-опоры)

Используя карточки-опоры, сформулируйте цели урока.

  1. Познакомиться с произведением  В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
  3. Отвечать на вопросы к тексту
  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.

 

  1. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

(На экране слова с лексической статьей)

ПАЯЦ  -  клоун в цирке, балаганный шут  (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.

 

  1. Первичное знакомство с текстом.

Как вы думаете, о чём это произведение?

Текст читает учитель и хорошо читающие дети.

 

  1. Беседа по первичному восприятию.

Понравилось вам это произведение?

Кто является главным героем этого произведения?

Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?

 

  1. Моделирование обложки. 

Дети делают на доске и  в тетради

                В.    Гаршин






  
 Лягушка-путешественница
 


          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите жанр и тему. Докажите.  (Это сказка, т.к. животные разговаривают,  начинается словами жила-была.  Это сказка авторская)

Оцените работу у доски.

 

  1. Работа по тексту.

Выборочное чтение.

Прочтите, как жила лягушка в родном болоте?  (с. 94)

Что случилось однажды?

Куда и почему собирались лететь лягушки, прочитайте?   (с. 95)

О чём попросила лягушка уток?

Прочитайте, что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг?   (с. 95)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 96.

Зачитайте отрывок, который к ней подходит.  (с. 96)

Как чувствовала себя лягушка в воздухе? Прочтите.

Долетела ли лягушка до юга? Почему?

Как произошло, что лягушка упала?

Прочтите, куда упала лягушка?  (с. 97)

О чём рассказывала лягушка на новом месте? Прочтите.  (с. 98)

А на самом деле слетала лягушка на юг?

 

Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку, пожалуйста, доказывая свой ответ.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)

 

Б) Работа в тетради  с 56  № 2

Как автор говорит о своей героине?  (С иронией)

Сто такое ирония?  (Скрытая насмешка)

 

В) Работа в тетради  с 56  № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)

 

Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

Что такое аллегория?  (Иносказание)

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)

 

  1. Пересказ текста по коллективно составленному плану.

Давайте поделим текст на части и озаглавим каждую часть.

План.

7.      Жизнь в родном болоте.

8.      Находчивость лягушки.

9.      Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.

 

А сейчас попробуйте пересказать сказку по плану.

 

11. Работа с выставкой.

 Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя. Написана она была в 19 веке, а издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать. Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы. Кто заинтересовался этой выставкой, позже можете посмотреть эти книги.

 

  1. Задание на дом.

Попробуйте определить, что будет задано на дом?

А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила в болоте…)

 

Кому трудно будет подготовить рассказ от лица лягушки, подготовьте выразительное чтение последней части сказки по ролям.

 

  1. Итог урока.

С каким произведением мы работали на уроке?

Кто его автор?

Оцените нашу работу на уроке.

 

Молодцы! Урок окончен.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения в 4 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 251 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.02.2020 148
    • DOCX 89.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Звягина Валентина Брониславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92515
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции