Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе.

Составила Меньших Т.В.


Тема: В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»


Цели урока:

1.Формировать полноценное восприятие художественного произведения (на уровне главной мысли)

2.Определять жанр и тему произведения.

3.Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».

4.Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).

5.Учить составлять план пересказа и пересказывать по нему текст.

6.Развивать навыки оценивания


Оборудование:

  • проектор, экран;

  • учебник и рабочая тетрадь

  • выставка книг.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.


  1. Проверка домашнего задания.

-Что готовили дома? (Выразительное чтение стихотворения В. М. Гаршина «Пленница»).

-Сейчас мы послушаем, что получилось.


3. Тема урока.

-Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры. (потом на экране схема)

В. Гаршин


сказки стихотворения сказания

«Сказка о жабе и розе», «Пленница» «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса Аталия»

-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора- («Лягушка-путешественница»)

-Как думаете к какому жанру относится ?

.

  1. Цели урока. (На экране-опоры)


  1. Познакомиться с произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  3. Отвечать на вопросы к тексту

  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.


  1. Словарная работа.

-В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

ПАЯЦ - клоун в цирке, балаганный шут (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.


  1. Первичное знакомство с текстом.

-Как вы думаете, о чём это произведение?

-Текст читают учитель дети.


  1. Беседа по первичному восприятию.

-Понравилось вам это произведение? Чем ?

-Кто является главным героем этого произведения?

-Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?


  1. Определение жанра и темы.












-Определите жанр и тему. Докажите. (Это сказка, т.к. животные разговаривают, начинается словами жила-была. Это сказка авторская)

-Оцените работу у доски.


  1. Работа по тексту.

    1. Выборочное чтение.

-Прочтите, как жила лягушка в родном болоте?

-Что однажды произошло?

-Куда и зачем собирались лететь утки, прочитайте?

-О чём попросила лягушка уток?

- Что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг?

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 96 и найдите подходящий к ней отрывок.

- Как чувствовала себя лягушка в воздухе?

-Долетела ли лягушка до юга? Почему?

-Прочтите, как упала лягушка?

-О чём рассказывала лягушка на новом месте? А на самом деле попала лягушка на юг?


    1. Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)


Б) Работа в тетради с 56 № 2

-Как автор говорит о своей героине? (С иронией)

-Что такое ирония? (Скрытая насмешка)


В) Работа в тетради с 56 № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)


Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

-Что такое аллегория? (Иносказание)

-Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)


10.Составление плана.

План.

  1. Жизнь в родном болоте.

  2. Находчивость лягушки.

  3. Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.


11. Работа с выставкой.

-Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя.

- .Сколько веков назад это было? А издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать.

Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы.


12.Задание на дом.

-Кто догадался о домашнем задании?

-А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

-А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила на болоте…)

-Если не получится приготовьте чтение по ролям.

,

13.Итог урока.

-С каким произведением мы работали на уроке?

-Кто его автор?

-Оцените нашу работу на уроке.

-Выберите любое высказывание и закончите фразу:

На уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел

-.Молодцы! Урок окончен.






Тема: В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»


Цели урока:

  • Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли.

  • Развивать навыки антиципации.

  • Определять жанр и тему произведения.

  • Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».

  • Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).

  • Учить составлять план пересказа и пересказывать по нему текст.

  • Развивать навыки оценивания и самооценивания.


Оборудование:

  • мультимедиапроектор, экран;

  • учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение 4 класс»;

  • рабочая тетрадь;

  • таблицы для определения темы урока;

  • карточки-опоры для формулирования целей урока;

  • карточки со словарными словами;

  • схемы для моделирования обложки;

  • сигналы для самооценки;

  • выставка книг.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

У нас сегодня на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы будете активными на уроке и покажете свои знания и умения.

Сядут девочки, затем мальчики.


  1. Проверка домашнего задания.

Что готовили дома? (Выразительное чтение стихотворения В. М. Гаршина «Пленница»).

Сейчас мы послушаем, как подготовились ребята и оценим их подготовку.

(Опрашиваются 3 человека, оценивание чтения обучающимися, дети доказывают правильность отметки)

  1. Тема урока.

    1. Определите, произведение какого автора мы будем изучать сегодня? (На экране надпись)

Нарвсекивожилодгардомшин (Всеволод Гаршин)


    1. Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры. (На экране схема)

В. Гаршин


сказки стихотворения сказания

«Сказка о жабе и розе», «Пленница» «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса Аталия»

    1. Определите, какое произведение мы будем сегодня изучать? (На экране таблицы для определения темы урока)



  1. Цели урока. (На экране карточки-опоры)

Используя карточки-опоры, сформулируйте цели урока.

  1. Познакомиться с произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  3. Отвечать на вопросы к тексту

  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.


  1. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

(На экране слова с лексической статьей)

ПАЯЦ - клоун в цирке, балаганный шут (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.


  1. Первичное знакомство с текстом.

Как вы думаете, о чём это произведение?

Текст читает учитель и хорошо читающие дети.


  1. Беседа по первичному восприятию.

Понравилось вам это произведение?

Кто является главным героем этого произведения?

Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?


  1. Моделирование обложки.

Дети делают на доске и в тетради











Определите жанр и тему. Докажите. (Это сказка, т.к. животные разговаривают, начинается словами жила-была. Это сказка авторская)

Оцените работу у доски.


  1. Работа по тексту.

    1. Выборочное чтение.

Прочтите, как жила лягушка в родном болоте? (с. 94)

Что случилось однажды?

Куда и почему собирались лететь лягушки, прочитайте? (с. 95)

О чём попросила лягушка уток?

Прочитайте, что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг? (с. 95)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 96.

Зачитайте отрывок, который к ней подходит. (с. 96)

Как чувствовала себя лягушка в воздухе? Прочтите.

Долетела ли лягушка до юга? Почему?

Как произошло, что лягушка упала?

Прочтите, куда упала лягушка? (с. 97)

О чём рассказывала лягушка на новом месте? Прочтите. (с. 98)

А на самом деле слетала лягушка на юг?


    1. Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку, пожалуйста, доказывая свой ответ.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)


Б) Работа в тетради с 56 № 2

Как автор говорит о своей героине? (С иронией)

Сто такое ирония? (Скрытая насмешка)


В) Работа в тетради с 56 № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)


Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

Что такое аллегория? (Иносказание)

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)


  1. Пересказ текста по коллективно составленному плану.

Давайте поделим текст на части и озаглавим каждую часть.

План.

  1. Жизнь в родном болоте.

  2. Находчивость лягушки.

  3. Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.

А сейчас попробуйте пересказать сказку по плану.


11. Работа с выставкой.

Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя. Написана она была в 19 веке, а издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать. Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы. Кто заинтересовался этой выставкой, позже можете посмотреть эти книги.


  1. Задание на дом.

Попробуйте определить, что будет задано на дом?

А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила в болоте…)


Кому трудно будет подготовить рассказ от лица лягушки, подготовьте выразительное чтение последней части сказки по ролям.

  1. Итог урока.

С каким произведением мы работали на уроке?

Кто его автор?

Оцените нашу работу на уроке.


Молодцы! Урок окончен.


,ема урока.

    1. Определите, произведение какого автора мы будем изучать сегодня? (На экране надпись)

Нарвсекивожилодгардомшин (Всеволод Гаршин)


    1. Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры. (На экране схема)

В. Гаршин


сказки стихотворения сказания

«Сказка о жабе и розе», «Пленница» «Сказание о гордом Аггее»

«Принцесса Аталия»

    1. Определите, какое произведение мы будем сегодня изучать? (На экране таблицы для определения темы урока)



  1. Цели урока. (На экране карточки-опоры)

Используя карточки-опоры, сформулируйте цели урока.

  1. Познакомиться с произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

  3. Отвечать на вопросы к тексту

  4. Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.


  1. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.

(На экране слова с лексической статьей)

ПАЯЦ - клоун в цирке, балаганный шут (устар.)

СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.

ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.


  1. Первичное знакомство с текстом.

Как вы думаете, о чём это произведение?

Текст читает учитель и хорошо читающие дети.


  1. Беседа по первичному восприятию.

Понравилось вам это произведение?

Кто является главным героем этого произведения?

Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?


  1. Моделирование обложки.

Дети делают на доске и в тетради











Определите жанр и тему. Докажите. (Это сказка, т.к. животные разговаривают, начинается словами жила-была. Это сказка авторская)

Оцените работу у доски.


  1. Работа по тексту.

    1. Выборочное чтение.

Прочтите, как жила лягушка в родном болоте? (с. 94)

Что случилось однажды?

Куда и почему собирались лететь лягушки, прочитайте? (с. 95)

О чём попросила лягушка уток?

Прочитайте, что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг? (с. 95)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 96.

Зачитайте отрывок, который к ней подходит. (с. 96)

Как чувствовала себя лягушка в воздухе? Прочтите.

Долетела ли лягушка до юга? Почему?

Как произошло, что лягушка упала?

Прочтите, куда упала лягушка? (с. 97)

О чём рассказывала лягушка на новом месте? Прочтите. (с. 98)

А на самом деле слетала лягушка на юг?


    1. Характеристика главного героя.

А) Охарактеризуйте лягушку, пожалуйста, доказывая свой ответ.

(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)


Б) Работа в тетради с 56 № 2

Как автор говорит о своей героине? (С иронией)

Сто такое ирония? (Скрытая насмешка)


В) Работа в тетради с 56 № 3

Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)


Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)

Что такое аллегория? (Иносказание)

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?

(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)


  1. Пересказ текста по коллективно составленному плану.

Давайте поделим текст на части и озаглавим каждую часть.

План.

  1. Жизнь в родном болоте.

  2. Находчивость лягушки.

  3. Бесславное путешествие.

А) Полёт.

Б) Падение.

В) Жизнь в пруду.

А сейчас попробуйте пересказать сказку по плану.


11. Работа с выставкой.

Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя. Написана она была в 19 веке, а издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать. Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы. Кто заинтересовался этой выставкой, позже можете посмотреть эти книги.


  1. Задание на дом.

Попробуйте определить, что будет задано на дом?

А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.

А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила в болоте…)


Кому трудно будет подготовить рассказ от лица лягушки, подготовьте выразительное чтение последней части сказки по ролям.

  1. Итог урока.

С каким произведением мы работали на уроке?

Кто его автор?

Оцените нашу работу на уроке.


Молодцы! Урок окончен.



  • Другое
Скачать материал
Автор Меньших Татьяна Вениаминовна
Дата добавления 23.05.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 50
Номер материала MA-092523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.