Урок литературного чтения
С.В. Михалков "Котята"
Цели:
–
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова;
–
развивать речь, память, логическое мышление, интерес к чтению, расширяя опыт
самостоятельного чтения;
–
совершенствовать навыки выразительного чтения;
–
воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.
Тип
урока: изучение новых знаний
Планируемые
результаты:
Предметные: находить
фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,
Личностные:
проявлять
положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.
УУД.
Регулятивные:
планировать
свои действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников,
самостоятельно оценивать свои знания.
Познавательные:
уметь
выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные:
Использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить
монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в
группе, владеть диалогической формой речи.
1. Организация начала урока
Все зашли ребята в класс?
Мы начинаем урок сейчас.
А сейчас садитесь,
Больше не крутитесь.
Будем все мы отвечать
Ну, конечно же, на «пять».
2.Актуализация знаний
- Сегодня
нам предстоит проделать большую работу, я попрошу вас быть внимательными и
активными. И как всегда наш урок мы начинаем с традиционной дыхательной
гимнастики и речевой разминки.
Дыхательная
гимнастика «33Егорки». (Как на горке, на пригорке,
стоят 33 Егорки. Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка )
Речевая
разминка
- Для
каждого ряда свое задание, оно на ваших столах (работаем в парах)
Прочти диалог в паре
-
Выходите, гуси, на берег, здесь х - Нет, лиса, ты сама иди к
нам, здесь – то лучше.
1.Найди
лишнюю букву
- Дядя, а дядя! Я медведя
поймал!
- Ну, веди его сюда!
- Да он не идет, упирается!
- Ну, иди сам!
- Да он меня не пускает!
Молодцы!
Потрудились, отдохнем…. (Физкультминутка)
-С
произведениями, каких авторов мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
(ответы детей)
(У учащихся карточки, на которых
напечатаны отрывки из произведений)
1.У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
2.У Танюши дел немало,
У Танюши много дел-
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел.
3.Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.
Она во всем всегда права:
Что б ни случилось в мире,-
А все же будет дважды два
По- прежнему четыре.
4.Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
5.Лада заболела. Чашка с молоком стояла
возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.
-Лада,- сказал я,- надо поесть.
6.Скажи погромче слово «гром»-
Грохочет слово,
Словно гром.
7.Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
8.Лес не одет, пахнет корой и березовым
соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки
лесные…
1группа-
- Найти отрывки из произведений К.И.
Чуковского
2группа -
С.Я.Маршака
3 группа -
М.М.Пришвина,
4 группа -
Л.Н.Толстого
5 группа -
К.Д.Ушинского
6 группа -
Найти отрывки из произведений А.Л.Барто.
-Назвать произведения. Выразительно
прочитать. На доске найти
и показать портрет автора.
(На доске портреты К.И.Чуковского,
М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого,
К.Д.Ушинского)
3. Постановка учебной задачи
-Посмотрите на портреты. Один портрет остался.
-Почему?
-Как вы думаете, почему я поместила
его на доске вместе с остальными?
-Сформулируйте тему урока и цель урока.
-Сегодня мы познакомимся с русским поэтом
и писателем, сказочником и баснописцем, переводчиком – Сергеем Владимировичем
Михалковым.
4.
Изучение нового материала
1) . Жизнь и творчество С.В.Михалкова
Сергей
Владимирович Михалков родился в 1913 году, 13марта, в Москве. Число 13считал
счастливым. Мой рассказ о жизни и творчестве С.В.Михалкова продолжит Крюков
Амир.
В
десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья
Михалковых переехала в город Пятигорск. Там Сергей Михалков окончил
среднюю школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим на одной Московской
фабрике. Он очень любил животных. В его доме всегда жили кошки, собаки .
Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они
сразу понравились и читателям, и поэтам. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения,
затем появился «Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с приятелем». С. Михалков
познакомился, а потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я.
Маршак и К. И. Чуковский. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей.
Сергей Владимирович известен не только в нашей стране,но и в других странах.
Ведь именно он написал слова Гимна Российской Федерации.
-Спасибо,
Амир.
2).
Беседа о С.В.Михалкове
-Что
запомнили о С. В. Михалкове?
–
Какие его произведения знакомы вам?
3).Знакомство
с выставкой книг
5.Продолжение
изучения нового материала
–
Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Вы любите их?
– За что вы их любите?
Как за ними ухаживаете?
- Как вы думаете,
почему именно эту тему я затронула? Предположите, чем мы будем заниматься на
уроке, чему учиться?
- О ком будет это произведение?
- Наверное,
каждый из вас хотел бы иметь в доме маленькое живое существо. Но не
все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом
кошку. Ведь они требует ежедневной заботы и ухода, особенно
маленькие котята – они многого не умеет, их надо всему учить.
-Откройте
учебник прочитайте название стихотворение С. В. Михалкова.
-
Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что вы можете сказать о
девочке на рисунке?
-
Как вы думаете, почему девочка такая веселая?
-
Познакомившись с произведением, мы узнаем, были ли вы правы в своем
предположении.
- Сядьте
удобно и послушайте стихотворение «Котята»
1).Чтение стихотворения подготовленным
учеником
-
Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?
-Какие
чувства у вас вызвало это стихотворение?
-
Почему же девочка улыбалась?
2).Анализ
произведения
–
О чём автор хочет рассказать ребятам?
-
Сколько было котят? Как их звали?
–
Какими они были? Прочитайте описание каждого. А какого котенка вы выбрали бы
себе?
Назовите пары слов, которые можно считать
рифмой.
3.Словарная работа:
- Прежде чем вы начнёте читать
стихотворение, давайте поупражняемся в чтении труднопроизносимых
слов (чтение по слогам и целыми словами)
4.Чтение стихотворения
–
Какими были котята? Прочитайте описание каждого.
5.Работа
с текстом
-О
каком котенке идет речь?
1.Он ничего не боится.
2.Он всегда все знает.
3.У него нет темных пятен.
4.От него нет покоя никому.
5.Он и смелый и умный. .
-
А какого котенка вы выбрали бы себе?
6. Закрепление знаний и способов действий
-Кошки- загадочные животные, то нежные, то
злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот
может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, это добрые люди,
живут дольше и счастливее других.
-Подумайте и вспомните, что умеет делать
кошка?
-ловит мышей;
-предсказывают погоду;
-выступает в цирке;
-защищает своего хозяина.
-На доске прикреплены карточки со словами:
Шустрый, неугомонный, отважный, светлый,
бесстрашный, мужественный, смышленый, сообразительный, непоседа, шаловливый,
неглупый.
Дети читают слова. Подбирают
слова-характеристики к каждому котенку.
7. Рефлексия
-Сегодня мы много говорили о кошках,
поэтому сейчас мы сделаем украшение к закладке в форме головы котёнка.
8. Итог урока
–
Что нового узнали на уроке?
–
Что особенно запомнилось, понравилось?
–
Какие сведения, полученные на уроке, пригодятся вам?
–
Кто доволен своей работой?
–
Жду ваших рисунков с изображением ваших питомцев.
-И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку,
надо помнить, что ты за него в ответе. Любите и берегите их! Спасибо
за работу. Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.