Урок литературного чтения по
теме "Кукушка" (ненецкая народная сказка).
Цели
и задачи урока:
–
развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать
сделанные выводы фрагментами текста; знание о климатических условиях, характерных
растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.
Оборудование:
презентация, ИКТ,
Ход урока
I.
Организационный момент.
Проверка
организации рабочих мест.
II.
Речевая гимнастика.
а)
Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.
III.
Повторение изученного.
Игра
“Угадай”.
Ребята,
давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай".
По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил
эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка” – русская народная сказка.)
б) «Козлятушки- ребятушки, открывайте двери. Ваша мать пришла,
молочка принесла» (« Волк и семеро козлят»)
в)
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали
Иваном» ( «Иван-царевич и Серый волк»)
IV.
Сообщение темы урока.
–
Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете
загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
3)Аудиозапись
голоса птицы. )
–
Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы
– народ, составляющий основное население северных районов России.
V.
Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение
учителя о зоне тундр.
Южнее
ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи
километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре
суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные
ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо
переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается
в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы,
морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая
куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность
населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и
другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима
в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная
ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
–
Ребята, что вы знаете о кукушке?
1-й
ученик. Кукушка получила своё название за то,
что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название
этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар
– кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й
ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная
особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на
землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь
гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из
него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й
ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного
больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и
короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые
страны в конные лета.
4-й
ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в
чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до
25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят
своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так,
что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов
и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока
он не вырастет и не улетит.
5-й
ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых
полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное –
она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы.
Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу
появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки
становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда
всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
VI.
Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись.
VII.
Физкультминутка-танец под детскую песню
Зеленая
опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Не
слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
VIII.
Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
Работа
со словарём. (Слайды )
Чум
– палатка, крытая шкурами.
Малица
– верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
IX Графический
органайзер «Карта истории» .
Группам
предлагается составить карту истории по содержанию сказки.
ФО
X
Стратегия « Горячий стул».
Один
из учащихся садится на стул. Остальные задают ему вопросы по содержанию сказки.
ФО
XI
Стратегия «Драматизация» . Метод - стоп-кадр.
Группы
инсценируют один из эпизодов, вторая группа должна угадать, какой фрагмент они
показывают.
ФО
IX.
Обобщение. Рефлексия.
Стратегия
«Одноминутное эссе»
–
В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк - добрым
молодцам урок.”
Чему
учит нас эта сказка? Самый дорогой человек на свете - это мама.
Давайте же любить и беречь маму.Напишите по одному предложению о своей маме.
–
Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
Оценка
настроения учащихся при помощи смайликов.Если
урок вам понравился - наклейте на наше солнышко стикеры со своими именами.
XI.
Оценивание.
XII.
Домашнее задание.
Подготовить пересказ
сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это
время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.