Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения на тему " Звук [и], буква И и" 1класс

Урок литературного чтения на тему " Звук [и], буква И и" 1класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Подвязновская средняя школа»

Урок литературного чтения «Звук [ И ] , буква И и», 1класс.                                                                                                                                   

Автор работы:Салахова-Штина Альфия Раильевна                                                                                           МБОУ  «Подвязновская СШ»,  Учитель начальных классов,     11.08.1973 г.р,  стаж работы 19 лет, категория 1,  контактная информация    т. 89203421377 , e-mail:   alf9661@yandex.ru

 

 


 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Организационный  момент ( 1мин.)

 

Цель: Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.

 

- С каким настроением пришли на урок?

-Давайте улыбнемся друг другу.

-Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

 

Дети настраиваются на работу

 

 

 

2.Актуализация знаний учащихся (  3 мин. )

 

Цель: Включение учащихся в деятельность. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока

 

-К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков), расскажите о них.

-Что мы уже знаем о гласных звуках?

-Назовите признаки гласных звуков,

-Что мы уже знаем о согласных звуках?

-Назовите признаки согласных звуков.

 

-Какие две буквы мы уже изучили?

-Какие звуки они обозначают?

 

-Прочитайте пословицу записанную у каждого на листке, а я записала её на доске:

«Хорошо того учить, кто хочет всё знать.»

-Найдите в этом предложении  и подчеркните цветным карандашом буквы А и О.

-Карандаш какого цвета надо взять? Почему?

-Кто сможет найти и подчеркнуть эти буквы красным мелом на доске ?

-Теперь поменяйтесь своими листками с соседом и проверьте , как выполнил это задание товарищ.

-Оцените его работу на шкале правильности: если ошибок нет - то звёздочка наверху, если  ошибок немного, одна или две- то чуть пониже, посерединке, а если ошибок много, то звёздочка внизу.

Мы хорошо поработали и вспомнили , с чем познакомились на прошлом уроке.

Дети объясняют, что звуковички одежде красного цвета это гласные звуки, а  в одежде синего и зелёного цвета - согласные звуки.

При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, слог не образуют.

 

Буквы А и О.

По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему.

 

Читают хорошо читающие дети

 

 

 

Берем красный карандаш, потому что гласные звуки на схеме – красные.

 

Один ученик работает на доске.

 

 


Взаимопроверка. Оценивание работы по шкале «Правильности»:

 

 

 

 

 

 


Физкультминутка ( 1 мин.)

 

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. Упражнение на дыхание. (речевая зарядка)

 

- Закройте глаза и представьте цветочки.

 Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

- Откройте глаза.

Дети закрывают глаза и, слушая учителя,  выполняют упражнения дыхательной гимнастики.

 

3. Мотивационно - целевой этап ( 5 мин.)

 

Цель: мотивация к учебному действию.

 

- Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали,

роза                        мак                      ирис

(показ рисунков цветов)             СЛАЙД 1

-Как называются эти цветы?

-Кто догадался, какой из них лишний? Почему?

Составим звуковые схемы  к названиям первого и второго  цветка.

-Кто пойдет к доске и составит схему слова РОЗА ?

- Кто пойдет к доске и составит схему слова МАК ?

 

 
 

 


               __    О               ___   А

 

 

                __   А         __

Вопросы к ученику, составлявшему схему слова (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить схему слова?

– Ты составил ее правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью учителя?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно составил схему слова, но и объективно оценил свою работу.

У кого были так же составлены схемы слов -поднимите руку. Молодцы.

 

 

 

 

-В словах РОЗА и МАК слышим изученные  звуки  [о]  и [а] . А в слове ИРИС этих звуков нет.

На интерактивной доске один ученик выполняет звуковой анализ слова  РОЗА и составляет к нему звуковую схему, перетаскивая модели и другие элементы схемы.

 

Класс работает с индивидуальными схемами, сверяя результат  с доской . Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Другой ученик выполняет анализ слова МАК.

 

 

Физкультминутка ( 1 мин.)

 

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

 

Самолёты загудели, Самолёты полетели.

На полянку тихо сели, и снова полетели.

Дети встают ,  выполняют наклоны и повороты.

Руки в стороны.

4.Постановка цели и определение темы урока ( 1 мин.)

 

Цель: Формулирование темы урока.  

 

-Какой же цветок в нашем букете оказался лишним?

-С какого звука начинается название этого цветка? Послушайте: ИРИС.

-С каким же звуком мы сегодня с вами будем работать?

-Какая буква пришла к нам в гости?

-Кто уже догадался и может назвать тему урока?

-Правильно. Сегодня к нам в гости пришла буква И ,а тема урока «Буква Ии , звук [и]»

-ИРИС

-Со звука [и] 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Принимают учебную задачу, формулируют тему урока.

 

 

5. Введение нового знания ( 15 мин.)

 

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

 

СЛАЙД  2

-Давайте прочитаем загадку и постараемся её отгадать, тогда на экране появится отгадка.

«Железная рыбка ныряет,

Хвост за собой оставляет.»

-Кто уже догадался, о чём эта загадка?

-Составим звуковую схему слова ИГОЛКА.

-Произнесите слово по слогам.

-Какой первый слог ? Произнесите.

-Сколько звуков в первом слоге? Какой это звук?     Произнесите.

-Какой схемой его обозначим?

-Произнесите  второй слог.

-Что можно о нём сказать? Из каких звуков он состоит? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.

-Сколько звуков в этом слоге?

-Какой первый звук?[г]  Произнесите. Дайте характеристику звука.(согласный, твёрдый) Каким цветом его обозначим?

-Какой второй звук в этом слоге?[о] Дайте характеристику этому звуку. (гласный). Каким цветом его обозначим? Можно ли  заменить две схемы согласного и гласного звуков одной?

-Как называется такая схема? (слог-слияние)

-Какой третий звук?[л]  Произнесите. Дайте характеристику звука.(согласный, твёрдый) Каким цветом его обозначим?

-Произнесите  третий слог.

-Что можно о нём сказать? Из каких звуков он состоит? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.

-Сколько звуков в этом слоге?

-Какой первый звук?[к]  Произнесите. Дайте характеристику звука.(согласный, твёрдый) Каким цветом его обозначим?

-Какой второй звук в этом слоге?[а] Дайте характеристику этому звуку. (гласный). Каким цветом его обозначим? Можно ли  заменить две схемы согласного и гласного звуков одной?

-Как называется такая схема? (слог-слияние)

-На какой слог падает ударение? Какой звук ударный?

 

 

 

 


         И        __   О       __         __    А   

 

-Сравните свою схему с моей .

-Посмотрите на схему, которую составил ваш сосед. Сравните ёе с моей. Если вы заметили ошибку, то помогите товарищу  её исправить , потому что мы ещё вернёмся и поработаем с этой схемой слова.

 

-А сейчас послушайте стихотворение-совет поэта Э.Успенского: (запись на доске)

«Берём же скорей иголки и клей,

Нитки, катушки и чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши . »

 

-Какие предметы брали старшие дети?

-Зачем Успенский зовет их это брать?

-А вы помогаете младшим ребятам чинить игрушки?

-В каких словах звук  [и]  слышится в начале слова ?

-Есть ли ещё звук [и]  в этих словах ?

-Где он слышится?

-Давайте посмотрим на схему слова ИГОЛКА, которую мы с вами уже составили, когда отгадали загадку.

-Подумайте , сколько предметов называет это слово ?

 -Произнесите слог- слияние в конце в  этом слове, когда предмет один –[ КА]

-Как произносится и слышится согласный звук рядом со звуком [а]  ?

 

-Как изменить слово , чтобы оно стало называть много предметов.

-Как изменится схема слова?

-А теперь произнесите слог- слияние в конце слова, когда предметов много – [КИ]

-Как произносится и слышится согласный звук рядом со звуком [и]  ?

-Какое открытие про звук [и]  мы с вами сейчас сделали?

-Что ещё мы узнали про звук [и]  ?

 

-Чем отличается новый звук [и]  от изученных звуков [а] и [о]  ?

-А что  их объединяет ?

 

-Давайте хором вспомним стихотворение про гласные звуки:

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.

 

А  теперь давайте посмотрим какой буквой обозначается звук [и]  .Это буква  И. Пишется она вот так.      СЛАЙД 3

-На что похожа эта буква ?

-Попробуем собрать нашу букву из этих красных полосок, которые лежат у каждого на парте.

-Кто пойдет и составит букву И на доске ?

-Посмотрите на букву, которую составил ваш сосед. Сравните ёе с нашей , которую мы составили с … Если вы заметили ошибку, то помогите товарищу  её исправить.

-Буква  И  так же как и А и О может быть  заглавной , а может  быть  строчной.

-Подумайте, когда нужна большая, заглавная буква И ?

-Посмотрите друг на друга. У кого из ребят нашего класса имя начинается с заглавной И ? Назовите их имена.

-Значит имена этих ребят мы будем писать с заглавной буквы И.

 

Читают хорошо читающие дети.

 

Все  отгадывают загадку.

 

ИГОЛКА

 

 

Дети проводят звуковой анализ слова и работают с индивидуальными звуковыми схемами.

 

 

Учитель составляет звуковую схему  на  магнитной доске с демонстрационными звуковыми схемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

 

Взаимопроверка.

 

 

Дети слушают чтение учителя , читающие дети следят за чтением на доске.

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

 

-ИГОЛКИ ,  ИГРУШКИ

 

                   -В конце слова.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, произносят и артикулируют звуки и слоги.

 

          -Твёрдо.

 

 

- ИГОЛКИ

 

Меняют последний слог-слияние на зелено-красный.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

- Согласный звук становится мягким рядом со звуком   [и] .

-Он гласный

-Он образует слог

-В слогах-слияниях со звуками [а] и [о]  согласный произносится твёрдо , а в слогах-слияниях со звуком [и] согласный произносится мягко.

-  [а] [о] [и] – это гласные звуки

 

 

Хоровое чтение стихотворения.

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

Один ребёнок моделирует букву на интерактивной доске , перетаскивая полоски, все остальные работают с индивидуальными наборами полосок .

 

Взаимопроверка.

 

-В начала предложения, в именах людей , фамилиях , кличках животных , названиях городов.

 

-Ира , Илья, Иван .

 

6.Физкультминутка (1 мин.)

 

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. Профилактика утомления.

 

            Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнем.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом, вприпрыжку,

             Молодцы вы, ребятишки!

 

Дети встают.

Повороты.

Наклоны.

Движения руками.

Прыжки.

Бег на месте.

7. Первичное закрепление. ( 6 мин.)

 

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий

 

СЛАЙД  4

-Посмотрите внимательно на картинки  и на звуковую схему слова.

- Какая картинка соответствует звуковой схеме?

-Схема какого слова здесь дана ? Докажите.

-Молодцы. С этим заданием вы справились.

-А теперь другое задание.         СЛАЙД  5

-Посмотрите внимательно на картинки животных.

-Какие животные к нам пришли в гости ? 

-В названии каких животных есть звук  [и] , а где  его нет ?

-Надо  собрать животных , в названии которых есть звук [и] в одном столбике ,  а остальных  животных в другом столбике.

-Молодцы. Вы справились со всеми заданиями.

 

 

Предположения детей, рассуждения  и  доказательство  через звуковой анализ слова .

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Дети поочерёдно называют животных выделяя звук [и] ,  либо делая вывод, что этого звука в названии данного животного нет , выходят к доске и перетаскивают изображение , формируя столбики .

 

 

 

8.Рефлексия учебной деятельности ( 1 мин.)

 

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 

- С какой буквой мы с вами сегодня  познакомились?

- Что узнали нового про неё?

-Можно сказать, что мы всё узнали про звук [и]  и букву И ?

-Значит, на следующем уроке мы…

-Продолжите предложения: (запись на доске)

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя                  

Высказывания детей

 

Предположения детей

 

Оценивают свою работу  на уроке, продолжая предложения.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения на тему " Звук [и], буква И и" 1класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока в 1 классе в период обучения грамоте ,букварный период. УМК " Школа России" "Азбука " В.Г.Горецкого.Цель урока: Познакомить обучающихся со способом обозначения звука [ и ] .Познакомить с ролью заглавной буквы И , ролью звука [ и ] в обозначении мягкости согласных звуков.Задачи урока:1. Познакомить обучающихся с гласным звуком [ и ].2. Познакомить с заглавной и прописной буквами И и3. Продолжать учить слого-звуковому анализу слов. 4. Развивать фонематический слух.5. Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.08.2020 3372
    • DOCX 104 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бунька Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бунька Ирина Сергеевна
    Бунька Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66779
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе