Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок литературного чтения на тему «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». 1 класс

Урок литературного чтения на тему «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». 1 класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жуковская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е. П. Новикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

открытого урока литературного чтения
на тему «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
Л. Пантелеев «Две лягушки»

(программа «Перспектива»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Составила

учитель начальных классов

                                                                                 Сидорова М. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жуковка, 2016 год


Тип урока

Поиск и открытие нового способа действия

Цели деятельности учителя

Познакомить со сказками о животных; создать условия для формирования умений вчитываться в текст сказки и всесто­ронне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы, осмысливать поступки, настроение, характеры геро­ев; побуждать рассказывать сказки по серии иллюстраций, составлять продолжение; развивать навыки выразительного чтения целыми словами, выразительно читать диалоги в сказке

Образовательные

ресурсы

Выставка русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и журавль»; на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке; вопросы для викторины по сказкам

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, практическая работа, час­тично-поисковый, проблемный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Основные понятия

Сказки о животных. Главные герои

 


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Познакомятся с понятия­ми по теме урока; научат­ся сравнивать сказки, определять черты сход­ства и различия, переска­зывать текст с опорой на картинный план, ил­люстрации, на основе опорных слов

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказы­вания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно по­ставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллек­тивном обсуждении проблем

Осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное

Организационная структура урока

Этапы урока, время(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организа­ции взаимо­действия на уроке

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной дея­тельности

(1 мин)

Быстро встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Звонко прозвенел звонок, Начинается урок

Создает эмоцио­нальный настрой. Проверяет готов­ность учащихся к уроку

Настраиваются на выполнение работы

Фрон­

тальная

Устный

опрос

 

I

2

3

4

5

6

II. Актуализа­ция знаний

(5 мин)

Работа с выставкой книг.

-     Посмотрите на выставку книг. Кто изображен на обложках книг? (Животные.)

-     Это настоящие звери или сказочные? Обоснуйте свой ответ. (Ска­зочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом, ведут себя, как люди.)

-     Кто догадался, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Сказки о животных.)

-    Мы будем читать русские народные сказки о животных. В них животные наделяются именами, разговаривают, наделены какими- либо человеческими чертами: хитростью или простотой, доброду­шием или злобой, завистью.

-     Недаром говорится (учитель называет начало фразеологизма, де­лает паузу, дети называют хором концовку):

Хитер как ... (лиса). Труслив как ... (заяц).

Голоден как ... (волк). Болтлив как ... (сорока)

Задает вопросы, побуждая уча­щихся к высказы­ванию своего мнения. Озвучи­вает тему и цель урока. Знакомит с особенностями сказок о живот­ных. Называет начало фразеоло­гизма, побуждая учеников сказать концовку

Отвечают на во­просы учителя, высказывая свое мнение. Формули­руют тему урока. Узнают отличие сказок о животных от других сказок. Называют концов­ку фразеологизма

Фронтальная.

Индивиду­

альная

Устные

ответы

III. Изучение нового матери­ала (12 мин). Работа по учеб­нику (с. 66-69)

Работа с книгой «Лиса, заяц и петух».

-     Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

-     Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы.)

-     Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации? (Лиса хит­рая, лживая, коварная.)

-     А что можно сказать о зайце? (Он добрый, беззащитный, немного глуповат.)

-     Откроем первую страницу.

-     Что вы видите на иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков.)

-     Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) называется «луб». Показ иллюстрации и чтение слова на доске.

-     Избушка у зайца была лубяная.

-    А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит избушку изо льда.) Чтение сказки учащимися.

-     Почему сказка называется «Лиса, заяц и петух»? (Главные герои.)

-     Назовите остальных героев сказки. (Медведь, собака.)

Чтение сказки по ролям.

Побуждает к вы­сказыванию свое­го мнения, отве­чая на вопросы по иллюстрациям. Организует само­стоятельную ра­боту с учебником, чтение по ролям. Приучает детей внимательно и с уважением относиться к вы­сказываниям од­ноклассников. Обращает внима­ние, что троекрат­ное обращение

Отвечают на во­просы по иллю­страциям книги. Самостоятельно работают с учеб­ником.

Отмечают грани­цы диалога.

Зайчик - собака - лиса.

Зайчик - медведь - лиса.

Зайчик - петушок - лиса

Фрон­тальная. Индивиду­альная. Самостоя­тельная работа. Чтение по ролям

Устные

ответы.

Практическая

работа

 

 


1

2

3

4

5

6

 

-    Почему произошла ссора?

-    Сколько раз зайчик обращался за помощью? (Три раза: троекрат­ное обращение в сказке имеет значение множественности.)

-    Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя?

-    Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-    Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, же­лание во что бы то ни стало помочь зайчику.

Чтение отрывка из сказки.

-    Чем закончилась сказка? Восторжествовала ли в ней справедли­вость? О чем заставила вас задуматься эта сказка?

в сказке имеет значение множе­ственности

 

 

 

Физкульт­минутка (2 мин)

Идет кочет на пятах, Хочет Лиску зарубить, Несет саблю на плечах, Себе шапку сшить, Выходи, Лиса,

Пожалей себя!

Настраивает уча­щихся на даль­нейшую работу

Снимают мышеч­ное напряжение. Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом

Индивиду­

альная

Наблюдение

IV. Первичное закрепление и осмысление изученного

(10 мин)

- Какая из пословиц подходит к сказке? Обсудите в парах.

На доске:

Сила сломит все, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

Викторина «Знаем ли мы сказки?».

1)  0 каком животном из сказки эти слова: «Масляна головушка, шелкова бородушка»? (Петух.)

2)  Лесная птица с черным оперением из сказки «Петушок - золотой гребешок». (Дрозд.)

3)   Какое животное имеет в сказке имя Михаил Потапыч? (Медведь.)

4)   Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

5)  Недаром говорят: «Голоден как ...». (Волк.)

6)   Из этого материала строил избушку зайка. (Луб.)

7)  Хоть и говорят о нем, что он «здоров», а лису выгнать не смог. (Медведь.)

8)   Какой герой напевал лисе эту песенку?

Трень, брень, гусельки,

Золотые струночки.

Еще дома ли Лисафья-кума? (Кот.)

Организует рабо­ту в парах. По­буждает к выска­зыванию своего мнения.

В случае необхо­димости оказыва­ет учащимся по­мощь.

Организует викто­рину по сказкам

Соотносят посло­вицы со сказкой. Работают парами, анализируя зада­ние, высказывая свое предполо­жение

Индивиду­

альная.

Парная

Устные

ответы.

Практическая

работа

 

1

2

3

4

5

6

V. Итоги урока. Рефлексия

(3 мин)

-    Какими чертами характера людей наделены персонажи из сказки «Лиса, заяц и петух»?

-    Похожи они на настоящих людей?

-    Вспомните другие народные сказки. В какой из них изображается лиса? А заяц?

-    Чему вы научились на уроке?

Выявляет, как учащиеся усвоили учебный материал. Побуждает к ана­лизу деятельности на уроке

Сравнивают ха­рактер животных и людей. Осуществ­ляют самооценку. Анализируют, что получилось, а что нет

Фрон­тальная.

Индивиду­

альная

Оцени­вание

Домашнее задание (2 мин)

Перечитать произведение и ответить на вопросы в учебнике (с. 70-73). Выполнить задания в творческой тетради (с. 40-43)

Организует само­стоятельную ра­боту в учебнике и творческой тет­ради

Находят нужную информацию. Са­мостоятельно вы­полняют задание в тетради

Индивиду­

альная

Практи­ческая

работа

 


 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения на тему «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». 1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 537 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.09.2020 387
    • DOCX 26.3 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капустина Лидия Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капустина Лидия Борисовна
    Капустина Лидия Борисовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79524
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе