Урок
литературного чтения Л.Н. Толстой «Филиппок»
Цель:
1) Развивать
представление о сюжете и элементах сюжета: вступлении, развязке, развитии
действия, развязке, заключении;
2) Формировать
систему читательских умен
3) ий,
обучать составлению плана рассказа с опорой на элементы сюжета;
4) Развивать
речь учащихся, обучать составлению рассказа от лица героя.
Ход урока.
1. Подготовка
к первичному восприятию. Рассказ учителя.
Имя
Льва Николаевича Толстого вам уже хорошо известно. Какие его произведения вы
читали? Толстой написал много замечательных книг для взрослых. Его произведения
знали и читали не только в России, но и в других странах. Он был одним из самых
знаменитых писателей своего времени, но он занимался не только литературой. В
своем имении Ясная Поляна он открыл школу и стал сам учить крестьянских
ребятишек читать и писать. Учиться было очень трудно. Сначала заучивали
наизусть названия букв, а буквы назывались не так, как сейчас: А-«АЗ», Б-
«БУ-КИ», В – «ВЕДИ», Г- «Глагол», Д – «ДОБРО»… Затем складывали эти буквы в
слоги и заучивали их, и только потом учились складывать из слогов слова. Ученье
длилось несколько лет, но многие так и не могли постичь грамоту. Родители
знали, что их детей ждет тяжелая трудовая жизнь и часто смотрели на обучение
грамоте как на лишнее, ненужное крестьянину занятие.
2. Первичное
восприятие. Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок».
3. Выявление
первичного восприятия.
Понравился
ли рассказ? Толстой написал этот рассказ для крестьянских детишек. О чем он
хотел им рассказать, в чем убедить?
4. Постановка
учебной задачи.
Трудным
был путь к образованию для крестьянина. Какие же препятствия пришлось
преодолеть Филиппку, чтобы попасть в школу? Чтобы ничего не упустить, давайте
составим план рассказа. Как составляется план? Из каких частей обычно состоит
рассказ? ( На доске запись : вступление, завязка, развитие действия, развязка,
заключение)
5. Вторичное
восприятие.
Прочитайте
рассказ , постарайтесь самостоятельно разделить его на части.
6. Выборочное
чтение и анализ текста.
1. Вопрос
:какой поступок Филиппка послужил началом всех дальнейших действий ?
Вступление.
1. Не пустили в школу.
2. Завязка.
Ушел сам.
3. Развитие
действие
А)
Напали собаки.
Б)
Мужик отогнал собак
Г)
Вот и школа
Д)
На Филипка нашел страх
Е)
«Все учатся, а ты ?»
Ж)
Вошел в школу
З)
От страха говорить не мог
И)
Учитель хочет отправить домой.
К)
Заплакал
Л)
ребята заступились
4.
Развязка. «Попрошу мать, чтобы пускала тебя в школу»
5.
Заключение. Филипок стал ходить в школу.
7. Обощение.
8. Прочитайте
план, который мы составили. Что же пришлось преодолеть Филипку, чтобы ходить в
школу. Легок ли был его путь к учению?
9. Подготовка
к рассказу от лица героя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.