Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 5 классе по теме "С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Другие произведения С.Я. Маршака. Сказка-пьеса "Двенадцать месяцев"

Урок литературы в 5 классе по теме "С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Другие произведения С.Я. Маршака. Сказка-пьеса "Двенадцать месяцев"

Фигура1

А.Н. Володина

5 класс, литература


Тема урока: С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией известного детского писателя ХХ в. С. Я. Маршаке, дать представление о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.



Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей. Садимся ровненько, начинаем наш урок. Как вы думаете, почему на ваших партах лежат подснежники? Ответы учеников. Сказка «12 месяцев». Давайте проверим, правильны ли ваши предположения (фрагмент мультфильма: 13.18 — 14.29).

Знаете ли вы, кто написал эту сказку? (на доску — имя писателя).

2. Формулировка темы.

Какие ассоциации у вас возникают с этим именем. Вижу, совсем мало ассоциаций. Давайте послушаем Веронику, которая нам расскажет о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

Выступление Вероники

Спасибо, Вероника. Ребята, вам понравилось? Вероника, за подготовленный проект я тебе ставлю пятерку, молодец.

3. Работа в группах

А теперь, ребята, откройте ваши учебники на с. 90 и в группах поработайте над заданиями к биографической статье Маршака. Читаем внимательно статью.

Зима — определить, что нового, помимо информации Вероники, они узнали из статьи учебника о Маршаке.

Весна— составить план статьи.

Лето — рассказать биографию Маршака от имени самого писателя.

Осень — составить вопросы к статье.

Проверка заданий. Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы дополнить.

От себя хочу добавить, что С.Я. Маршак также учился в Англии. И для меня — это не только детский писатель, но и человек, благодаря которому нам известны сонеты Уильяма Шекспира, которые именно Маршак перевел с английского на русский язык.

4. Физминутка.

Ребята, как вы думаете, какие деревья встречались падчерице в лесу? Я вас познакомлю с еще одной елочкой, которая поможет нам сделать физминутку. Смотрим на нее и повторяем.

5. Теория литературы.

Ребята, уроки литературного чтения — это не только знакомство с художественными произведениями и биографиями писателей, но и приобщение к теории литературы. По жанру «12 месяцев» - это пьеса-сказка.

Давайте выполним следующие задания в группах, чтобы понять, что особенного в этом жанре. Выполняйте задания, используя литературоведческий словарь в конце ваших учебников (4 одинаковых определения, но разные задания):

Зима — что такое сказка?

Весна — что такое волшебная сказка?

Лето — что такое литературная сказка?

Осень — что такое пьеса?

Проверка заданий. На доске — соответствия.

Давайте обратимся к пьесе-сказке. Скажите, чем отличается оформление пьесы от других жанров литературы? (действующие лица, переданы интонация, жесты, кто и как что должен делать и говорить, есть описание сцен).

6. Домашнее задание.

Ребята, скажите, а какое домашнее задание вы бы хотели выполнить? (прочитать сказку по ролям, нарисовать иллюстрацию, пересказать эпизод)

7. Подведение итогов, выставление оценок.

Я попрошу командиров команд сдать мне листики с оценками членов своих команд.

8. Рефлексия

Ребята, пожалуйста, заполните таблички и укажите, какие задания у вас вызвали трудности, а с какими вы справились с легкостью.

И еще, ребята, как вы думаете, почему на ваших партах лежат искусственные подснежники, а не живые? (Подснежник занесен в Красную Книгу Крыма).

Правильно! Это подснежники я вам дарю на память, а наш урок окончен. До свиданья!






















10 класс, литература

Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница».

Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение конфликта в драме «Бесприданница».

Задачи:

1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии А. Островского;

2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;

3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству, формировать нравственные идеалы учащихся.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Характеристика периода русской литературы 60-90-х годов 19 века.

Продолжите предложения письменно.

    1. Перечислите литературные направления 60-90-х годов 19 века.

    2. К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов, Григорьев?

    3. В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)

    4. Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным» вопросам (направление).

    5. Отрицали реформы Петра I (указать направление).

    6. Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60-90егоды 19в.

Ответы:

  1. Славянофилы, западники, почвенники, революционеры-демократы.

  2. Почвенники.

  3. Славянофилы.

  4. Западники.

  5. Славянофилы.

  6. Реализм.

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство с биографией писателя.

Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной, не будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь русского театра.

В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое было одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из двора могли видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где сосредоточились культурные традиции России, оно вдохновляло русских художников и писателей.

В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет Московского университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал профессию юриста.

После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.

1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале раздались аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» С тех пор Островский стал направлять все усилия в русло литературы.

3.2. Русский театр времен Островского.

Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать пьесы. Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а на смену пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина мысли.

Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый русский театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам создавал актерскую труппу.

В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как мне дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он упал. Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка грудной жабы.

3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».

Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто используют прием говорящих фамилий.

Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать – обольстить, обмануть, надуть, провести; огудала – плут, мошенник).

Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).

Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).

Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля «карандыш» – коротышка, недоросток).

Лариса (=чайка-одинокая).

Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до начала пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.


hello_html_eb740e5.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_75d3d79c.gifhello_html_m72d5ba3b.gifвремя до начала пьесы точка отсчета времени

hello_html_17927afb.gif

Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег Убийство

Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы Ларисы

беспридан- женой Каран- с Пара-

ницы в Каранды- дышева товым

доме шева


Конфликты пьесы:

  1. любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;

  2. социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться ею, как вещью;

  3. внутренний (главный) – Лариса стоит на распутье: защищать свое достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или поддаться искушению страстной любви к Паратову.

Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.


4. Итог занятия.

Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.


Д\з. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание внутреннего конфликта Ларисы.



  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 5 классе по теме "С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Другие произведения С.Я. Маршака. Сказка-пьеса "Двенадцать месяцев"

Урок предназначен для обучающихся пятых классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Урок требует тщательной предварительной подготовки, так как содержит много раздаточного материала

Автор Володина Анна Николаевна
Дата добавления 30.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 892
Номер материала MA-070891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы