Литература, 9 класс, учитель
Плотарева Елена Анатольевна
МБОУ
«СОШ с.Шумейка»
Тема.
«Княжна Мери», анализ.
Цели:
1.
Анализ главы, сопоставление поступков, характеров героев с характером Печорина,
обучение монологической речи и элементам анализа.
2.
Развитие умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы, высказывать и
аргументировать своё мнение.
3.
Воспитание чуткого и внимательного отношения к людям, умения видеть в них
хорошее.
Методы
обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы
обучения: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
(На
доске с двух сторон-кластеры (герои и выражения), записано число, слово «Тема».
На столах обучающихся заготовки для викторины, рефлексии).
1.
Орг.момент
2.
Тема, цель урока.
-Какое
произведение изучаем? Какую главу?-запись темы.
Изучаем
уже третью главу романа, центральным героем которого является ?-ПЕЧОРИН.
-Наша
цель? (ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПОНИМАНИЕ ХАРАКТЕРА Г.А.Печорина) -в конце урока
–Какие черты характера Печорина проявились в главе «Княжна Мери»?- 8.30-8.35
3.
Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
Сейчас
два человека помогут нам погрузиться в ткань романа. Индивидуальная работа:
1.-
Герои главы «Княжна Мери».
2.
Объяснить выражения.
Весь
класс вспоминает текст произведения. Викторина «Узнай героя», сдали работы.-8.35-8.40
Проверка
доски.-героев-глазами, выражения-комментирование- 8.40-8.45
4.Работа
по материалу урока
На
прошлом уроке мы увидели, что Печорин ведёт тонкую игру с княжной Мери,
пытаясь добиться её расположения. В это время в романе появляется новое
лицо-Вера.
1.
Кто она? Как выглядит?-с.521 Какие отношения их связывают?-с.527 (Печорин
имеет то, что для него ценно, дорого)
2.
Что произошло на балу? Кем после этого Печорин был в глазах княжны?
3.
Кн.Мери проявляет явную симпатию к П.: он красив, умён, мужественен.
А
зачем эти отношения нужны ему? -3 июня Какие черты Печорина проявляются?
4.
Княжна-удивительно умная девушка, она чувствует опасность-с.542-
Что
отвечает Печорин? Как вы понимаете его слова?
5.
12 июня-переход через горную речку-что происходит? Зачем княжна наталкивает его
на разговор о любви? (Хочет услышать, что любит)
6.
Что подслушал Печорин?
7.
Кн. Мери чувствовала себя неловко:все говорят о скорой свадьбе. А Печорин
молчит. Что он сказал при объяснении?
8.Причина
дуэли-15 июня.
Но
была задумана не просто дуэль-убийство. Почему Печорин. зная об этом, идёт на
дуэль?
9.
Жизнь-одна. Размышления накануне дуэли-с.564.
10.
Кто пытается неоднократно предотвратить дуэль? Это благородно, мудро, почему
Грушницкий отказывается?(борьба самолюбий)
11.Печорин
усугубляет условия дуэли-на край площадки, жребий-первый-Грушницкий. РИСК!
Каким мы видим Печорина? (сильный. Смелый, мужественный, честный)
12.
Чем заканчивается дуэль?
13.
Этот же человек., получив прощальное письмо Веры. Загоняет коня, хочет догнать,
вернуть. Рыдает…Почему?
14.
Чтение последних строк-ПОЧЕМУ?-разгадка в характере героя-
ПИСЬМЕННАЯ
РАБОТА.
Сегодня
мы узнали много нового о характере главного героя романа, итоги работы,
Д/З-«Фаталист»
Приложение
Викторина
I. Чьи это
слова?
1.
Послушайте, Максим Максимыч, у меня несчастный характер: воспитание ли меня
сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я
причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.
2.
И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как
камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как
камень, едва сам не пошёл ко дну.
3.
Моя солдатская шинель- как печаль отвержения. Участие, которое она возбуждает,
тяжело, как милостыня.
4.
Скажи мне, тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех
пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий.
5.
Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки,
которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? Вера меня любит
больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь…
II. О ком
это сказано?
1.
Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен. Ведь, например, в
дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут- а ему ничего. А
другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился;
ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на
один…
2.
Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую
солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен,
смугл и черноволос; ему на вид можно было дать двадцать пять лет, хотя ему едва
ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно
крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.
3.
С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя
после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа
имела какую-то женскую нежность;…Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и
брови были чёрные-признак породы в человеке, так как чёрная грива и чёрный
хвост у белой лошади.
4.
У неё такие бархатные глаза-именно бархатные:… нижние и верхние ресницы так
длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Впрочем, кажется, в её лице
только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы?
5.
Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче
другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна; он
стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом,
поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.
Раздаточный
материал
I.
О ком это сказано?
1.
2.
3.
4.
5.
II. Чьи это слова?
1.
2.
3.
4.
5.
__________________________________________________________________
Какие черты характера Печорина проявились
в главе «Княжна Мери»?
__________________________________________________________________
Какие черты характера Печорина проявились
в главе «Княжна Мери»?
________________________________________________________________
Какие черты характера Печорина проявились
в главе «Княжна Мери»?
__________________________________________________________________
Какие черты характера Печорина проявились
в главе «Княжна Мери»?
________________________________________________________________
Какие черты характера Печорина проявились
в главе «Княжна Мери»?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.