Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературы "Н.Абрамцева"

Урок литературы "Н.Абрамцева"

Скачать материал

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                          Класс 3- «__»

 (4 четверть)

Урок 110

 

Тема: Н.Абрамцева

Цель: знакомство детей с творчеством писательницы Натальи   Абрамцевой.

Воспитание у воспитанников детского дома нравственных качеств: честности,              вежливости,  любви к природе. Развитие у детей внимательного  отношения к окружающему миру. Формирование у детей  доброты и милосердия.

Ход урока:

Орг момент.

Здравствуйте, юные волшебники! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир детской мечты, в мир сказок замечательной детской писательницы - Натальи Абрамцевой.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Жила она рядом с нами под одним небом и под одним солнцем, только видела все окружающее  по – своему, по - особенному. Сказки писательницы, так же  необычны, как и ее судьба. Наташа писала их лежа, так как была тяжело больна с детства. Наталья страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 40 лет, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым - возможно, отгадка его таится в невероятной насыщенности духовной жизни Наташи.

           Первую половину своей жизни – до двадцати лет - она могла только сидеть, вторую – только лежать. И ещё писать. Писать сказки, рассказы, пьесы.

Родители девочки сумели сделать так, чтобы Наташина жизнь не заключилась в четырёх стенах, не зациклилась на несчастье. Для нее были сделаны специальная коляска и санки. Зимой и летом вторым домом для неё был лес. Специально для Наташи был благоустроен маленький «Запорожец», на котором родители с девочкой объехали Крым, Прибалтику и старинные города «Золотого кольца» России. Почти все летнее время Наташа проводила на море, которое  давало ей и здоровье и впечатления для творчества.

Давайте послушаем, какие воспоминания остались у Наташи о детстве:

 «С детства я научилась улавливать малейшие шорохи: познакомилась с хлопотуньями белками, деловыми ежами, осторожными лисицами. Ну а полевые цветы и шиповник мне до сих пор дороже роз. Как всё это мне пригодилось позже! И в работе, и в жизни. Ведь воспоминания – это вторая жизнь…».

В школу Наташа проходила совсем немного. У неё был специальный корсет для спины, но всё равно, сидела она не очень устойчиво. Учительница ставила мальчишек дежурить около Наташи, чтобы кто-нибудь её не толкнул случайно. Они были, конечно, очень этим горды…

Но всё-таки долго сидеть было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами… Писать ей было физически нелегко, и когда, уже будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами…А читала она всегда очень много, читать начала с трёх лет…И всё - таки учиться ей пришлось дома. Учительница и одноклассники всё время приходили к ней в гости. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом. Так что в одиночестве девочка не была никогда.

          После школы Наталья  окончила курсы переводчиков, переводила с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве.

Мама Людмила Николаевна вспоминает, как в 16 лет вместе с паспортом Наташа получила справку, в которой значилось, что, как инвалиду с таким серьёзным заболеванием, ей не показана никакая работа, в том числе и надомная. С такой справкой она должна была получать 16 руб. в месяц. А ведь Наташа знала английский и испанский языки и могла прекрасно переводить! А ей законом запрещалось работать. И только после невероятных трудов маме удалось получить другую, более «совершенную» справку, по которой Абрамцевой Наталье  всё же разрешалась работа на дому- клеить пакеты!

Что же по этому поводу думала сама Наташа?

Воспитанница: «Когда окончательно выяснилось, что я не могу стать автогонщицей, водолазом или выбрать другую профессию, близкую мне по характеру, я задумалась: что же мне делать? “Пиши!” – говорили знакомые и родственники. Я попробовала. Что самое удивительное, получилось».

Именно в этот период девушка начала писать сказки и рассказы, которые звучали по радио в передаче «Вечерняя сказка», а затем стали регулярно печататься в газетах «Вечерняя Москва» и «Сударушка». Сказки переводились на испанский, японский, немецкий, английский, бельгийский, венгерский и другие  языки. В 90-ые гг. большую известность получают сценарии новогодних представлений, произведения писательницы обретают широкую международную известность.

О чем же писала Наташа?

            Сказки Натальи Абрамцевой – это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои – те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, туман, дождик и даже серая скука. В них всегда  есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают у Наташи в сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго – и картина стала пустой.

        Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках Абрамцевой  один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств - в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения.

Давайте с вами посмотрим, как же сложилась дружба между щенком и старой тапочкой.

Просмотр мультфильма: «Щенок и старая тапочка».

Ссылка: http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p&q =мультфильмщенок и старая тапочка#d=1799420898&sig =d81e7548f8&i=mail%2Firenskop %2F232%2F7357&s=mailru

Я думаю, вам понравился мультфильм.

Вопросы для обсуждения:

Скажите, какие чувства он у вас  вызвал? Как живут обитатели двора? Можно ли их назвать дружелюбными?

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

       Самые любимые свои сказки Наташа собрала в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над которой работала до последнего дня. Самая первая книга Н. Абрамцевой, которая вышла в свет и попала в руки читателям - это «Сказка о веселой пчеле», которую вы можете увидеть на нашей книжной выставке.

   Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых; 12 театральных пьес; по сценариям Натальи Абрамцевой созданы диафильмы, мультфильмы и анимационные работы.

В 2008 году в Москве был создан Благотворительный Фонд  поддержки, детей - инвалидов и сирот имени Натальи Абрамцевой с целью увековечения памяти детской писательницы.   Фонд  «Добрые сердца» ставит себе множество задач, но основная цель — подарить детям, в первую очередь, не материальные блага, а заботу, внимание, поддержку, которые так нужны всем нам - людям! Данным фондом неоднократно проводятся конкурсы, посвященные творчеству Н. Абрамцевой. Два года подряд в данном конкурсе принимала участие наша воспитанница Лепиньш Люба, которая предоставила вниманию жюри иллюстрации к сказкам Н. Абрамцевой «Чудеса, да и только» и «Заветное Желание».

И вы, ребята, можете создавать свои рисунки к сказкам Натальи Абрамцевой и поучаствовать в выставке, которая вскоре будет организована в детском доме. Все участники выставки, конечно, получат призы.

Наше путешествие по сказочной стране продолжается, и Наташа Абрамцева вновь спешит познакомить нас с  еще одной историей, которая называется «Стриженый дождик».

Просмотр видеоролика «Стриженный дождик».

          Ссылка: http://go.mail.ru/search_video?q= Наталья+Абрамцева#s =mailru&i=mail/olgchepurnaya/ _myvideo/9&d=1784618967&sig=35a2669210

Вопросы для обсуждения:

Почему дождик перестал нравиться сам себе?

Если бы вы были парикмахером, и к вам пришел дождик, как бы вы его подстригли?

Как бы вы помогли дождику из сказки побыстрее отрастить свои волосы-струи?

Как вы думаете, что произошло бы с землей, если бы солнышко решило подстричь свои лучики?

     А давайте, мы сейчас все вместе поможем нашему дождику обрести силу и отрастить волосы- струи.

Упражнение: «Дождик».

       Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья из волшебного леса. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

       Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревьев, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

Участники кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Теперь он приостанавливается… и медленно заканчивается.

Молодцы! Я думаю, что нашему знакомому дождику удалось отрастить свои волосы- струи, т.к. все деревья волшебного леса смогли напиться теплой дождевой воды.

Наталья Абрамцева помогает увидеть всем нам - и детям, и взрослым - каким волшебством пронизана наша повседневная жизнь. В этих сказках живет чудо и удивительная доброта, улыбка и легкая грусть. Сейчас, когда люди подчас теряют доброту, нежность и  чуткость эти сказки особенно необходимы!

Описание: D:\Дет.дом\Фотографии детей ГОУ Прохоровский детский дом\проект\абрамцева\Копия DSC_0014.jpgРебята, сейчас я предлагаю вам вырастить цветок доброты. Скажите, что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? (ответы детей записываются на лепестках цветка, прикрепленного к магнитной доске). Надеюсь, что такой цветок доброты будет расти в сердце каждого из нас. Давайте чаще будем дарить своим друзьям и близким добрые дела и слова.

Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня вы познакомились с творчеством замечательной сказочницы - Натальи Абрамцевой. Следом её короткой жизни являются, конечно же, книги, которые помогают людям стать немножечко добрее и внимательнее ко всему, что нас окружает.

Скажите, что вам больше всего запомнилось из биографии

 Н. Абрамцевой? Захотелось ли вам познакомиться с другими ее героями?

В завершении нашего сегодняшнего мероприятия я бы хотела напомнить, что с  нетерпением буду ждать ваших рисунков, посвященных сказочным персонажам Н. Абрамцевой, а чтобы вам было легче познакомиться с другими ее героями, каждому из вас я вручаю по одной сказке. Книги Натальи Абрамцевой так же можно найти в библиотеке или в интернете. Я желаю всем вам творческих идей и удачи!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы "Н.Абрамцева""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Н.АбрамцеваЦель: знакомство детей с творчеством писательницы Натальи Абрамцевой. Воспитание у воспитанников детского дома нравственных качеств: честности, вежливости, любви к природе. Развитие у детей внимательного отношения к окружающему миру. Формирование у детей доброты и милосердия.Ход урока:Орг момент.Здравствуйте, юные волшебники! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир детской мечты, в мир сказок замечательной детской писательницы - Натальи Абрамцевой.Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Жила она рядом с нами под одним небом и под одним солнцем, только видела все окружающее по – своему, по - особенному. Сказки писательницы, так же необычны, как и ее судьба. Наташа писала их лежа, так как была тяжело больна с детства. Наталья страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 40 лет, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым - возможно, отгадка его таится в невероятной насыщенности духовной жизни Наташи. Первую половину своей жизни – до двадцати лет - она могла только сидеть, вторую – только лежать. И ещё писать. Писать сказки, рассказы, пьесы. Родители девочки сумели сделать так, чтобы Наташина жизнь не заключилась в четырёх стенах, не зациклилась на несчастье. Для нее были сделаны специальная коляска и санки. Зимой и летом вторым домом для неё был лес. Специально для Наташи был благоустроен маленький «Запорожец», на котором родители с девочкой объехали Крым, Прибалтику и старинные города «Золотого кольца» России. Почти все летнее время Наташа проводила на море, которое давало ей и здоровье и впечатления для творчества. Давайте послушаем, какие воспоминания остались у Наташи о детстве: «С детства я научилась улавливать малейшие шорохи: познакомилась с хлопотуньями белками, деловыми ежами, осторожными лисицами. Ну а полевые цветы и шиповник мне до сих пор дороже роз. Как всё это мне пригодилось позже! И в работе, и в жизни. Ведь воспоминания – это вторая жизнь…». В школу Наташа проходила совсем немного. У неё был специальный корсет для спины, но всё равно, сидела она не очень устойчиво. Учительница ставила мальчишек дежурить около Наташи, чтобы кто-нибудь её не толкнул случайно. Они были, конечно, очень этим горды… Но всё-таки долго сидеть было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами… Писать ей было физически нелегко, и когда, уже будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами…А читала она всегда очень много, читать начала с трёх лет…И всё - таки учиться ей пришлось дома. Учительница и одноклассники всё время приходили к ней в гости. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом. Так что в одиночестве девочка не была никогда. После школы Наталья окончила курсы переводчиков, переводила с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве.Мама Людмила Николаевна вспоминает, как в 16 лет вместе с паспортом Наташа получила справку, в которой значилось, что, как инвалиду с таким серьёзным заболеванием, ей не показана никакая работа, в том числе и надомная. С такой справкой она должна была получать 16 руб. в месяц. А ведь Наташа знала английский и испанский языки и могла прекрасно переводить! А ей законом запрещалось работать. И только после невероятных трудов маме удалось получить другую, более «совершенную» справку, по которой Абрамцевой Наталье всё же разрешалась работа на дому- клеить пакеты!Что же по этому поводу думала сама Наташа?Воспитанница: «Когда окончательно выяснилось, что я не могу стать автогонщицей, водолазом или выбрать другую профессию, близкую мне по характеру, я задумалась: что же мне делать? “Пиши!” – говорили знакомые и родственники. Я попробовала. Что самое удивительное, получилось».Именно в этот период девушка начала писать сказки и рассказы, которые звучали по радио в передаче «Вечерняя сказка», а затем стали регулярно печататься в газетах «Вечерняя Москва» и «Сударушка». Сказки переводились на испанский, японский, немецкий, английский, бельгийский, венгерский и другие языки. В 90-ые гг. большую известность получают сценарии новогодних представлений, произведения писательницы обретают широкую международную известность. О чем же писала Наташа? Сказки Натальи Абрамцевой – это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои – те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, туман, дождик и даже серая скука. В них всегда есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают у Наташи в сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго – и картина стала пустой. Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках Абрамцевой один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств - в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения.Давайте с вами посмотрим, как же сложилась дружба между щенком и старой тапочкой.Просмотр мультфильма: «Щенок и старая тапочка». Ссылка: http://go.mail.ru/search_video?fr=ws_p q =мультфильмщенок и старая тапочка#d=1799420898 sig =d81e7548f8 i=mail%2Firenskop %2F232%2F7357 s=mailru Я думаю, вам понравился мультфильм.Вопросы для обсуждения:Скажите, какие чувства он у вас вызвал? Как живут обитатели двора? Можно ли их назвать дружелюбными?Как вы думаете, чему учит эта сказка? Самые любимые свои сказки Наташа собрала в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над которой работала до последнего дня. Самая первая книга Н. Абрамцевой, которая вышла в свет и попала в руки читателям - это «Сказка о веселой пчеле», которую вы можете увидеть на нашей книжной выставке. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых; 12 театральных пьес; по сценариям Натальи Абрамцевой созданы диафильмы, мультфильмы и анимационные работы.В 2008 году в Москве был создан Благотворительный Фонд поддержки, детей - инвалидов и сирот имени Натальи Абрамцевой с целью увековечения памяти детской писательницы. Фонд «Добрые сердца» ставит себе множество задач, но основная цель — подарить детям, в первую очередь, не материальные блага, а заботу, внимание, поддержку, которые так нужны всем нам - людям! Данным фондом неоднократно проводятся конкурсы, посвященные творчеству Н. Абрамцевой. Два года подряд в данном конкурсе принимала участие наша воспитанница Лепиньш Люба, которая предоставила вниманию жюри иллюстрации к сказкам Н. Абрамцевой «Чудеса, да и только» и «Заветное Желание».И вы, ребята, можете создавать свои рисунки к сказкам Натальи Абрамцевой и поучаствовать в выставке, которая вскоре будет организована в детском доме. Все участники выставки, конечно, получат призы.Наше путешествие по сказочной стране продолжается, и Наташа Абрамцева вновь спешит познакомить нас с еще одной историей, которая называется «Стриженый дождик».Просмотр видеоролика «Стриженный дождик». Ссылка: http://go.mail.ru/search_video?q= Наталья+Абрамцева#s =mailru i=mail/olgchepurnaya/ _myvideo/9 d=1784618967 sig=35a2669210Вопросы для обсуждения:Почему дождик перестал нравиться сам себе?Если бы вы были парикмахером, и к вам пришел дождик, как бы вы его подстригли? Как бы вы помогли дождику из сказки побыстрее отрастить свои волосы-струи?Как вы думаете, что произошло бы с землей, если бы солнышко решило подстричь свои лучики? А давайте, мы сейчас все вместе поможем нашему дождику обрести силу и отрастить волосы- струи.Упражнение: «Дождик». Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья из волшебного леса. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревьев, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Участники кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Теперь он приостанавливается… и медленно заканчивается.Молодцы! Я думаю, что нашему знакомому дождику удалось отрастить свои волосы- струи, т.к. все деревья волшебного леса смогли напиться теплой дождевой воды.Наталья Абрамцева помогает увидеть всем нам - и детям, и взрослым - каким волшебством пронизана наша повседневная жизнь. В этих сказках живет чудо и удивительная доброта, улыбка и легкая грусть. Сейчас, когда люди подчас теряют доброту, нежность и чуткость эти сказки особенно необходимы!Ребята, сейчас я предлагаю вам вырастить цветок доброты. Скажите, что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? (ответы детей записываются на лепестках цветка, прикрепленного к магнитной доске). Надеюсь, что такой цветок доброты будет расти в сердце каждого из нас. Давайте чаще будем дарить своим друзьям и близким добрые дела и слова.Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня вы познакомились с творчеством замечательной сказочницы - Натальи Абрамцевой. Следом её короткой жизни являются, конечно же, книги, которые помогают людям стать немножечко добрее и внимательнее ко всему, что нас окружает.Скажите, что вам больше всего запомнилось из биографии Н. Абрамцевой? Захотелось ли вам познакомиться с другими ее героями?В завершении нашего сегодняшнего мероприятия я бы хотела напомнить, что с нетерпением буду ждать ваших рисунков, посвященных сказочным персонажам Н. Абрамцевой, а чтобы вам было легче познакомиться с другими ее героями, каждому из вас я вручаю по одной сказке. Книги Натальи Абрамцевой так же можно найти в библиотеке или в интернете. Я желаю всем вам творческих идей и удачи!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.05.2020 3814
    • DOCX 80 кбайт
    • 380 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Карина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорьева Карина Викторовна
    Григорьева Карина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96911
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1179 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 576 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 613 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек