Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)

Урок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)

Скачать материал

Образовательная организация: МАОУ «СОШ № 43 г.Челябинска»                                                    Учитель: Воронина Евгения Николаевна

Предмет: литература                                                                                                                                 Класс: 10

Тема «Роман «Обломов» в русской критике

Цели: образовательная: 1) ознакомление с оценкой образа Обломова критиками Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.

                                    2) сравнение разных оценок и формулирование своей точки зрения;

            развивающая: развитие коммуникативных навыков; развитие умения работать в группе, умения формулировать и аргументировать           свою позицию; развивать навыки работы с текстом и с таблицей;

            воспитательная: воспитывать уважение к личности, исторической эпохе.

Ход урока:

1.      Оргмомент, актуализация знаний обучающихся:

      "Золотое сердце" или "русская лень"?  (на доске)

О каком персонаже пойдет речь? (Обломов).

Кто дал такие характеристики герою? (критики)

Действительно, так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.

Сформулируйте тему урока. (Тема: Роман "Обломов" в русской критике.)

Какова наша цель? (Цель: изучить и сравнить оценки романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.)

2.      Повторение: давайте вспомним, какие положительные и отрицательные качества присутствуют у героя? Цена вопроса 1 балл, его забирает лидер  (2 минуты на заполнение, 1 - на проверку)

Два столбца

"Золотое сердце"

"Русская лень"

Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта

Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

 

 

                                   Заполняют по рядам (вариантам) у доски (проверка экспертами)

Глядя на полученный результат, какие выводы вы можете сделать?

Вывод: Обломов - сложный образ, отражающий противоречивость русского национального характера. Литературное направление – реализм.

3.      Формирование групп: Каждый из вас работал дома над одной критической статьей. Согласно вашему выбору, мы распределили вас на 4 группы (список групп и рассадка). Отдельно представлю вам экспертов: они изучили к уроку по 2 статьи.


4.      Задание группам (3 балла – 5 минут):

Представьте и аргументируйте оценку образа Обломова в статье критика по плану составить рассказ об интерпретации образа героя по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений

Подсказка (-1 балл):

1.      В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.      Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.      Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).

Эксперты,  обсуждая прочитанные статьи, заполняют таблицу «шаблон» (5 минут)

 Заполнить таблицу «Образ Обломова в русской критике»

Николай Александрович Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова «Обломов»

Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.      Обмен (переформирование групп с тем, чтобы каждая статья была представлена один из обучающихся): представить позицию критика, статью которого вы изучили,

Заполнить таблицу

«Образ Обломова в русской критике»

Н.И. Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

А.В. Дружинин «Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Д.И. Писарев «Обломов. Роман И.А. Гончарова»

 

 

 

 

Задача эксперта: проверить фактическую правильность представляемой информации, определить количество баллов, заработанных каждым

Критерии оценивания: верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.

                                    Участник

Тезис

Аргумент

Противоречие

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговые баллы записать в тетрадь на полях     


                                                


6.      Вернитесь в начальные группы: сформулируйте вывод по таблице самостоятельно, отразив свою точку зрения о главном герое романа

Эксперты формулируют вопросы по критическим статям (по одному к каждой статье)


7.      Вспомните, какие критические школы развивались во второй половине 20 века? Эстетическая критика, Реальная критика, Нигилисты – революционеры. Укажите, какие критические школы представляют критики Добролюбов, Дружинин и Писарев. (1 балл)

8.      Опрос экспертов (при правильном ответе на вопрос 2 балла получает  ученик и 1 балл - учитель, ответ на свой вопрос – 1 балл):

Например,

o   Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?

o   Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?

o   Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?

 

9.       Формулирование вывода: В критике XIX века мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: "художественность" или "социальная значимость" произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз "лишнего человека", менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера.

10.   Рефлексия: «мои затруднения» или «мои успехи».


Карта времени урока

Работа групп

Работа экспертов

0.Оргмомент

1

0.Оргмомент

1. Целеполагание (тема, цель)

2

1. Целеполагание (тема, цель)

2. Повторение (качества героя)

2 +1 на вывод

1

2. Проверка и подсчет

3. Формирование групп

2

3. Формирование групп

4.Групповая работа «Обломов»

5

5

4.      Заполнение таблицы

5.      Обмен (таблица)

10

10

5.     Оценка

6.     Вывод по таблице

3

6

6.      Формулируют вопросы

7.      Критические школы

3

8.      Итоговый вопрос от экспертов

3

3

7.Критические школы

9.      Вывод

3

 

10.  Рефлексия

6

 

 

42 (резерв – 3 минуты)

 

 

 


Материалы для распечатывания:

Задание группам (3 балла):         

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений

 

 

Задание группам (3 балла):         

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений

 

Задание группам (3 балла):         

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений

 

 

Задание группам (3 балла):         

Представьте и аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану

1)​ Тезис об образе

2)​ Аргументы

3)​ Вопрос критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений


 

 

 

 

 


Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).

Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).


 

 

 

Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).

 

 

 

Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по плану

1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)

2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)

3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).


 

Образ Обломова в русской критике

(эксперт _____________________________)

Николай Александрович Добролюбов

«Что такое «обломовщина?»

Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова «Обломов»

Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача эксперта: проверить фактическую правильность представляемой информации, определить количество баллов, заработанных каждым

Критерии оценивания: верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.

                        Участник

Тезис

Аргумент

Противоречие

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговые баллы записать в тетрадь на полях


o   Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?

 

o   Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?

 

o   Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?

 

o   Почему Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?

 

o   Почему Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?

 

o   Почему Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы на тему "Роман "Обломов" в русской критике" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок завершает изучение романа "Обломов" и предваряет сочинение. Работа выстроена на изучении критических статей Н. А. Добролюбова "Что такое "обломовщина?", Д. И. Писарева "Обломов. Роман И.А. Гончарова", А. В. Дружинина "Роман И.А, Гончарова "Обломов". Урок разработан в технологии коллективного способа обучения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 032 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2020 693
    • DOCX 25.8 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Валентина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яковлева Валентина Алексеевна
    Яковлева Валентина Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66053
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек