Образовательная организация:
МАОУ «СОШ № 43 г.Челябинска» Учитель:
Воронина Евгения Николаевна
Предмет:
литература Класс:
10
Тема «Роман
«Обломов» в русской критике
Цели:
образовательная: 1) ознакомление с оценкой образа Обломова критиками Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым,
А. В. Дружининым.
2) сравнение разных оценок и
формулирование своей точки зрения;
развивающая: развитие коммуникативных навыков;
развитие умения работать в группе, умения формулировать и аргументировать свою
позицию; развивать навыки работы с текстом и с таблицей;
воспитательная: воспитывать уважение к
личности, исторической эпохе.
Ход урока:
1.
Оргмомент, актуализация знаний обучающихся:
"Золотое сердце" или "русская лень"?
(на доске)
О
каком персонаже пойдет речь? (Обломов).
Кто
дал такие характеристики герою? (критики)
Действительно,
так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
Сформулируйте
тему урока. (Тема: Роман "Обломов" в русской критике.)
Какова наша цель? (Цель:
изучить и сравнить оценки романа Н. А. Добролюбовым,
Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.)
2.
Повторение: давайте вспомним,
какие положительные и отрицательные качества присутствуют у героя? Цена вопроса
1 балл, его забирает лидер (2 минуты на заполнение, 1 - на проверку)
Два столбца
"Золотое сердце"
|
"Русская лень"
|
Честность, совестливость, добросердечие,
кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта
|
Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность,
медлительность, нерешительность
|
|
|
Заполняют
по рядам (вариантам) у доски (проверка экспертами)
Глядя на полученный
результат, какие выводы вы можете сделать?
Вывод: Обломов -
сложный образ, отражающий противоречивость русского национального характера.
Литературное направление – реализм.
3.
Формирование групп: Каждый из
вас работал дома над одной критической статьей. Согласно вашему выбору, мы
распределили вас на 4 группы (список групп и рассадка). Отдельно представлю вам
экспертов: они изучили к уроку по 2 статьи.
4.
Задание группам (3 балла – 5
минут):
Представьте и аргументируйте
оценку образа Обломова в статье критика по плану составить рассказ об
интерпретации образа героя по плану
1) Тезис об образе
2) Аргументы
3) Вопрос
критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений
Подсказка (-1 балл):
1. В
понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)
2. Он
пришел к такому выводу, потому что (укажите причины, обоснования)
3. Однако
мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как не принял во внимание
(факты или свои наблюдения о романе).
Эксперты,
обсуждая прочитанные статьи, заполняют таблицу «шаблон» (5 минут)
Заполнить таблицу «Образ
Обломова в русской критике»
Николай Александрович Добролюбов
«Что такое «обломовщина?»
|
Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова
«Обломов»
|
Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»
|
|
|
|
5.
Обмен (переформирование групп
с тем, чтобы каждая статья была представлена один из обучающихся): представить
позицию критика, статью которого вы изучили,
Заполнить таблицу
«Образ Обломова в русской критике»
Н.И. Добролюбов
«Что такое «обломовщина?»
|
А.В. Дружинин «Роман И.А. Гончарова «Обломов»
|
Д.И. Писарев «Обломов. Роман И.А. Гончарова»
|
|
|
|
Задача эксперта:
проверить фактическую правильность представляемой информации, определить количество
баллов, заработанных каждым
Критерии оценивания:
верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.
Участник
|
Тезис
|
Аргумент
|
Противоречие
|
Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговые баллы записать в
тетрадь на полях
6.
Вернитесь в начальные группы:
сформулируйте вывод по таблице самостоятельно, отразив свою точку зрения о
главном герое романа
Эксперты формулируют вопросы
по критическим статям (по одному к каждой статье)
7. Вспомните,
какие критические школы развивались во второй половине 20 века? Эстетическая
критика, Реальная критика, Нигилисты – революционеры. Укажите, какие
критические школы представляют критики Добролюбов, Дружинин и Писарев. (1 балл)
8.
Опрос экспертов (при
правильном ответе на вопрос 2 балла получает ученик и 1 балл - учитель, ответ
на свой вопрос – 1 балл):
Например,
o Почему
Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?
o Почему
Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?
o Почему
Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?
9.
Формулирование вывода: В
критике XIX века
мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что
важнее: "художественность" или "социальная значимость"
произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове
апофеоз "лишнего человека", менее радикальная критика пыталась
заметить в нем и положительные черты русского национального характера.
10. Рефлексия: «мои затруднения» или «мои успехи».
Карта времени урока
Работа групп
|
Работа экспертов
|
0.Оргмомент
|
1
|
0.Оргмомент
|
1. Целеполагание (тема, цель)
|
2
|
1. Целеполагание (тема, цель)
|
2. Повторение (качества героя)
|
2 +1 на вывод
|
1
|
2. Проверка и подсчет
|
3. Формирование групп
|
2
|
3. Формирование групп
|
4.Групповая работа «Обломов»
|
5
|
5
|
4.
Заполнение таблицы
|
5. Обмен (таблица)
|
10
|
10
|
5. Оценка
|
6. Вывод по таблице
|
3
|
6
|
6. Формулируют вопросы
|
7. Критические школы
|
3
|
8. Итоговый вопрос от экспертов
|
3
|
3
|
7.Критические школы
|
9. Вывод
|
3
|
|
10. Рефлексия
|
6
|
|
|
42 (резерв – 3 минуты)
|
|
Материалы для распечатывания:
Задание группам (3
балла):
Представьте и
аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану
1) Тезис об образе
2) Аргументы
3) Вопрос
критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений
Задание группам (3
балла):
Представьте и
аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану
1) Тезис об образе
2) Аргументы
3) Вопрос
критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений
Задание группам (3
балла):
Представьте и
аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану
1) Тезис об образе
2) Аргументы
3) Вопрос
критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений
Задание группам (3
балла):
Представьте и
аргументируйте интерпретацию образа Обломова в статье критика по плану
1) Тезис об образе
2) Аргументы
3) Вопрос
критику: выявленное противоречие на основе собственных наблюдений
Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по
плану
1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)
2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины,
обоснования)
3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как
не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).
Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по
плану
1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)
2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины,
обоснования)
3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как
не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).
Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по
плану
1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)
2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины,
обоснования)
3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как
не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).
Подсказка (-1 балл): составить рассказ об оценке образа героя по
плану
1.В понимании критика Обломов – это персонаж (какой?)
2.Он пришел к такому выводу, потому что (укажите причины,
обоснования)
3.Однако мы считаем, что критик не прав в своем суждении, так как
не принял во внимание (факты или свои наблюдения о романе).
Образ Обломова в русской критике
(эксперт _____________________________)
Николай Александрович Добролюбов
«Что такое «обломовщина?»
|
Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова
«Обломов»
|
Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»
|
|
|
|
|
|
|
Задача эксперта:
проверить фактическую правильность представляемой информации, определить
количество баллов, заработанных каждым
Критерии оценивания:
верное утверждение – 1 балл, неполный /неточный ответ – 0.5 балла.
Участник
|
Тезис
|
Аргумент
|
Противоречие
|
Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговые баллы записать в
тетрадь на полях
o Почему
Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?
o Почему
Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?
o Почему
Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?
o Почему
Добролюбов считает главным пороком Обломова его «нравственное рабство»?
o Почему
Писарев полагает, что Обломова «должно жалеть»?
o Почему
Дружинин уверен, что «любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.