Система уроков по
творчеству И.С.Тургенева 10 класс.
1. И.С.Тургенев
«Записки охотника»
2. Жизнь
и творчество писателя.
3. Трилогия
о любви.
4. Тургенев
–«золотой мастер прозы»..Писатель и русский реалистический роман.
5. Роман
«Отцы и дети».История создания романа, проблематика.
6. «Преобразования
необходимы…»Образы « отцов» в романе И.С.Тургенева.
7. «Демократ
до конца ногтей».Споры, схватка,дуэль-основные сцены конфликта.
8. «Испытание
любовью». Базаров и Одинцова.
9. «Страстное,
грешное, бунтующее сердце Базарова»
10. Споры
вокруг романа «Отцы и дети». Писарев о романе.
11. Стихотворение
в прозе.
Слова к теме:
Объективность, принципы,
правозвестник,самосознание, общественная обстановка,кризис крепостнической
системы ,конфликт поколений,нигилизм,нигилист, аристократ,плебей,
идеалист,материализм,авторский
замысел, страсть, грех, бунт, дружба,любовь,обязанность,долг,дилетант, роман.
Темы сочинений:
1.Мое любимое поизведение
И.С.Тургенева.
2. «Торжество демократии
над аристократией…»
3. «Я нужен России…Нет,
видно, не нужен…»
4. « От нигилиста к
рьяному хозяину» (Аркадий)
5. Трагическое
одиночество Базарова.
6. Чем интересен роман
«Отцы и дети» и его герой современному читателю?
Литературный диктант по
творчеству И.С.Тургенева.
1.Где и в какой
семье родился И.С.Тургенев?
2.Какое
образование получил будущий писатель?
3. Какие
общественно-политические взгляды выражал И.С.Тургенев?
4.Почему 1843 год
стал значимым в жизни писателя?
5.Какое
произведение принесло известность писателю? Где оно было опуликовано?
6. Назовите
основные темы сборника «Записки охотника».
7.Назовите
повести, раскрывающие тему любви в творчестве писателя.
8. Назовите романы
И.С.Тургенева .
9. Когда был
написан роман «Отцы и дети»?
10.Дайте
определение жанру «Стихотворение в прозе».
Урок литературы 10 класс.
Тема: И.С.Тургенев
«Записки охотника»(1847-1874)
Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом
рассказов Тургенева;
учиться
сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
Эпиграф: «Точно и
сильно воспроизвести истину,
реальность жизни
– есть высочайшее счастие для литератора,
даже если эта
истина не совпадает с его собственными симпатиями»(И.С.Тургенев)
Ход урока.
1.Актуализация.Оргмомент.
2.Мотивация.Цели и
задачи урока.
Чтение
воспоминаний,сочинений о Тургеневе.
-В чем же сила
этих рассказов, в чем их суть?
3.Работа над темой
урока.
1)Запись
в тетрадь определения
Цикл
(от греч. «круг») - группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому,
тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы
стихотворений, рассказов, повестей, романов.
-Можно
ли считать «Записки охотника» циклом, а не случайной подборкой рассказов?
Почему?
2)История создания
сборника «Записки охотника»( сообщение учащегося-опережающее задание.)
Лето и часть осени 1846
года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове.
Писатель почти не прикасался к перу, зато много охотился; его постоянным
спутником был егерь Чернского
уезда Афанасий Алифанов. Выехав в середине октября в Петербург,
писатель узнал, что в «Современнике» произошли изменения: журнал
приобретён Некрасовым и Иваном
Панаевым. Новая редакция
попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в 1-м номере».
Рассказ
«Хорь и Калиныч», написанный для первого номера, вышел в январском выпуске
«Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название
всему циклу, был предложен Панаевым. Поначалу Тургенев не слишком отчётливо
видел ракурс будущего произведения: «кристаллизация замысла» шла постепенно:
|
Наблюдения,
вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так обильны, что
материала этого ему хватило потом на несколько лет работы, в результате
которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе.
|
|
Летом
1847 года Тургенев и Белинский уехали
в Зальцбрунн.
Там работа над «Записками охотника» была продолжена. Когда Тургенев прочитал
друзьям рассказ «Бурмистр», Белинский, по воспоминаниям присутствовавшего в
помещении Анненкова,
отреагировал на один из эпизодов эмоциональной фразой: «Что за мерзавец с
тонкими вкусами!» Этот рассказ стал единственным, под которым автор указал
место и время написания: «Зальцбрунн, в Силезии,
июль, 1847».
В 1852
году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Очень
скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие
языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная
вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, - сообщала Тургеневу
знаменитая французская писательница Жорж Санд, - Ваши помещики предстают перед
нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может
раскрыть Россию лучше, чем эти образы».
За
антикрепостническую направленность правительство решило выслать писателя,
правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852
год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.
Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него
вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так
определился полный состав «Записок охотника».
3. Аналитическая беседа по рассказу
«Бурмистр»:
- Почему лакей не сказал ни слова?
-Что самое страшное в поведении помещика?
-Чтение отрывков «Письмо Белинского к
Гоголю», «Тургенев о себе»
-Какова позиция автора? (писатель дает
клятву бороться против крепостного права)
5.Итог.
- Каким предстает
перед вами характер и образ И.С. Тургенева?
-
Продолжите фразу: «Книга И.С. Тургенева "Записки охотника" - это...»
6. Домашнее задание:Подготовить пересказ
-анализ одного из рассказов (на выбор учащихся) по плану.
План анализа рассказа из сборника «Записки
охотника»
1) Каков
сюжет рассказа?
2) Как
рисует писатель русского крестьянина?
3) Какова
авторская позиция в рассказе?
4) Что
поразило вас в этом произведении?
5) Как
отразилось творческое кредо писателя в нем?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.