Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок литературы 10 класс по теме И.С.Тургенев "Записки охотника"

Урок литературы 10 класс по теме И.С.Тургенев "Записки охотника"

Система уроков по творчеству И.С.Тургенева 10 класс.

  1. И.С.Тургенев «Записки охотника»

  2. Жизнь и творчество писателя.

  3. Трилогия о любви.

  4. Тургенев –«золотой мастер прозы»..Писатель и русский реалистический роман.

  5. Роман «Отцы и дети».История создания романа, проблематика.

  6. «Преобразования необходимы…»Образы « отцов» в романе И.С.Тургенева.

  7. «Демократ до конца ногтей».Споры, схватка,дуэль-основные сцены конфликта.

  8. «Испытание любовью». Базаров и Одинцова.

  9. «Страстное, грешное, бунтующее сердце Базарова»

  10. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Писарев о романе.

  11. Стихотворение в прозе.

Слова к теме:

Объективность, принципы, правозвестник,самосознание, общественная обстановка,кризис крепостнической системы ,конфликт поколений,нигилизм,нигилист, аристократ,плебей,

идеалист,материализм,авторский замысел, страсть, грех, бунт, дружба,любовь,обязанность,долг,дилетант, роман.



Темы сочинений:

1.Мое любимое поизведение И.С.Тургенева.

2. «Торжество демократии над аристократией…»

3. «Я нужен России…Нет, видно, не нужен…»

4. « От нигилиста к рьяному хозяину» (Аркадий)

5. Трагическое одиночество Базарова.

6. Чем интересен роман «Отцы и дети» и его герой современному читателю?

Литературный диктант по творчеству И.С.Тургенева.

1.Где и в какой семье родился И.С.Тургенев?

2.Какое образование получил будущий писатель?

3. Какие общественно-политические взгляды выражал И.С.Тургенев?

4.Почему 1843 год стал значимым в жизни писателя?

5.Какое произведение принесло известность писателю? Где оно было опуликовано?

6. Назовите основные темы сборника «Записки охотника».

7.Назовите повести, раскрывающие тему любви в творчестве писателя.

8. Назовите романы И.С.Тургенева .

9. Когда был написан роман «Отцы и дети»?

10.Дайте определение жанру «Стихотворение в прозе».



Урок литературы 10 класс.

Тема: И.С.Тургенев «Записки охотника»(1847-1874)

Цель:  познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;



Эпиграф: «Точно и сильно воспроизвести истину,

реальность жизни – есть высочайшее счастие для литератора,

даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями»(И.С.Тургенев)

Ход урока.

1.Актуализация.Оргмомент.

2.Мотивация.Цели и задачи урока.

Чтение воспоминаний,сочинений о Тургеневе.

-В чем же сила этих рассказов, в чем их суть?

3.Работа над темой урока.

1)Запись в тетрадь определения

Цикл (от греч. «круг») - группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

-Можно ли считать «Записки охотника» циклом, а не случайной подборкой рассказов? Почему?

2)История создания сборника «Записки охотника»( сообщение учащегося-опережающее задание.)

Лето и часть осени 1846 года Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове. Писатель почти не прикасался к перу, зато много охотился; его постоянным спутником был егерь Чернского уезда Афанасий Алифанов. Выехав в середине октября в Петербург, писатель узнал, что в «Современнике» произошли изменения: журнал приобретён Некрасовым и Иваном Панаевым. Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в 1-м номере».

Рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера, вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название всему циклу, был предложен Панаевым. Поначалу Тургенев не слишком отчётливо видел ракурс будущего произведения: «кристаллизация замысла» шла постепенно:

«

Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так обильны, что материала этого ему хватило потом на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе.

»

Летом 1847 года Тургенев и Белинский уехали в Зальцбрунн. Там работа над «Записками охотника» была продолжена. Когда Тургенев прочитал друзьям рассказ «Бурмистр», Белинский, по воспоминаниям присутствовавшего в помещении Анненкова, отреагировал на один из эпизодов эмоциональной фразой: «Что за мерзавец с тонкими вкусами!» Этот рассказ стал единственным, под которым автор указал место и время написания: «Зальцбрунн, в Силезии, июль, 1847».

В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, - сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, - Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы».

За антикрепостническую направленность правительство решило выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.

Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

3. Аналитическая беседа по рассказу «Бурмистр»:

- Почему лакей не сказал ни слова?

-Что самое страшное в поведении помещика?

-Чтение отрывков «Письмо Белинского к Гоголю», «Тургенев о себе»

-Какова позиция автора? (писатель дает клятву бороться против крепостного права)

5.Итог.

- Каким предстает перед вами характер и образ И.С. Тургенева?

- Продолжите фразу: «Книга И.С. Тургенева "Записки охотника" - это...»



6. Домашнее задание:Подготовить пересказ -анализ одного из рассказов (на выбор учащихся) по плану.

План анализа рассказа из сборника «Записки охотника»

  1. Каков сюжет рассказа?

  2. Как рисует писатель русского крестьянина?

  3. Какова авторская позиция в рассказе?

  4. Что поразило вас в этом произведении?

  5. Как отразилось творческое кредо писателя в нем?















































  • Другое
Автор Кусаинова Гульнара Зекерьяновна
Дата добавления 02.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 749
Номер материала MA-073038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»