Зеленская Мария Васильевна,
Учитель русского языка, литературы, истории и
обществознания
МКОУ СОШ № 16 г.Биробиджана
Методическая разработка урока литературы ЕАО.
Не
знать историю своей малой родины - значит, не видеть себя и свой род в
современной истории. В памяти человечества всегда оставались не столько
технические достижения, сколько духовный уровень эпохи, а это и отражается в
зеркале литературы.
Н.К.Крупская,
ориентируя на расширение кругозора учащихся, подчёркивала, что основным
источником впечатлений школьников является их ближайшее окружение, та
общественная среда, в которой они живут.
Краеведческий
материал должен стать основой понимания учащимися своеобразия литературы других
краёв и областей и литературы в целом.
Проблема
реализации национально-регионального компонента на территории ЕАО
заинтересовала меня ещё при обучении в институте, именно этой проблеме были
посвящены мои выпускные квалификационные работы.
Данный
урок был разработан как элемент дипломной работы, а в последующем применён в
моей работе. В системе уроков может быть использован как
обобщающе-повторительный урок либо как внеклассное мероприятие.
«Литературная шкатулка».
Цели:
Образовательные:
1.
расширить представление о
творчестве поэтов ЕАО;
Воспитательные:
2.
воспитывать интерес к
творчеству писателей ЕАО;
3.
воспитывать чувство
гордости за свой край.
Развивающие:
4.
формирование умения
анализировать содержание произведения, характеризовать литературных героев и их
поступки, давать оценку литературным персонажам;
5.
развивать умение связной
устной речи;
Предварительная подготовка: разбивка на команды, подготовка
инсценирования отрывка их художественного произведения.
Участие принимают две
команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с
темами и ценой вопроса. Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды
одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда,
набравшая наибольшее количество баллов.
I тур.
№
|
Категории
|
Стоимость ответов
|
1
|
Литературные игры
|
5
|
10
|
15
|
20
|
2
|
Э.Г.Казакевич
|
5
|
10
|
15
|
20
|
3
|
И.Л.Бронфман
|
5
|
10
|
15
|
20
|
Вопросы категории
«Литературные игры».
На карточках ФИО
писателей, на других - названия произведений. Карточки перемешиваются. Выбрав карточку
с именем писателя, собрать все его произведения.
Вопросы категории
«Эммануил Генрихович Казакевич».
5 баллов
Где и когда родился
Эммануил Генрихович? ( Э.Г.Казакевич родился 11 февраля 1913 года в городе
Кременчуг на Украине)
10 баллов
В каком году Эммануил
Генрихович стал членом Дальневосточного правления Союза писателей? (1934
г.)
15 баллов.
Как назывался сборник
Э.Г.Казакевича, выпущенный в 1939 году и каким он был по счёту? ( второй
поэтический сборник «Большой мир»)
20 баллов
Кто так вспоминал о
поэте? «Девятнадцатилетний, в длинной шинели и солдатских сапогах, он чем-то
напоминал пограничника. Отец его, первый редактор «Биробиджанер Штерн»,Генрих
Казакевич сказал:»Познакомься, это мой сын Эммануил». Мой новый знакомый
сверкнул на меня стёклышками своих очков и саркастически спросил: «Вы ещё не
замёрзли у нас в Тихонькой?».
Вопросы категории
«Исаак Лейбович Бронфман».
5 баллов.
Кем по образованию
был И.Л.Бронфман? (сельский механик)
10 баллов.
В каком году вышел
сборник стихов «Подснежник» и какова их основная тематика? (1956 год, основная
тема – тема войны)
15 баллов.
Чем памятен 1968 год
для И.Л.Бронфмана? ( в 1968 году он принят в Союз писателей РСФСР)
20 баллов.
Назовите
стихотворение, из которого взяты данные строчки:
«Как тогда, в глаза
мне смотрит прямо,
Строгий друг, орлица
над гнездом,
Мама всем, кому
Россия мама,
И детдом-семья и
отчий дом».
( «Тётя Катя)
II тур.
№
|
Категории
|
Стоимость ответов
|
1
|
Б.О.Олевский
|
5
|
10
|
15
|
20
|
2
|
Семь бед- один ответ
|
5
|
10
|
15
|
20
|
3
|
Стихов любимейшие строчки
|
5
|
10
|
15
|
20
|
Вопросы категории
«Бузи Абрамович Олевский»
5 баллов.
Студентом какого ВУЗа
был Б.О.Олевский? (Московского педагогического института им.В.И.Ленина)
10 баллов.
В каком году появился
первый поэтический сборник поэта и как он назывался? (в 1930 году появился
первый поэтический сборник «Рост»)
15 баллов.
Как называется цикл
произведений Б.О.Олевского, вышедший в 1938 году с которым он выступил как
прозаик и чему он посвящён? ( «Амурские вёрсты», созданные к 4-ой годовщине
ЕАО)
20 баллов.
Ответственным
редактором какого журнала был Б.О.Олевский? («Форпост»)
Вопросы категории
«Семь бед – один ответ».
Называются имена
писателей, а команды называют по 7 стихотворений, произведений.
5 баллов.
А.Драбкин
10 баллов.
Р.Лавочкина
15 баллов.
Э.Казакевич
20 баллов.
Л.Школьник
Вопросы категории
«Стихов любимейшие строчки»
5 баллов.
Восстановите
стихотворение по последним словам-рифмам: комочком-ночью, наружу-стужу.
(Когда под сердцем
трепетным комочком,
Забьётся
песня,торопясь наружу,
В минуты эти мне
теплее ночью,
И сад отцовский
расцветает в стужу.
Э.Казакевич
«Начало».)
10 баллов.
Из какого
стихотворения эти строки?
«И быть не с кем, и
стать ничем…
Достичь предела.
И что-то делать. И
совсем
Не знать что делать.
(«В огромной комнате
пустой…», А.Драбкин)
15 баллов.
Восстановите
стихотворение по последним словам-рифмам: взгляните - нити, опустели –капели.
(Если хотите- на
крыши взгляните,
В каждой сосульке -
по солнечной нити.
Залы читальные вмиг
опустели-
Слушают книжники
песню капели.
Л.Школьник «Капель»).
20 баллов.
Из какого
стихотворения эти строки?
Я не скажу. Что от
восторга млел,
Окраины России
расчищая,
Но вот живу я на
Святой земле,
А святости не ощущаю.
(В.Соломатов «Из
Израиля с любовью»)
III тур.
№
|
Категории
|
Стоимость ответов
|
1
|
А.Л.Драбкин
|
5
|
10
|
15
|
20
|
2
|
Литература ЕАО
|
5
|
10
|
15
|
20
|
3
|
Актёрское мастерство
|
20
|
Вопросы категории
«Александр Леонидович Драбкин»
5 баллов.
Представителем какой
профессии является Александр Леонидович?
(прокурор-криминалист)
10 баллов.
Назовите основные
темы творчества А.Л.Драбкина.
(тема
переселенчества, тема любви, тема любви к Биробиджану, еврейская тематика).
15 баллов.
Определите из какого
произведения А.Л.Драбкина взят отрывок :
«Серёга был огромного
роста, не имел проблем со здоровьем, окончил 10 классов школы № 4,
расположенной в Лукашова, что в Биробиджане. Здоровый душой и телом, мой друг
не поступил в институт, и это позволило военному комиссару области направить
его в военно-морскую часть особого назначения. С тех пор Серёга с гордостью
говорил: «Спецназ не кучка …, а если кучка, то очень большая». Требования
секретных инструкций не позволяли Серёге говорить кому бы то ни было в какой
части он служит, и Серёга не говорил, как бы «убедительно» его об этом не
спрашивали.»
(рассказ «Серёга из
Лукашей»)
20 баллов.
С кем, по словам
самого А.Л.Драбкина, он ощущает стилистическую связь?
( с Бабелем)
Вопросы категории
«Литература ЕАО»
5 баллов.
Чем конец 30-х годов
знаменателен для литературной жизни Биробиджана?
( с конца 30-х годов
в Биробиджане стали издавать литературно-художественный журнал «Форпост»)
10 баллов.
Назовите имена
писателей ЕАО, которые в своё время оказались в сталинских лагерях?
(Бузи Миллер, Любовь
Вассерман,Израиль Эмилиот, Григорий Рабинков, Наум Фридман и др.)
15 баллов.
Назовите года, в
период которых в Биробиджане трудилась общественная редколлегия и над выпуском
каких книг она работала?
(80-е годы, «На
берегах Биры и Биджана», сборник «Литературный Биробиджан», сборник «Биробиджан
– край далёкий и близкий», «Земля на которой я счастлив»).
20 баллов.
Назовите имя
писателя, который среди первых еврейских писателей приехал на станцию
Тихонькая. К тому времени он был уже автор известной книги «Шахты».
(Меир Альбертон)
Актёрское
мастерство.
Команды показывают
инсценированные отрывки из художественных произведений.
IV тур.
Команды вытягивают
конверты с заданием. Необходимо в правильном порядке восстановить слова в
высказывании, определить, кто является автором данного высказывания, из какого
произведения взята цитата и кто является автором произведения.
1 команда.
С Богом, а когда, это
шизофрения, говорит, когда, с ним, человек, Бог, молитва, говорит, это.
(«Когда человек
говорит с Богом – это молитва, а когда Бог говорит с ним – это шизофрения»,
слова принадлежат Якову Дектярь из рассказа А. Драбкина «Исповедь»).
2 команда.
Сказка, я, начала, и
мне, считать годы, кончилась, и бабке, кукушка, повзрослел.
(«Я повзрослел –
кончилась сказка: кукушка начала считать годы и бабке, и мне», слова
принадлежат герою, от имени которого ведётся повествование в рассказе
В.И.Антонова «Детство»).
V ТУР.
«Блиц», победившая
команда отвечает на 10 вопросов.
1.
Как назывался сборник,
выпущенный в 1984 году к полувековому юбилею области, где собраны произведения
советских еврейских писателей и поэтов, писавших на идиш? (Биробиджан – край
далёкий и близкий)
2.
Как в дальнейшем будет
называться литературный журнал «Форпост»? («Биробиджан»)
3.
Кто автор строк» «Полюбила
меня, присушила меня та земля, на которой я счастлив»? (Э.Г.Казакевич)
4.
Назовите автора и
произведение, в котором описываются воспоминания 25 января 1945 года, когда
войска 1-го Украинского фронта освобождали Освенцим. ( Е.И.Кудиш «Воскресший
под Освенцимом»)
5.
Кому посвятил своё стихотворение
«Память» И.Л.Бронфман? (Э.Казакевичу)
6.
Кому принадлежат следующие
слова и о ком они: «Не оставалось у него времени на то, чтобы прислушиваться к
ожесточённым спорам о его личности. Многие восхваляли его как реалиста, другие-
как романтика. Бесспорно одно: в этом человеке многое было необыкновенно. Ярко
выраженный реалистический склад ума сочетался у него с пылким воображением и
почти болезненной чувствительностью». (Е.Кудиш, о Р.С.Шойхет)
7.
Основной темой творчества
этого писателя была тема самоотверженного труда молодых педагогов, работающих
на Дальнем Востоке. (Г.Б.Рабинков)
8.
Как называется первый
поэтический сборник Б.О.Олевского, вышедший в 1930 году и получивший столь
важную для творческой судьбы начинающего поэта положительную и доброжелательную
оценку уже известного тогда еврейского писателя Давида Бергельсона. («Рост»)
9.
Назовите имя поэтессы ЕАО,
которая с 2000 года работает в областной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема
заведующей сектором национальной литературы. (А.Н.Акименко)
10.
Назовите современных
писателей и поэтов ЕАО.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список использованной литературы:
1.
Алёнкина Е. Писатели Дальнего Востока//
Библиографический справочник. Вып.2-Хабаровск: Хабар. Краевая универс. науч.
Б-ка, 1989.-384 с.
2.
Биробиджан: Литературный альманах/Сост.:
В.И.Антонов, А.Я.Рабинович, И.А.Файнфельд; ред. Л.И.Миланич.- Хабаровск: Изд.
дом «Дальний Восток», 3004.-170 с.
3.
Вайсерман Д. // Как это
было?-Биробиджан,1993.-232
4.
Гузева Н.Ю.,
Братцева Н.Н. «Литература ЕАО»: Рабочая программа по литературе ЕАО.- Биробиджан,
ОблИУУ,2006,16.
5. Дальневосточная
литература. Учебное пособие-хрестоматия для учащихся 8-9 классов для
общеобразов. учрежд. Хабар. края.- Хабаровск: кн. Изд-во,2005.-397с.
6. Еврейская автономная область:Энциклопедический
словарь/Под ред.В.С.Гуревича, Ф.Н.Рянского.-Биробиджан:Изд-во РИОТИП
,1999.-368с:87ил. ,83цв. фотографий, 17карт.
7.
Кудиш Е.И.
Литературное наследие ЕАО. Выпуск 1. Биробиджан,1992.-92с.
8. Литература Еврейской автономной области. 9-11
класс:Хрест./Сост. Л.Н.Капуцына, Н.Ю.Гузева, А.А.Просмушкина.-Биробиджан,
Хабаровск:Хабаровское кн. изд-во,2005.-367с.:ил.
9.
Методика
преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.:
Академия, 2003.
10.
Филипкина Н.//
Кудиш Е. Литературное наследие ЕАО. Выпуск 1. Биробиджан,1992.-92с.
11. ШапироЛ.Б.,В.Т.Мартынов.,.И.Миллер.,Л.Б.Школьник.,Г.В.Дмитриев.,
Р.С.Шойхет. Земля на которой я счастлив. Хабаровское книжное издательство,
1981.-416с.
12. Школьник Л.Б. Сборник стихотворений. Хабаровское
книжное издательство,1984.-84 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.