КГУ «Средняя школа имени Абая»
Повторение по теме "Лексика. Фразеология"
(урок по русскому языку в 6 классе)
Учитель: русского языка и литературы
Пустограева В.И.
Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по
теме "Лексика. Фразеология"
Цели урока:
- Закрепить понятие о лексикологии и
фразеологии как разделах русского языка.
- Формировать умение различать слова русского
языка по сфере употребления.
- Учить определять лексическое значение
фразеологизмов.
- Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли
в обогащении языка.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в группах.
- Формировать умение применять на практике
полученные знания.
- Развивать познавательные процессы (память,
воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока:
обобщение пройденного материала.
Вид урока:
урок-игра.
Технология: на
диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
- высказывания о русском языке;
- жетоны (Приложение 1, Приложение 2 – у
автора);
- кроссворды;
- карточки с фразеологическими оборотами;
- изображения животных (черепаха, заяц, слон,
медведь);
- картинки, иллюстрирующие фразеологические
обороты;
Ход урока
I. Организационный
момент.
Здравствуйте,
ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным?
Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что
урок будет проходить в виде игры)
Ребята, прочитав
тему урока, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны
будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.
II. Словарно-орфографическая
работа.
Расскажите,
что вы знаете о этих терминах, приведите примеры (лексикология, лексика, профессионализмы,
диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы).
III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли
вы?»
- Играют 2 команды (класс предварительно
разделен); названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на
доске (названия соответствуют теме урока).
- Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее
ответит (учащиеся поднимают руки).
- За каждый правильный ответ команда получает
1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
- В конце игры подсчитываются баллы команд и
жетоны у учащихся.
- Все учащиеся получают оценки в журнале (чья
команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е –
7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п –
17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ –
27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составить слово из цифр:
13,
|
6,
|
12,
|
19,
|
10,
|
12,
|
16,
|
13,
|
16,
|
4,
|
10,
|
33.
|
л
|
е
|
к
|
с
|
и
|
к
|
о
|
л
|
о
|
г
|
и
|
я
|
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается
слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что
такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 4. Что
такое диалект, диалектизмы? Пример (Говор.)
Задание 5. Мы
говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)
Задание 6. Я
зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра,
акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 7.
Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин,
аквариум и т.д.
Задание 8. «Четвертый
лишний». Найдите устаревшее слово.
- кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
- пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 9.
Замените устаревшие слова синонимами:
Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки;
выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет –
говорит; перст – палец.
Задание 10. Кто
быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
- одно заимствованное слово;
- одно устаревшее слово.
Задание 11.
Определите слово по его лексическому значению:
- Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
- Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
- Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
- Очень большой. (Огромный, гигантский.)
- Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
- Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
- Слова, употребляемые жителями одной
местности. (Диалект.)
- Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)
Задание 12. Замените исконно русскими слова заимствования:
- презентация (представление)
- шоу (зрелище)
- имидж (облик)
- прогресс
(развитие)
- космос
(Вселенная)
- менталитет (обычаи-привычки)
- диалог (беседа)
Задание 13. «Я
начну, а ты продолжи»:
- На все руки (мастер).
- Сесть в (колошу).
- Бить (баклуши).
- Держать язык (за зубами).
- Прочитал книгу (от корки до корку).
- Куда глаза (глядят).
- Как ветром (сдуло).
Задание 14.
Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются
рисунки с изображениями животных.)
1.
Волка ноги кормят.
2.
За двумя зайцами…
- Топает, как слон.
- Медведь на ухо наступил.
Задание 15.
I. О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах?
Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким
свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую
оценку несет фразеологизм (приведите пример).
|
1. Голоден как…
2. Нем как…
3. Хитёр как...
4. Грязный как...
5. Упрям как...
6. Здоров как...
7. Болтлив как...
|
8. Изворотлив
как...
9. Колючий как...
10. Надут как...
11. Драчлив как…
12. Важный как…
13. Красный как…
14. Плестись как…
|
Задание 16.
Вопросы-шутки:
- Из каких фразеологизмов можно заключить,
что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши
прожужжать.
- В каком фразеологизме упоминается таблица
умножения?
Как дважды два (знать).
- Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
- Говорят: «Искать по горячим следам». А
может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
- Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
- Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
- Какое кушанье бывает в голове у некоторых
людей?
Каша.
- Известно, что собственный локоть укусить
невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
- Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».
- Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 17. «На
загадку дай отгадку».
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают,
не белье, а их развешивают. (Уши.)
- Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в
поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его рискуешь проглотить, за него тянут, на
нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
- Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают
в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
- Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее
просит дырявая обувь. (Каша.)
Задание 18. Назови
фразеологизм, изображенный на картинке.
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Носом к носу (близко столкнуться)
Как пить дать (наверняка)
Задание 19.
II. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах?
Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще
фразеологизмы с этим животным вы знаете?
|
1. Пишет как … лапой
2. Делить шкуру
неубитого…
3. На сердце … скребут
4. …носа не подточит
5. Лить … слезы
6. Белая…
7. Биться, как … об лед
8. Вот где … зарыта
|
9. Денег … не клюют
10. Заморить…
11. Как … языком слизала
12. Как … в воде
13. Когда … на горе
свистнет
14. Купить … в мешке
15. …на смех
16. Считать…
|
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают
по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи
пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать
показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
|
Не находить места.
|
Прикусить язык.
|
Намылить шею.
|
Попасть не в бровь, а в глаз.
|
Зарубить на носу.
|
Ломать голову.
|
В рот воды набрал.
|
V. Разгадай
кроссворд
- Устаревшее слово. Высокие кавалерийские
сапоги.
- Латинское слово. Титул главы монархического
государства, лицо, носящее этот титул.
- Ударный музыкальный инструмент, верх и низ
которого обтянуты кожей.
- Диалектное слово.
- Яма, наполненная водой.
- Устаревшее слово. Подставка для лучины (для
освещения крестьянской избы).
- Слово, заимствованное из итальянского языка.
Сочетание красок, цветов в картине.
- Слово, заимствованное из немецкого языка.
Разновидность капусты.
- Диалектное слово. Принятие пищи между обедом
и ужином (глагол в неопределенной форме).
- Устаревшее слово. Форменная шляпа
треугольного фасона.
- Устаревшее слово. Наемный служащий в
торговом заведении, продавец.
- Диалектное слово. Конечно, разумеется.
VI. Подведение
итогов урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.