Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок-лекция по общей биологии в 10 классе (химико - биологического профиля). Тема: "Углеводы – органические вещества, их химическая структура, разновидности, содержание в клетке и функции"

Урок-лекция по общей биологии в 10 классе (химико - биологического профиля). Тема: "Углеводы – органические вещества, их химическая структура, разновидности, содержание в клетке и функции"

Скачать материал

 

Урок-лекция

по общей биологии в 10 классе (химико - биологического профиля).

Раздел 2. Учение о клетке. Глава 3. Химическая организация клетки.

 

 

Тема:         Углеводы – органические вещества, их химическая структура,             разновидности, содержание в клетке и функции.

 

 

 Цели /слайд2/.

 Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

Овладение умениями: устанавливать связь между развитием биологии и социально – этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования; пользоваться биологической терминологией и символикой.

 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.

Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.

 

 Задачи/слайд 2/.

 Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях углеводов и умения устанавливать связь между их строением и функциями, охарактеризовать их многообразие. Выяснить причину многообразия жизни на нашей планете.

 

Оборудование: ТСО – компьютер, презентация к уроку; таблицы, иллюстрирующие строение и функции углеводов; карточки – задания, тестовые задания на каждый стол.

На доске терминология.

 

Тип урока: комбинированный.

            

Ход урока:

 

I. Изучение нового материала. Терминология.

1. Биологические полимеры.

2. Содержание углеводов в живой материи.

3. Классификация углеводов и их свойства.

4. Биологические свойства углеводов.

II.  Закрепление знаний.

III. Домашнее задание.

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Изучение нового материала.

                                                            

Терминология.

 

1.Полимеры (от греч. поли – много и мерос – часть), макромолекулы (от греч.макрос – большой). – гигантские молекулы, образованные многими повторяющимися частями, так называемыми мономерами.

16. Глюкоза, фруктоза, галактоза (гексозы), Их общая формула С6Н12О6. Глюкоза – виноградный сахар. Фруктоза  встречается в плодах, поэтому ее называют плодовым сахаром. Галактоза – пространственный изомер глюкозы. Она входит в состав лактозы – молочного сахара.

2. Мономеры (от греч. монос – один). это строительные блоки, способные соединяться друг с другом, образуя полимеры.

 

17. Альфа и бета глюкоза. (Гидроксильная группа при первом атоме углерода может располагаться как под плоскостью цикла (альфа - изомер), так и над ней (бета - изомер).

3. Полисахариды -  биологические полимеры

18. Олигосахариды: (полисахариды I порядка) дисахариды, трисахариды

4. Углеводы - органические вещества. Общая их формула Сn 2О)m.

19. Сахароза – С12Н22О11 (тростниковый или свекловичный сахар)

5. Моносахариды (монозы, или простые сахара) – состоят из одной молекулы

20. Лактоза – молочный сахар, имеет в составе глюкозу и галактозу.

6. Глицерин - многоатомный спирт

21. Мальтоза – солодовый сахар, структурный элемент крахмала и гликогена

7. Глицериновый альдегид и диоксиацетон- два простейших  моносахарида, образуются при окислении глицерина, содержат по три углеродных атома и относятся к триозам

(3 С)

22. Полисахариды II порядка, несахаропо- добные, крахмал (С6Н10О5)n, гликоген, целлюлоза(клетчатка), хитин, муреин

8.

23. Гепарин – ингибитор свертывания крови

9. Триозы (3 С), тетрозы (4 С), пентозы (5С)

гексозы (6 С),гептозы (7 С)

24. Слизи – выделяются железами, богаты углеводами

10. Гидроксильная группа ( -ОН)

25. Камеди – выделяются в местах повреждений стволов деревьев

11. Карбонильный кислород (=О)

26. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

12. Альдегид: если карбонильная группа находится в конце цепи, тогда моносахарид называется альдозой

27. Коферменты:

 НАД+-никотиномидадениндинуклеотид, ФАД+-флавинадениндинуклеотид

13. Кетоны: при любом другом положении карбонильной  группы моносахарид является кетоном (например, диоксиацетон) и называется кетозой.

28. Рибулозобифосфат  - акцептор СО2 в

темновой фазе фотосинтеза

14. Эритроза (тетроза). Этот сахар в растениях является одним из промежуточных продуктов фотосинтеза.

Шерсть и шелк - белки,  хлопок - углевод целлюлоза, каучук - углеводород полиизопрен.

15. Рибоза и дезоксирибоза - пентозы, рибоза(С5Н10О5) и дезоксирибоза5Н10О4). В дезоксирибозе около одного из атомов углерода отсутствует кислород, отсюда и название этого углевода. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав мономеров нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, а также в состав АТФ.

Регулярным, или периодическим, называется полимер, в молекуле которого группа мономеров периодически повторяется : Б-А-А-Б-А-А-Б-А-А. Не регулярный, или непериодический, когда нет видимой закономерности и повторяемости мономеров: А-Б-Б-Б-А-А-А-Б-А.

 

 

                                     I, 1.  Биологические полимеры /слайд 3,4/.

 

        Основу строения клеток и организмов составляют огромные молекулы, называемые полимерами. Полимеры (от греч. поли – много и мерос – часть) – гигантские молекулы, образованные многими повторяющимися частями, так называемыми мономерами (от греч. монос – один). Мономеры -  это строительные блоки, способные соединяться друг с другом, образуя полимеры, известные также под названием макромолекул (от греч.макрос – большой).

         К полимерам относятся основные составные элементы живых организмов – полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин), белки и нуклеиновые кислоты. Их называют биологическими полимерами. С начала XX в. химики стали изготовлять искусственные органические полимеры.

         Молекулы биологических полимеров лежат в основе используемых людьми уже не одну тысячу лет шерсти и шелка (белки), хлопка (углевод целлюлоза), каучука (углеводород полиизопрен). Искусственные полимеры лежат в основе искусственного волокна, пластмасс.

          Молекулярная масса искусственных полимеров имеет обычно неопределенную величину. Природные же полимеры имеют вполне определенную величину и массу – от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч ( в исключительных случаях до 1 млн) молекул. Длина молекул доходит до нескольких сотен нанометров (1нм равен 10-9 м).

          По особенностям строения полимеры делятся на два типа: регулярные и нерегулярные.

          Регулярным, или периодическим, называется полимер, в молекуле которого группа мономеров периодически повторяется. Например: Б-А-А-Б-А-А-Б-А-А и т.д. (буквами А и Б обозначены разные мономерные звенья). К регулярным полимерам из биологических полимеров относятся многие полисахариды.

          Нерегулярным, или непериодическим, называется полимер, в молекуле которого нет видимой закономерности и повторяемости мономеров. Например: А-Б-Б-Б-А-А-А-Б-А и т.д. Из биологических к нерегулярным полимерам относятся белки и нуклеиновые кислоты.

           Итак, организм строит свои макромолекулы, соединяя друг с другом мономеры. Полимеры обладают многообразными свойствами. Это объясняется многочисленными

 вариантами соединения мономеров в цепь. За счет этого обеспечивается разнообразие жизни на нашей планете.

 

                                     I, 2. Содержание углеводов в живой материи. /слайд 6/

          Углеводы – самые распространенные на Земле органические вещества. Они содержатся в клетках всех живых организмов. Название «углеводы» произошло потому, что первые известные вещества этого класса состояли как бы из углерода и воды. Общая их формула Сn 2О)m. У большинства углеводов число атомов водорода в 2 раза превышает количество атомов кислорода. Позднее были найдены углеводы, не отвечающие этой общей формуле, но название «углеводы» сохранилось.

           В животных клетках углеводов немного: 1 – 2 иногда до 5% (например, в клетках печени). Растительные клетки, напротив, богаты углеводами – там их содержание достигает 90% сухой массы.

 

                                    I, 3. Классификация углеводов и их свойства. /слайд7/

           Углеводы, или сахариды, по особенностям строения делятся на три группы.

1.      Моносахариды/слайд 8/ (монозы, или простые сахара) – состоят из одной молекулы и представляют собой твердые кристаллические вещества, бесцветные и хорошо растворимые в воде. Почти все они обладают приятным сладким вкусом.

 

     Моносахариды можно рассматривать как производные многоатомных спиртов (в простейшем случае – глицерина). При окислении глицерина получаются два простейших  моносахарида – глицериновый альдегид и диоксиацетон, которые играют важную роль в обмене веществ клетки. Слайд№1: Образование простейших моносахаридов.

      Глицериновый альдегид и диоксиацетон содержат по три углеродных атома и относятся к триозам (3 С); тетрозы содержат четыре атома углерода (4 С); пентозы – пять (5 С); гексозы – шесть (6 С); и гептозы – семь (7 С).

       В неразветвленном скелете моносахарида все атомы углерода, кроме одного, связаны с гидроксильными группами(-ОН), а один – с карбонильным кислородом (=О). Если карбонильная группа находится в конце цепи, то моносахарид представляет собой альдегид (как, например, глицериновый) и называется альдозой, при любом другом положении этой группы он является кетоном (например, диоксиацетон) и называется кетозой.

       Моносахариды существуют также и в виде замкнутых циклических форм, которые образуются в результате реакции спиртовой и альдегидной (или кетонной) групп внутри самой молекулы.

         Из тетроз в процессах жизнедеятельности, более важна эритроза. Этот сахар в растениях является одним из промежуточных продуктов фотосинтеза. Слайд №9: Эритроза (структурная и циклическая формы).

         Наиболее широко распространены в животном и растительном мире пентозы и гексозы. Пентозы представлены такими важными соединениями, как рибоза5Н10О5) и дезоксирибоза5Н10О4). В дезоксирибозе около одного из атомов углерода отсутствует кислород, отсюда и название этого углевода. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав мономеров нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, а также в состав АТФ. Слайд №10: Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза.

         Из гексоз наиболее широко распространены - глюкоза, фруктоза и галактоза. Их общая формула С6Н12О6. Глюкоза – виноградный сахар. Она входит в состав важнейших ди- и полисахаридов. Глюкоза – первичный и главный источник энергии для клеток. Фруктоза в большом количестве встречается в плодах, поэтому ее часто называют плодовым сахаром. Особенно много фруктозы в меде, фруктах, сахарной свекле. Галактоза – пространственный изомер глюкозы. Она входит в состав лактозы –

 молочного сахара, а также некоторых полисахаридов. Слайд №11: Гексозы. Глюкоза, галактоза,фруктоза

         Моносахариды могут быть представлены в форме альфа - и бетта - изомеров. Гидроксильная группа при первом атоме углерода может располагаться как под плоскостью цикла (альфа - изомер), так и над ней (бета - изомер). Молекулы крахмала состоят из остатков альфа – глюкозы, а молекулы целлюлозы – из остатков бета – глюкозы. Слайд №12: Схемы строения альфа- и бетта – глюкозы.

         2. Олигосахариды (полисахариды первого порядка) составляют промежуточную группу между моносахаридами и высшими полисахаридами (полисахаридами второго порядка). Они содержат от 2 до 10 моносахаридных остатков. В зависимости от количества остатков моносахаридов (количества мономерных звеньев), входящих в молекулы олигосахаридов, различают дисахариды, трисахариды и т.д. Наиболее широко распространены в природе дисахариды, молекулы которых образованы двумя остатками моносахаридов. К ним относятся сахароза, лактоза и мальтоза.

        Сахароза – хорошо знакомый нам тростниковый или свекловичный сахар; общая формула С12Н22О11. Сахароза состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Она чрезвычайно широко распространена в растениях (семена, ягоды, корни, клубни, плоды) и играет большую роль в питании многих животных и человека. Этот дисахарид легко растворим в воде. Главное сырье для получения сахарозы – сахарная свекла и сахарный тростник. Слайд №13: Сахароза.

 

         Лактоза – молочный сахар, имеет в составе глюкозу и галактозу. Этот дисахарид находится в молоке (от 2 до 8,5%) и является основным источником энергии для детенышей млекопитающих. Используется в микробиологической промышленности для приготовления питательных сред. Слайд №14: Лактоза. 

         Мальтоза – солодовый сахар, состоит из двух молекул глюкозы. Мальтоза является основным структурным элементом крахмала и гликогена. Слайд №15: Мальтоза. 

         Олигосахариды еще называют сахароподобными веществами.

3.        Полисахариды второго порядка, или несахароподобные сложные углеводы,  в    

 воде не растворяются, сладкого вкуса не имеют. Образуются в результате реакции поликонденсации и состоят из большого числа моносахаридов. Молекулярная масса велика и составляет от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Важнейшими полисахаридами являются крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин, муреин.

          Крахмал является смесью двух полимеров альфа - глюкозы: амилозы и амилопектина. Амилоза состоит из остатков глюкозы, соединенных в неразветвленную цепь. В составе амилозы – от 60 до 300 остатков глюкозы. Молекулы амилозы свернуты в спирали. Амилоза способна растворяться в горячей воде и в присутствии йода окрашивается в синий цвет. Амилопектин состоит как из линейных, так и из разветвленных цепей, образованных примерно 1500 остатками глюкозы. Амилопектин окрашивается йодом в сине – фиолетовый цвет. Слайд №16: Схема строения крахмала.

           Количество остатков глюкозы в молекуле крахмала исчисляется несколькими тысячами. Его общая формула (С6Н10О5)n. Крахмал содержится в большом количестве, например, в клубнях картофеля, в большинстве семян и во многих плодах. Запасается крахмал в виде крахмальных зерен, наиболее крупные они у картофеля, а самые мелкие – у риса и гречихи. Слайд №16: крахмальные зерна пшеницы (а), овса (б) и картофеля (в).                              

           Гликоген – полисахарид, содержащийся в тканях тела животных и человека, а также грибах, дрожжах и зерне сахарной кукурузы. Гликоген играет важную роль в превращениях углеводов в животных организмах. Он в значительных количествах накапливается в печени, мышцах, сердце и других органах. Гликоген поставляет глюкозу в кровь. Он является полимером альфа – глюкозы и по структуре напоминает амилопектин, но разветвлены его полимерные цепи сильнее. Молекула гликогена состоит примерно из 30 тыс. остатков глюкозы. Слайд №17: Гликоген. 

       Клетчатка (целлюлоза) – главный структурный компонент клеточных стенок растений. В ней аккумулировано около 50% всего углерода биосферы. Клетчатка нерастворима в воде. По своей структуре это линейный полимер. Ее молекула представляет собой неразветвленную вытянутую цепочку моносахаридов, представленных  бета – глюкозой. Множество линейных молекул целлюлозы уложено параллельно и «связано в пучки» водородными связями. Поперечная связь между цепями препятствует проникновению воды, поэтому целлюлоза очень устойчива к гидролизу и, следовательно, является прекрасным строительным материалом, идеально подходящим для растений. Слайд №18: Конформация молекулы целлюлозы.

            Хитин – это полимер, мономером которого является аминопроизводное бета – глюкозы – N-ацетилглюкозамин. Хитин является строительным материалом, которого особенно много в наружном скелете членистоногих  и в клеточных  стенках грибов. 

            Таким образом, углеводы – разнообразная по своему строению, а, следовательно, и по физическим и химическим свойствам, группа веществ. Это многообразие позволяет им выполнять в клетках и организмах многочисленные функции. Слайд 19

 

                    I, 4.  Биологические функции углеводов.

 

           Со многими функциями этих органических веществ мы уже познакомились выше, поэтому подчеркнем лишь главные функции углеводов./Слайд 20 - 22/

 

            1. Энергетическая – углеводы служат источником энергии для организма. При окислении 1г углеводов выделяется 17,6 кДж (4,2 ккал) энергии. Следует отметить, что сахара являются главным источником быстро мобилизуемой энергии, так как в процессе пищеварения они легко переводятся в форму, пригодную для удовлетворения энергетических потребностей клеток.

            2.  Строительная – целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений, хитин обнаруживается в клеточной стенке грибов и в наружном скелете членистоногих, гликопротеиды – соединения углеводов с белками входят в состав хрящевой и костной ткани животных.

           3.  Запасающая – выражается в том, что крахмал накапливается клетками растений, а гликоген – клетками животных. Эти вещества служат для клеток и организмов источником глюкозы, которая  легко высвобождается по мере необходимости.

            4. Защитнаягепарин – ингибитор свертывания крови; слизи, выделяемые различными железами и богатые углеводами, предохраняют пищевод, кишечник, желудок, бронхи от механических повреждений, препятствуют проникновению в организм бактерий и вирусов; камеди, выделяющиеся в местах повреждения стволов и ветвей, защищают деревья и кустарники от проникновения инфекций через раны.

            5.   Составная часть жизненно важных веществ – входят вместе с белками в состав ферментов, входят в состав ДНК, РНК, АТФ, участвуют в синтезе коферментов НАД+, НАДФ+, ФАД+.

 Слайд №23: ФАД – флавинадениндинуклеотид, НАД – никотиномидадениндинуклеотид. 

       6.  Участие в фиксации углерода -  рибулозобифосфат является непосредственным акцептором углекислого газа в темновой фазе фотосинтеза. Слайд №24: Фиксация СО2 в темновой фазе фотосинтеза.

 

 

                                         II.  Закрепление знаний.   

             1. Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.            

             2.  Работа по карточкам (компьютерный и печатный варианты).

             3. Тестовая проверка знаний.

 

 

III.  Домашнее задание.

         Изучить параграф учебника  - 3.2.2., стр.100-102, конспект урока (авторы учебника: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова), 2007г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-лекция по общей биологии в 10 классе (химико - биологического профиля). Тема: "Углеводы – органические вещества, их химическая структура, разновидности, содержание в клетке и функции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



Основу строения клеток и организмов составляют огромные молекулы, называемые полимерами. Полимеры (от греч. поли – много и мерос – часть) – гигантские молекулы, образованные многими повторяющимися частями, так называемыми мономерами (от греч. монос – один). Мономеры -  это строительные блоки, способные соединяться друг с другом, образуя полимеры, известные также под названием макромолекул (от греч.макрос – большой).

К полимерам относятся основные составные элементы живых организмов – полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин), белки и нуклеиновые кислоты. Их называют биологическими полимерами. С начала XX в. химики стали изготовлять искусственные органические полимеры.

Молекулы биологических полимеров лежат в основе используемых людьми уже не одну тысячу лет шерсти и шелка (белки), хлопка (углевод целлюлоза), каучука (углеводород полиизопрен). Искусственные полимеры лежат в основе искусственного волокна, пластмасс.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 844 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 7001
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 626
    • DOCX 91.5 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саутиева Замира Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саутиева Замира Владимировна
    Саутиева Замира Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5857
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе