Инфоурок География Другие методич. материалыУРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ

УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ

Скачать материал

Урок - лабораторное занятие

 

 

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором ор­ганизуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам, художественной литературе.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному ус­воению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать доку­менты, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.

На данном уроке используются: учебник, актовые документы, ис­торические очерки.

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно познакомиться с народными волнениями XVII века.

Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из ко­торых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет История Отечества

Профессия  социальный работник,I курс на базе  9  классов

Урок 53.

 Урок - лабораторное занятие( 2 час по 40 мин).

Тема урока :«Восстание под предводительством Степана Разина»
Задачи урока: объяснить противоречия развития России в XVII  в., систематизировать знания учащихся о крупнейшем восстании второй половины XVII в., о личности Ст. Разина, развивать умения работать с документами, учебником, картой; формировать навыки сравнения, анализа. Воспитывать чувство уважения к родной истории.

Тип урока: лабораторное занятие.

Цель урока: выработать у учащихся умения: самостоятельно работать с первоис-

точниками ,читать документы, извлекать и анализировать информацию, рассуж-дать, критически оценивать документальные данные и делать логически правиль-

ные выводы, составлять таблицы по исследуемому вопросу, уметь выделять необ-

ходимое из прочитанного.

Оборудование урока: карта «Народные восстания в России в XVII в.»,портрет С.Разина, на доске запись определения «крестьянская война»,раздаточные карточ ки с терминами «казаки», «холопы», «стрельцы», «бояре», «помещики», «царь».
На доске: портрет СТ. Разина; карта «Народные восстания в России в
40 - 70 гг.
XVII века». Определение «крестьянская война».
Эпиграф:    Но свободы русской зарево разгорелося вокруг,

Против силы государевой города восстали вдруг.

Слава Разина победная по Руси пошла теперь...

                                                          Н. Кончаловская.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Ход урока :

              Деятельность преподавателя

Деятельность  учащихся

1.Организационный момент (запись в рапортичке)      2 мин                                 

Доклад старосты об отсутствующих

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны повторить материал прошлого урока.

Учащиеся повторяют по конспектам

тему прошлого урока и

2.Проверка знаний учащихся                                         15 мин

 

Группа делится на команды по 4 человека и  начинает повторение домашнего задания

Каждая команда выбирает командира

Объясняю правила конкурса «Свиток истории» и крите-

рии оценок:на протяжении всего урока команды получают «Грамоты успеха» за ответы(2 карточки-ответ без ошибок,1 карточка-ответ с неточностью),1 карточка за активность в обсуждении вопросов и предложенных проблемных ситуаций,1-за объективность оценок команд-соперников.

Командиры команд отрывают часть

«свитка» с вопросами и вместе с командой дают ответы.

 

 

При необходимости вношу поправки в самостоятельную

деятельность учащихся

Команды отвечают ,а «соперни-

ки» оценивают правильность ответа.

Выделяю наиболее активных участников конкурса из чис-

ла учащихся.Они получают «Грамоту успеха»

 

Подводятся итоги проверки знаний, полученных на пре-дыдущем уроке

Команды подсчитывают количество карточек.

3.Изложение нового материала                         20 мин

проводится с работой по заполнению таблиц

 

 

Актуализация темы:                                                           3 мин

-Почему 17 век назвали бунташным? Какие бунты и вос-

стания произошли в течение столетия? И после кратких ответов учащихся вывешивается схема

БалашовскоеДви

жение 1632-34 гг

Соляной бунт 

     1648 г

Медный бунт

       1662

Причины:тяжкие

 поборы и повин

ности народа.

Притеснения и взяточничество

Служилых людей.

Выпуск медных денег,приравнен ныхсеребряным

Называю цели урока и ставлю проблемную задачу:

Выступление народа под руководством С.Разина наука

оценивает  по- разному: одни учёные считают его восста

нием,другие – крестьянской войной.Изучив документы,

мы должны будем дать этому событию свою оценку:оно

было восстанием или крестьянской войной?

 

 

Заслушиваются сообщения по опережающему заданию:

1.Об исторических условиях развития России во второй половине 17 в

2.Об усилении противоречий в стране вследствие укрепления самодержавной власти.

3.О влиянии церковного раскола на

внутреннюю ситуацию в России

Учащиеся оценивают сообщения и

задают вопросы выступающим.

                                План работы групп:

 

Каждая группа получает документы, вопросы по ним работает в течение 22  минут.

Результаты работы заносятся в таблицу на доске или на ватмане и вывешиваются на интерактивной доске

1 группа:

по учебнику определяет  политические, экономические,

социальные причины  восстания, их закономерность и

предопределённость в крепостнической России

Учащиеся работают с документами:

«Сообщение касательно подробностеймятежа,произведён

ного в Московии Стенькой Разиным» и с «Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса

2 группа :

по первоисточникам исследует требования восставших и отвечает на вопрос :«На кого были рассчитаны прелест-

ные письма» вождей восставших слоев народа?»

 

Учащиеся работают с документами:«Прелестными грамотами»С.Разина и В.Уса ,других вождей восставших

 

 

 

3 группа:

по учебнику и документам определяет социальный и на-

циональный состав участников движения

Учащиеся работают с

документами:1)от 1670 г,3 октября –«Расспросные

речи в Тамбовской приказной избе сына боярского С.Невежина и крестьянина В. Шелудяка о действиях восставших в Ломовском уезде.

2)1670 г, октябрь, «Расспросные речи в полковом стане воеводы князя Ю.Долгорукого пленных участников

движения

 

 

4 группа:

по документам Судного Приказа и докладам бояр царю исследует вопрос о степени организации восставших их вооружении, организованности  ,сплочённости.

1)документ 1670,29 сентября «Расспросные речи казака Н. Самбуленко о начале похода С.Разина с Дона на Волгу, о взятии им Царицына, Чёрного Яра и Астрахани.

2) документ 1670,20 октября «Из от-писок полкового воеводы князя Ю.Долгорукого в Приказ Казанского

дворца.

5 группа :

по документам современников С.Разина – мемуарам не-известного английского купца и немецкого наёмного офицера Людвига Фабрициуса ,служившего в русской ар

мии.а также сочинениям В. Сиповского «Родная старина

о степени противоборства, жестокости и насилии с обеих сторон.

1) «Сообщение касательно подробностей мятежа,произведённого в Мос-

ковии Стенькой Разиным»-автор неизвестен.

2) «Русские записки»

Л.Фабрициуса

3) «Родная старина»

В. Сиповского

4.Закрепление  в виде беседы по вопросам:               10 мин.

Предлагается проверить свои ответы по таблице.

 

 

Причины

движения

 

 

Требования

восставших

 

 

Состав

восставших

 

 

Степень

организо

ванности

 

 

Охват

террито

рии

 

Дейст

Вия вос

Ставши

В горо

дах

 

 

 

 

 

Команды получают закрепительные

Задания в виде таблицы,исправляют ошибки и сдают ответы,устно обос-новывая тх и проверяют ответы сопе рников.

1.Рост на

логов.

2.Сыск беглых

3.Голод в

городах

4.Ухуд-шение

положе

ния слу-

жилых

5.Эпиде-

мии.

 

 

 

 

 

1.Отсутст-вие чётких

требований

в«Прелестн.

письмах призывы

Избавлять-

Ся от бояр

1.Казаки,

крестьяне,

работные

люди.

2.Русские

украинцы,

мордва,

чуваши,

татары,

марийцы.

1.Количес

тво:до 10

тысяч

плохо воо ружённых войск.

Пехота,ко

нница

Дон,По-волжье,

Северо-

Восток Украин

Северн.

районы

 

1.Жесто

кость насилие над бояр

ством и дворяна

ми.Орга низация

управле

ния: ка-

зачий круг,

выборы

атамана

 

 

Учащимся даётся указание проверить заполненную таблицу и сверить её с вариантами правильных ответов на

Доске. Потом предлагается ответить на ряд вопросов:

1.Какие документы вы использовали? Дайте им характе-ристику.2.Какие из них заслуживают наибольшего доверия и почему?

-расспросные речи(протоколы допросов)

- «прелестные грамоты»(письма вождей движения;

-«отписки» воевод(донесения царскому правительству

-мемуары очевидцев(Л.Фабрициуса,известного англичанина

Надо отметить,что из приведённых источников,наиболее достоверны воспоминания и мемуары очевидцев и совре

менников,как наименее заинтересованных в восстании лиц.

2,Учащимся объясняю условия конкурса «Свиток» в ко тором предлагается  найти правильный ответ на «перепу-

танные» вопросы.Оцениваю правильность ответов каждой команды и при необходимости вношу поправки в оценку деятельности каждой команды.По результатам совместной оценки раздаю «Грамоты успеха».

5.Подведение итогов урока                                      5 мин

 

Выводы:

Итак,по результатам сделанной работы можно согласиться с мнением,что движение под руководством С.Разина было крестьянской войной,жестоким противоборством низов и боярства,царской власти на огромной территории России.Вы познакомились с проблемой крестьянских вой и восстаний,можете высказать мысли  о их различиях,научились определять их ха

рактер,факторы возникновения и борьбы народа за свои пра-ва.Узнали о политике царского правительства и проблемах развития России во 2-й половине 17 в.Можно сказать,что

1)причинами поражения восстания были наивный монархизм

стихийность выступления,локальность,слабая организованно

сть,плохое вооружение,отсутствие единого руководства,и еди нства действий.Значение восстания было в том.что оно заста-

вило царское правительство смягчить режим управления.

По итогам совместной оценки за урок  учащимися и препода-вателями выставляются оценки в журнал теоретического обу чения

 

 

 

 

Заслушиваются ответы учащих-ся из каждой группы(по 1 мин)

По поставленному вопросу пе-ред уроком и каждая группа де-лает вывод.

6.Домашнее задание.                                                     5 мин.

 

Конспект урока,§  34 учебника,ответы на вопросы к нему

Запись домашнего задания.

Используемая учебная литература:

1.Учебник Истории России. А.Н.Сахаров,В.И.Буганов Ч.1

2.Книга для чтения по истории Отечества Л,Б.Яковер.

3.Мир русской истории.Под ред.А.Н.Мячина

4.Медиаприложение «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   

                       Профессиональное училище № 50

 

 

Лента: наклоненная вверх:   
          Педагогические     требования как фактор
    компетентности   
           педагога

Доклад на педагогическом
                 Совете
              1.06.2006
         



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          

                                        САМАРА,2004

 

 

 

            МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

                               САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   

                             Профессиональное училище № 50

Лента: наклоненная вверх:  
            ПОУРОЧНОЕ
     ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
       КУРСУ ИСТОРИИ
          ОТЕЧЕСТВА 
         И ВСЕОБЩЕЙ 
            ИСТОРИИ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Утверждено:

Зам.директора по УР                                             О.Ю.Дорошенко                      

 

На методической комиссии общеобразовательных дисциплин:

 

Председатель методической комиссии                          М.В.Евдокимова

          

 

                                    САМАРА,2005

 

 

 

 

 

 

 

         МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   

                       Профессиональное училище № 50

 

 

 

 

            КОМПЛЕКТ ТЕСТОВ

                    ПО ПРЕДМЕТУ

          «ИСТОРИЯ  ОТЕЧЕСТВА»

           

    

     Разработал:                                                                Андреев М.К.

 

     Утверждено:

 

     На методической комиссии общеобразовательных дисциплин

 

    Председатель методической комиссии                   М.В.Евдокимова

 

 

                               САМАРА,2005

 

 

 

 

 

 

            МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

                               САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   

                             Профессиональное училище № 50

 

                                 РЕФЕРАТ

 

 

Лента: наклоненная вверх:  
 ЕКАТЕРИНА II И  
  
  ЕЁ ПРАВЛЕНИЕ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОДГОТОВИЛ:  ЛЫСЯКОВ   А.,гр.109

 

ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ М.К.

 

 

                                    САМАРА,2005

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "УРОК-ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором ор­ганизуется самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам, художественной литературе.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному ус­воению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать доку­менты, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.

На данном уроке используются: учебник, актовые документы, ис­торические очерки.

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно познакомиться с народными волнениями XVII века.

Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из ко­торых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Материалы для урока "Права и свободы человека и гражданина"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 22. Гражданин Российской Федерации
  • 01.10.2020
  • 1164
  • 43
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1898
    • DOCX 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Андреев-Амурский Михаил Константинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 123681
    • Всего материалов: 78

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 985 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 366 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 31 человек